Смекни!
smekni.com

Теории массовой коммуникации (стр. 7 из 8)

Специальные исследования киноинтересов школьников дали возможность констатировать, что фильмы ужасов надежно занимают по популярности среди детей вторые-третьи позиции. Потребность подростков в зрелищности, в переживании ярких эмоций и «острых ощущений», абсолютно естественная для «нормальных», психически здоровых детей, вопреки всем стараниям взрослых, делает их стойкими приверженцами этого жанра киноискусства.

Справедливости ради следует признать, что количество сторонников противоположного взгляда на эту проблему оказывается значительно большим. Но не следует делать однозначных заявлений. Даже наиболее рьяные противники фильмов ужасов, по крайней мере, не возражают против того факта, что их просмотр имеет на детей и подростков выборочное влияние.

А вот статья с сайта www. Vitaminovnet.ru в своих исследованиях выражает еще одну точку зрения, что с помощью фильмов ужасов можно лечить определенные психологические заболевания, эта статья приводит в пример клинического ученого Дэвида Радда из Техасского университета, который при помощи фильмов ужасов избавляет своих пациентов от различных фобий. Доктор Радд считает, что если человека регулярно подвергать одному и тому же испытанию, вызывающему страх, то мозг привыкает к нему и перестает осознавать его как опасность. Это, по мнению психолога может помочь в лечении таких расстройств психики, которые сопровождаются беспокойством, и в тех случаях, когда человеческая психика реагирует на угрозу, даже когда ее нет.

Также то, что фильм ужасов как культурно-психологический феномен сложился в США времен невиданного экономического спада тридцатых годов прошлого века. И кинематограф при этом выступил в роли врачевателя, психотерапевта масс.

Ибо во время просмотра, особенно группового, включается мощная цепь психологических механизмов – например, ожидания, отождествления с героем. А умереть вместе с ним и столь же неожиданно воскреснуть, победив зло – это важный положительный психологический опыт, не всегда доступный нам в реальности. Это – и стимул к совершению подвига, и преодоление страха смерти, и постижение неведомого. Так что и «Терминатор», и «Дракула» несут в себе не столько запугивание и насилие, сколько мощную психотерапевтическую энергию. Нужно лишь рассмотреть ее под правильным ракурсом.[13]

Вот еще статья об этом исследовании: «Новое исследование, проведенное западными учеными, утверждает, что фильмы ужасов могут понизить иммунную систему человека. Эти же специалисты утверждают, что повседневный стресс для памяти может наоборот оказать благотворное влияние на организм человека.

Исследование возглавлял Джос Бош (Jos Bosch), работающий в Государственном университете Охио. В нем также принимали участие европейские ученые. Бош обнаружил, что уровень SIgA – секретного иммуноглобулина был выше после теста на память и ниже после просмотра фильма ужаса на видео.[14]

Конечно же, многие ученые, психологи, исследователи сходятся в одном мнении, что постоянный просмотр фильмов ужасов нежелателен как для детей, так и для взрослых. Но фильмы ужасов люди все равно любят смотреть, и исследователи задаются и этим вопросом тоже: «Почему люди любят фильмы ужасов?»

«Психологи из Университета Беркли и Университета Флориды предложили новую теорию, объясняющую, почему люди любят смотреть фильмы ужасов. До сих пор считались, что основной причиной популярности фильмов ужасов является желание человека испытать сильные ощущения.

Одна из теорий гласила, что во время просмотра ленты зритель на самом деле не пугается, а лишь испытывает чувство приятного возбуждения. Другая, - что два часа страха необходимы для того, чтобы в конце фильма - вне зависимости от развязки – зритель, освободившись от ужасного зрелища и кошмарных звуков, испытал эйфорию, сообщает Washington Profile.

Авторы новой теории считают, что обе версии неверны. По их мнению, люди, любящие смотреть фильмы ужасов, счастливы оттого, что чувствуют себя несчастными. Им просто нравится пугаться, причем наиболее страшные моменты фильма доставляют им наибольшее наслаждение. По мнению исследователей, люди, которые любят фильмы ужасов психологически отличаются от тех, кто подобные фильмы не любит.

