Смекни!
smekni.com

Теория личности (стр. 36 из 41)

ИЗУЧЕНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

Маслоу полагал, что если психология будет изучать исключительно ущербных невротичных людей, то она обречена быть «искалеченной» психологией. Чтобы создать более полную и всеобъемлющую науку о человеке, психологи также обязаны изучать людей, в полной мере реализовавших свой потенциал. В своем неформальном исследовании Маслоу обрисовал людей, которых он считал самоактуализирующимися. Это были люди, которые по всем общепринятым стандартам достигли полной зрелости. Хотя он вынужден был признать, что самоактуализирующихся людей немного, он обнаружил их среди исторических персонажей таких как Линкольн, Джефферсон, Уолт Уитмен, Торо, Бетховен. Некоторые были живы во время исследования – Элеонор Рузвельт, Эйнштейн. В группу исследованных вошли также друзья и знакомые ученого, студенты колледжа. Всего было обследовано 48 человек, отнесенных к самоактуализирующимся личностям. Маслоу поставил перед собой цель найти и описать в обследованных черты, которые отличают их от большинства людей. Этими отличительными чертами оказались: 1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней; 2) принятие себя, других людей и природы такими, какие они есть; 3) спонтанность, естественность поведения; 4) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, проблему; 5) отстраненность, потребность в уединении; 6) автономность, самостоятельность суждений; 7) новизна, свежесть восприятия, открытость новому опыту; 8) различение целей и средств, зла и добра («не всякое средство хорошо для достижения цели»); 9) наличие глубоких духовных или мистических переживаний; 10) большие творческие ресурсы; 11) готовность к решению новых проблем, к подлинному пониманию своих возможностей; 12) чувство юмора не агрессивно, а философично; 13) близкие отношения с некоторыми особенно любимыми людьми не поверхностны, а глубоки и эмоциональны; 14) ценности и отношения демократичны.

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании каких-либо произведений. Родитель, спортсмен, студент, рабочий – все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают. Специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Самоактуализирующиеся люди, по словам Маслоу, «так или иначе посвящают себя поиску того, что я назвал ценностями Бытия, поиску главных, вечных, лежащих в основании всего ценностей, которые не могут быть подчинены никаким другим, более важным. Их около четырнадцати этих высших ценностей, ценностей Бытия, в их числе Истина, Красота и Добродетель...». По определению Маслоу, самоактуализирующийся человек – это психически здоровый человек, сумевший полностью раскрыть свой потенциал.

ОЦЕНКА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

Хотя, Маслоу представил широкую и убедительную концепцию мотивов человека, именно самоактуализация привлекла его интерес и завладела воображением. Пытаясь дать точное описание тех личностей, которые наиболее полно проявили свои способности, он пытался помочь людям увидеть важность самоактуализации. И неудивительно, что попытки, направленные на эмпирическое подтверждение гуманистического направления в теории личности, сконцентрировались почти исключительно на самоактуализации. В 1964 году Shostrom разработал «Опросник личностной ориентации» (PersonalOrientationInventory ,POI), который дал возможность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией. POI – это опросник самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу. Он состоит из 150 утверждений вынужденного выбора. Из каждой пары респондент должен выбрать то, которое лучше его характеризует. Опросник состоит из двух основных шкал и десяти субшкал. Первая основная шкала измеряет то, в какой степени человек является направленным на себя, а не на других в поисках ценностей и смысла жизни. Очевидно, никто не может функционировать эффективно в обществе без чувства направленности на других, но тем не менее от самоактуализирующихся людей следует ожидать большей направленности на себя, чем от людей, которые самоактуализируются в меньшей степени. Вторая шкала называется компетентность во времени. Она измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом или будущем. Субшкалы включают в себя ценности самоактуализации, экзистенциальность, эмоциональную реактивность, спонтанность, заботу о своих интересах, самоприятие, природу человека, синергизм, приятие агрессии и способность к близким отношениям. Тест с успехом используется, для измерения позитивного уровня психического здоровья человека, позволяет оценить его уровень самоактуализации.

«ПИКОВЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ»

Маслоу исследовал природу того, что он называл «пиковые переживания». Отчеты были получены в ответ на просьбу подумать о своих самых замечательных переживаниях в жизни. Было обнаружено, что самоактуализирующиеся люди часто переживают мгновения благоговейного трепета, экстаза. Так бывает, что они настолько погружаются в определенную деятельность, что теряют чувство времени и пространства. Как правило, люди, подверженные пиковым переживаниям, чувствуют большую интеграцию, единство с миром, владение собой, спонтанность, более восприимчивы и т.д. Для измерения наклонности к пиковым переживаниям наиболее часто используется «Шкала пиковых переживаний» Mathas. В исследованиях с использованием этой шкалы, состоящей из 70 пунктов, были получены данные в поддержку взглядов Маслоу. Например, люди, получившие высокие показатели по шкале, сообщали о случаях трансцендентных, мистических переживаний и ощущении большого счастья. Высокие показатели также соответствовали образу жизни, ориентированному на «бытийные» ценности, какие как истина, красота и справедливость.

УТОПИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - ЭУПСИХЕЯ

Маслоу полагал, что человек может сделать выбор из двух стилей жизни дефицитарного или бытийного. Дефицитарная (Д-жизнь) – это в основном стремление удовлетворить существующий дефицит или требования окружения, характеризуется рутиной и однообразием, стремлением заниматься вещами несложными, но приятными. Такой стиль жизни имеют большинство людей в современном обществе: с 9 утра до 6 вечера работают на фабрике или в офисе, вечером приходят домой, ужинают, укладывают детей спать и весь вечер сидят перед телевизором. Маслоу сказал бы, что люди, которые живут так, скучны, пусты и живы только наполовину. Ничто не вдохновляет их, счастье для них состоит только в том, что они испытывают ощущение безопасности и удовлетворения. Совершенно другой является бытийная или мета-жизнь (Б-жизнь) – это усилие или рывок, когда человек использует все свои возможности и способности в полную силу, оказывается более собранным, непосредственным, творческим и открытым для переживаний. Такие моменты редки в жизни среднего человека, но это наиболее счастливые и волнующие эпизоды человеческого существования, эпизоды величайшей зрелости, индивидуальности и наполненности. Маслоу считал, что общество, в котором живет человек, может как способствовать, так и препятствовать его стремлению к метажизни. К сожалению, общество, в котором живем мы, по мнению Маслоу, только подавляет человека, а не способствует удовлетворению его высших потребностей, его стремления к самосовершенствоанию и самоактуализации. Маслоу мечтал об утопическом обществе, которое могла бы основать на пустынном острове тысяча здоровых семей, приехавших туда с целью самим определить свою судьбу. Он назвал это утопическое сообщество Эупсихея. Оно должно быть организовано на идеях анархизма, т.е. правительство не должно ограничивать свободу индивида, людям позволяли бы самим делать какой угодно выбор. В Эупсихеи был бы полный синергизм, или работа вместе. Общество ценило бы простоту и бескорыстие, с уважением относилось к потребностям и метапотребностям своих членов. Жители Эупсихеи были бы честны, добры, бескорыстны и великодушны друг к другу.

Гуманистически ориентированные труды Маслоу нашли поддержку и понимание со стороны многих психологов в1960-е годы. Для многих его подход, подчеркивающий изучение радости, любви, творчества и самореализации оказался оптимистической альтернативой тому, что они рассматривали как механистические и дегуманизированные модели поведения человека. Хотя с тех пор популярность гуманистического направления несколько снизилась, его влияние на основные тенденции развития психологии и теории личности все еще очевидно. В большой степени подверглись влиянию идей Маслоу такие области, как консультирование, социальная работа, образование, медицина, управление в бизнесе и маркетинг.

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

Б–любовь – бытийная любовь, в которой человек ценит другого за то, что он есть, без какого- либо желания изменить или использовать его.