Смекни!
smekni.com

Теории массовой коммуникации (стр. 6 из 8)

Различные СМИ могут способствовать различным типам когнитивных действий. В замечательной серии исследований, в которых сравнивались когнитивные эффекты радио и телевидения, связанные с умением рассказывать истории, дети придумывали более оригинальные окончания к незавершенным историям в тех случаях, когда они слышали их по радио, чем тогда, когда они видели и слышали их по телевизору. Эти результаты в какой-то мере служат подтверждением интуитивному предположению, что радио способствует развитию воображения в большей степени, чем телевидение. Дети лучше запоминали вербальную информацию, переданную по радио, но визуальная, событийная и общая информация воспринималась ими лучше, когда ее передавали по телевидению. Хотя когнитивные последствия чаше всего оценивают с помощью анализа почерпнутой информации, используются и другие методы. Например, то, насколько внимательно человек смотрит телевизор, можно определить, оценив время, в течение которого глаза прикованы к экрану. Интенсивность требуемых когнитивных усилий можно оценить косвенным образом, измерив, время, необходимое для запоминания какой-то информации и отклика на нее или для совершения каких-то вторичных действий.

Физиологические последствия. Четвертый класс эффектов массмедиа, которые, вероятно, измеряют наименее часто, но которым начинают уделять все большее внимание, – это физиологические изменения в нашем организме, вызванные воздействием СМИ. Просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения. Даже такой обыденный материал, как телевизионная реклама, может привести к изменениям в частоте сердцебиения и ориентировочном рефлексе, реакциям кожных покровов и блокированию альфа-волн, испускаемых мозгом. В качестве примера физиологический последствий можно привести статью об исследовании Британских ученых о влиянии на организм просмотра футбольного матча:

«До сих пор принято было считать, что пребывание перед телевизором, транслирующим футбольные матчи, крайне отрицательно сказывается на фигуре фанатов. Во-первых, от сидения на диване физическая форма приходит в плачевное состояние. Во-вторых, в процессе просмотра и активного сопереживания игрокам любимой команды у болельщиков принято подбадривать свой дух истинно мужскими напитками и закусками - пивом, сухариками, колбасками, чипсами и прочим пищевым мусором. Сочетание всех этих факторов якобы дает результат, который часто становится сюжетом карикатур: мышцы превращаются в жировые складки, а подтянутый силуэт исчезает под гнетом растущего пивного животика. Но британские специалисты опровергли это заблуждение.

Исследователи обратили внимание на то, что до сих пор никто ни разу не удосужился как следует подсчитать, сколько калорий затрачивают активные болельщики, когда в эмоциональном порыве вскакивают с диванов, ликуя по поводу забитого гола, или рьяно жестикулируют, не будучи в силах выразить словами свое мнение по поводу отдельных моментов матча. Когда спортивные медики произвели соответствующие вычисления, то оказалось, что затрата энергии футбольных фанатов перед телевизором в разы превышает количество калорий, исчезающих во время занятий спортом.
Причем британские эксперты ухитрились даже уловить разницу между тем, болельщики каких команд тратят больше энергии во время трансляции матчей, а каких - меньше. Лидерами в этом списке стали почитатели "Манчестер Юнайтед" и "Блэкберн". Спортивный врач-диетолог Адам Кэри, один из руководителей научного проекта, заявил: "Все футбольные фанаты могут похудеть, если будут регулярно и активно болеть за своих кумиров и при этом не станут слишком налегать на пиво и пончики».[12]

Также в мире идут различные споры по поводу исследований о влиянии фильмов ужасов. Допустим, существуют мнения о том, что надо запретить показывать фильмы ужасов, так как они плохо сказываются на психике детей. Но исследовательская статья из газеты «День» частично опровергает эту точку зрения: «В профессиональной литературе описано немало исследований влияния информации с элементами агрессии и насилия на психику детей и подростков, но специальных исследований, посвященных изучению влияния на детей фильмов ужасов, практически нет. На сегодняшний день уверенно можно говорить лишь о том, что информация с элементами ужасов вызовет у человека, особенно у ребенка, специфические ощущения экзистенциального характера, способные существенным образом трансформировать его эмоциональное состояние и оставить определенный след в его психической жизни. Однако при этом невозможно дать однозначный ответ касательно как особенностей этих трансформаций, так и того, насколько конструктивными или деструктивными они являются. В конце концов, остается невыясненным сугубо практический вопрос: разрешать ли детям смотреть фильмы ужасов?