Первым литературным произведением в жанре ужасов считается роман, написанный британским аристократом Хорасом Волполом в 1764 году - "Замок Отранто". В 1818 году Мэри Шелли опубликовала повесть "Франкенштейн", ставшую классикой жанра.

Первым фильмом ужасов принято считать немецкий "Голем", снятый режиссером Паулем Вегенером в 1915 году. Первой популярной картиной этого жанра можно назвать "Кабинет Доктора Калигари", вышедший на экраны в 1920 году. В 1922 году в Германии был снят первый фильм про вампиров - "Носферату". В 1931 году в США появились первые ленты о Франкенштейне и Дракуле.

С тех пор киноиндустрия произвела множество картин такого рода. Многие исследователи отмечают, что фильмы ужасов часто были не просто "пугалками" - в них отражались подспудные страхи людей перед войной, голодом, тайными обществами, преступниками, эпидемиями, инопланетянами и пр. Популярный американский писатель Стивен Кинг, в книге "Данс-Макабр" рассказал о своих взглядах на жанр ужасов, отметив: "Если фильмы - это сны массовой культуры, то фильмы ужасов - ее кошмары".

Как напоминает ФактNews, фильмы ужасов являются довольно популярным объектом исследования среди психологов. Однако интерес к лентам этого жанра проявляют и ученые из других областей. Так, математики объяснили языком цифр, почему самые лучшие фильмы ужасов - такие, как "Психо", "Изгоняющий дьявола" и "Ведьма из Блэр" - имели и имеют до сих пор такой грандиозный успех.[15]

Сайт www.aeterna.ruприводит статистический опрос «любите ли вы смотреть ужасы?»[16]

Ответ человек %
да 75 70%
да, только днем 10 9%
нет 22 21%

Таковы исследования одного из критериев последствия воздействия СМИ на сознание и поведение аудитории, вызывающие физиологические изменения в нашем организме. На кого-то воздействие СМИ очень велико и может вызвать негативные изменения в организме, на кого-то не очень, но СМИ всегда будет скрыто или явно воздействовать на аудиторию и этого никогда не избежать.

Заключение

Коммуникация между людьми существовала во все эпохи, а в наше время просто появились технические средства ее реализации. Эволюция средств массовой коммуникации, рассматривая сквозь призму развития человеческой культуры, показывает, как постепенно увеличивалась скорость обмена информацией, с тем, чтобы сохранить путь к овладению человеком знаний, добытых предшествующими поколениями людей.

Функционирование СМК немыслимо без соответствующего технического обеспечения в отличие, например, от средств устной агитации, связанных в первую очередь с живым, естественным, непосредственным общением между людьми. Научно-техническая революция создает оптимальные условия для технического развития средств массовой информации

- Массовая коммуникация - процесс распространения информации с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории. Средства массовой коммуникации - это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.

- Структура массовой коммуникации в современном обществе представляет собой сложную систему, соединяющую индивидов и технические средства массовой коммуникации. Данная система выполняет ряд важнейших социально значимых функций, среди которых выделяются интеграция и поступательное развитие современной цивилизации.

- Социальная сущность массовой коммуникации, находящая выражение в функциях и характеристиках, состоит в том, что это -мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.

- Эффективность СМК есть отношение достигнутого результата к предварительно намеченной цели. Если в результате деятельности СМК имеется, пусть самое малое, продвижение к намеченной цели, к положительному результату, то можно говорить об их эффективности.

- Теории массовой коммуникации при всей их вариативности главным образом ориентированы на исследование социальной роли СМК. Одни ученые прогнозируют, что увеличение разнообразия СМК приведет к упадку культурного уровня общества и ослаблению его интеграции. Другие, напротив, подчеркивают преимущество СМК в условиях свободного выбора информации, поскольку это дает возможность избежать централизованного контроля над СМК, а интеграция в новых условиях будет более глубокой и прочной.


Список использованной литературы

1. Артемова В.Л.Массовая коммуникация и массовое сознание. Сборник научных статей, выпуск 4, Изд-во «Эксмо», 2006г.

2. Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. М., Знание. 2004г.