Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ концепций Ф.Е.Василюка и З.Фрейда (стр. 4 из 4)

Василюк выделяет основные "внутренними необходимостями" жизнедеятельности:

1. Здесь-и-теперь удовлетворение.

2. Реализация мотива (удовлетворение потребности).

3. Упорядочение внутреннего мира.

4. Самоактуализация.

Цель процесса переживания относится к одной из перечисленных "необходимостей".Например, за такими целями защитных механизмов, как "избегание страдания" (З.Фрейд) угадывается гедонистическая устремленность к здесь-и-теперь удовлетворению.

Для З. Фрейда доминирующим вариантом понимания психологической защиты был тот, который согласно предложенной схеме может быть обозначен как 3/1. Что "знаменателем" целевой формулы психологической защиты, т.е. конечной целью защитных процессов, З. Фрейд считал "принцип удовольствия", следует, например, из того, что прототипом всех специальных способов защиты является вытеснение, а "мотив и цель всякого вытеснения составляет не что иное, как избегание неудовольствия" . Это следует также из того, что мотивы, стоящие за защитными процессами, Фрейд считал следствиями когнитивного (идеационного) и эмоционального инфантилизма, а принцип удовольствия является для инфантилизма определяющим. Что касается "числителя" формулы, или непосредственных целей защитив процессов, то они, по З. Фрейду, чаще всего состоят в достижении согласованности внутреннего мира. Вытеснение – это средство избавиться от возникшей во внутренней (идеационной) жизни несогласованности, т.е. либо несовместимости между Я и некоторым переживанием, идеей или чувством, как считал З. Фрейд в ранний период творчества, либо противоречия между сознательным и бессознательным, как он считал позже, либо противоречия между Оно, Я, и Сверх-Я, как оформилась эта идея к моменту написания "Я и Оно"

Сложнее дело обстоит с защитой против инстинктов. Во всех случаях защита провоцируется тревогой, однако тревога тревоге рознь: опасения Я могут быть связаны с разными угрозами, и соответственно будут различаться цели защитного процесса. Когда имеет место так называемая "тревога сверх-Я", Я защищается от инстинктов не потому, что они противоречат его собственным требованиям, а ради сохранения хороших отношений со сверх-Я, которому эти инстинкты кажутся неприемлемыми. Целевую формулу этого вида защиты можно изобразить двойным отношением 3/3/1: защитный процесс стремится изменить внутренние связи между Я и инстинктами (3) с тем, чтобы добиться согласованности между Я и сверх-Я (3) и таким путем избежать неудовольствия (1). При так называемой "объективной тревоге" целевая организация защиты имеет несколько другой характер – 3/2/1: основной мотив – избежать страдания (1) заставляет Я приспосабливаться к требованиям внешней действительности (2), а для этого добиваться определенных внутренних соотношений, в частности сдерживать инстинкты (3).

Хотя многие виды психологической защиты, как они описаны у З. Фрейда, имеют другие "целевые формулы", все же можно утверждать, что доминантой в его понимании этого процесса является признание гедонистического устремления как его конечной цели.

Вместо заключения, хотелось бы вернуться к концепции Ф.Е. Василюка и попытаться отнести себя к одному из ее пунктов. Я отношу себя ко второму типу жизненных миров. На данный момент моя актуальная деятельность (учеба) представляется мне наиболее важной, занимает большую часть внутреннего мира. Внешняя жизнь затрудняет этот процесс, требует усилий для преодоления внешних трудностей. Для того чтобы жизнь могла осуществляться, необходимо преодолевать эти трудности.

Трудность внешнего мира в терминах хронотопа означает наличие "протяженности", т. е. пространственной удаленности (жизненных благ) и временной длительности (необходимой для устранения удаленности). Жизненные блага в моем случае это получение диплома, статуса, и мне приходится признать, что удовлетворение потребности, которая является необходимостью, невозможно «здесь и сейчас». Оно возможно лишь «там» и «потом», и в сознании возникает представление о пространственной и временной протяженности внешнего мира.

Вследствие простоты внутреннего мира предельно упрощено и смысловое строение образа внешнего мира. Он выполнен в двух красках: каждый предмет осмысляется только с точки зрения его полезности или вредности для удовлетворения всегда напряженной единственной потребности.

Мир озадачивает меня только с этой внешней, технической стороны: "Как сделать, как достичь?" — вот основной вопрос, который стоит передо мной.

Итак, законом переживания является принцип реальности. Это переживание исходит из того, что реальность "не слышит убеждений", что она непреодолима, борьба с ней бесполезна и, значит, нужно принять ее такой, какова она есть, покориться, смириться и внутри заданных ею границ и пределов попытаться добиться возможности удовлетворения потребностей. Поэтому соответствующий этому случаю тип переживания называется реалистическим. Реалистическое переживание основывается на механизме терпения. Оно исходит из того, что реальность неумолима, ее необходимо принять такой как она есть, и постараться добиться удовлетворения своих нужд в рамках заданных реальностью границ.

Итак, в случае реалистического переживания в каждый момент времени существует только одна потребность, одна деятельность, от остальных можно абстрагироваться и основная проблема заключается в психологическом преодолении трудностей внешнего мира.

Совпадающее поведение, является приспособление, а приспособление по понятию есть процесс, целью которого является прилаживание, подгонка


Список использованной литературы:

1. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

2. Фрейд З., Введение в психоанализ. М. 1991

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2000

4. Кэлвин С. Холл, Гарднер Линдсей. Теория личности.- М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999.

5. Д.М. Рамендик, О.В. Одинцова Психология и психологический практикум. М. Колосс. 2004