В фильмах ужасов, которые представляют собой специальный жанр киноискусства, события происходят в «символическом» мире, существующем лишь на экране телевидения. Персонажей этих фильмов невозможно встретить в реальной жизни. Они являются жителями другого, «альтернативного», потустороннего, ирреального мира. Этот мир существует по другим законам, он непознанный, таинственный и потому опасный и угрожающий. Его персонажи «щекочут нервы», возбуждают, влекут, вызывают сложную смесь ощущений, а также напоминают о том, что где-то рядом всегда находится Смерть. От них «несет могилой». В этом состоит особенность фильмов ужасов, их отличие от других фильмов.

Как говорил Н. Бердяев, «высочайший, истинный страх, или экзистенциальный ужас, человек способен ощущать не перед реальными опасностями обычной, повседневной жизни, а лишь перед вечной тайной бытия. Страх смерти — это один из наиболее глобальных и вечных страхов человека. По мнению М.Хайдеггера, без осознания этого страха человек как высоко развитая личность не может состояться. Осознание смерти как границы существования дает человеку возможность трансформировать энергию экзистенциального страха в стремление к самоопределению и самореализации в соответствии со своим предназначением в мире. Осознание реальности смерти означает осознание собственной абсолютной свободы, своей абсолютной ответственности перед собою за выбор своей судьбы».

Так что не случайно информация, содержащая элементы ужасов, практически всегда бессознательно и невольно используется взрослыми в воспитании детей с первых лет их жизни. Эти элементы можно наблюдать уже в детских колыбельных песнях (например, про серого волчка), которые поют матери своим грудным детям. Несколько позднее подобные элементы ужасов встречаются в детских стихотвореньицах и сказках, которые взрослые читают дошкольникам. Страшные сказки и истории нашли свое воплощение и в детском фольклоре, в частности, в так называемых «страшилках», которые на протяжении столетий передавались из поколения в поколение детям устным путем. Эта информация выполняет важную роль в формировании внутреннего мира ребенка и содержит в себе важный педагогически-воспитательный момент. Существует немало свидетельств того, что довольно часто любимые детские фантазии способны действовать в «долгосрочном» плане, то есть уже в детском возрасте они способны программировать будущий жизненный путь взрослого человека.

Как показывают реальная жизнь и педагогически-воспитательная практика, «страшные истории» («страшилки») актуальны практически для всех детей от 6 — 7 до 11 — 12 лет. Большинство специалистов в области психологии убеждены, что так называемые «детские страхи» должны быть «прожиты» и рационализированы именно в детстве.

Детские «страшилки», разнообразные сказки и истории «страшного» содержания принадлежат к средствам, с помощью которых ребенок получает возможность наиболее эффективно и наиболее безболезненно преодолевать свои страхи. Это своеобразная тренировка храбрости, мужества, силы воли и т.п. Вместе с тем, большинство взрослых, окружающих детей в их повседневной жизни, как правило, не одобряют детской заинтересованности фильмами ужасов, поскольку убеждены в их вредности. Педагоги, воспитатели и родители уверены в том, что фильмы с элементами ужасов серьезно травмируют незрелую детскую психику, которая находится на стадии формирования, и считают, что не следует разрешать детям их смотреть. Таким образом, недооценивается значение этой информации в жизни детей. Дети оказываются лишенными части жизненно важных интересов и функций, и это существенным образом обедняет их эмоциональную жизнь, приводит к ранней и односторонней интеллектуализации психики.