Смекни!
smekni.com

Теория личности (стр. 37 из 41)

Д–любовь – дефицитарная любовь или эгоистический тип любви, когда человек больше хочет получить, чем отдать любви другому.

Дефицитарные мотивы – Д-мотивы. Направлены на удовлетворение биологических потребности и потребностей в безопасности, снимают состояние напряжения и фрустрации.

Иерархия потребностей – расположение потребностей человека от низших к высшим в смысле их предпочтения или необходимости.

Компетентность во времени – главная шкала «Опросника личностной ориентации», которая оценивает тенденцию человека жить в настоящем, а не концентрироваться на прошлом или будущем.

Комплекс Ионы – страх и сомнение в своей способности достичь самоактуализации.

Метапатология – термин, используемый Маслоу для обозначения психических расстройств, развивающихся в результате фрустрации метапотребностей.

Мотивы роста – включают потребности высшего уровня (метапотребности), связаны с врожденным побуждением актуализировать свой потенциал.

Пиковое переживание – состояние сильного возбуждения или, наоборот, умиротворения, при этом возникает ощущение гармонии с миром, утрачивается чувство времени и места, люди теряют ощущение своего «Я» или выходят за его пределы.

Самоактуализация – процесс, постулированный Маслоу, включает в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно.

Утопия – неологизм Т. Мора, допускающий двойную интерпретацию первого из греческих корней: u, т.е. нет, либо eu, т.е. благо. В сочетании со вторым слогом topos – вместо он, таким образом обозначает либо «Нигдея», либо «Блаженная страна».

Эупсихея – гуманистическая утопия Маслоу, общество, характеризующееся свободным выбором, социальной гармонией и психическим здоровьем.

ГЛАВА 7.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Феноменологическое направление теории личности основывается на том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Предполагается, что именно внутренняя система отсчета человека (субъективная способность постигать действительность) играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Утверждается, что материальная или объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени.

Другой важный тезис феноменологического направления заключается в том, что человек способен сам определять свою судьбу. Феноменологи полагают, что люди свободны в решении, какой должна быть их жизнь в контексте врожденных способностей и ограничений. Самоопределение является существенной частью природы человека. Следовательно, люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют.

Последний тезис, характеризующий феноменологический подход к личности, заключается в том, что люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. В частности, предполагается, что люди естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости. Концепция роста, сконцентрированная на процессе реализации внутренних возможностей и личностного потенциала человека, четко отражает позитивный и оптимистический взгляд на человечество. Общепризнанно, что концепция и положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее прямо выражены в работах Карла Роджерса.

Теория Роджерса уделяет пристальное внимание концепции самости и переживаниям, связанным с самостью, а также потому, что в ней подчеркивается важность тенденций, способствующих росту, присущих всем людям.

КАРЛ РОДЖЕРС. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Карл Рэнсом Роджерс (CarlRansomRogers) родился в предместье Чикаго, штат Иллинойс, в 1902 году. Провел детские годы в сельской местности, в религиозной семье. В школе Роджерс хорошо учился и очень интересовался науками. «Я считал себя Недолгое время он преподавал В Американском интернациональном университете в Сан-Диего, но оставил его из-за несогласия с президентом относительно прав студентов.одиночкой, не таким как другие; у меня было мало надежды найти себе место в мире людей. Я был социально неполноценен, способен лишь на самые поверхностные контакты.» После школы намеревался стать фермером.

В 1919 г. поступил в Висконсинский университет, в качестве предмета изучения выбрал научное земледелие; начиная со второго курса, увлекся религиозной деятельностью и готовился стать пастырем. В 1922 г. в числе десяти американских студентов был избран для поездки на конференцию Всемирной студенческой христианской федерации в Пекине. Жизнь на Востоке коренным образом изменила взгляды Роджерса, что заставило его даже усомниться в христианской вере.

Он возвратился в Висконсин и получил степень бакалавра по истории в 1924 г. Прошел только один (заочный) курс по психологии. После окончания университета и женитьбы переехал в Нью-Йорк. Учился в либеральной Объединенной теологической семинарии, в конце второго года учебы, окончательно разочаровавшись в религиозной деятельности, сменил семинарию на Учительский колледж Колумбийского университета, чтобы получить образование в области клинической и педагогической психологии. Получил степень магистра в 1928 г. и степень доктора по клинической психологии в 1931 г. С 1931 г. занял должность психолога в Отделении исследования детей Общества по предотвращению жестокости к детям в Рочестере, Нью-Йорк.

В течение следующего десятилетия занимался с деликвентными и неблагополучными детьми. Организовал и возглавил Рочестерский центр направляющей помощи. В 1940 г. вернулся в Колумбийский университет, чтобы начать новую карьеру; получил в этот период широкое признание в сфере клинической психологии. В 1945 г. перешел в Чикагский университет, на должность профессора психологии и директора университетского консультативного центра. Наиболее плодотворный период его деятельности в 1945-1957 годах.

В 1957 году Роджерс вернулся в Висконсинский университет, где вел работу в отделениях психологии и психиатрии. В 1963 году Роджерс оставил должность профессора и стал сотрудником Западного института бихевиоральных наук в Ла-Джолле, штат Калифорния – благотворительной организации, занимающейся гуманистически ориентированными исследованиями по межличностным отношениям. В 1968 году перешел в центр изучения человека – свободного объединения представителей терапевтических профессий. В последние двенадцать лет деятельности Роджерса в Калифорнии, где он мог свободно экспериментировать, реализуя свои идеи без помех со стороны социальных институтов и академических кругов, развернулась его работа с группами.

Позже Роджерс занялся изучением современных тенденций в области брака. Недолгое время он преподавал в Американском интернациональном университете в Сан-Диего, но оставил его из-за несогласия с президентом относительно прав студентов и до самой своей кончины в 1987(скончался от сердечного приступа во время операции по поводу перелома бедра) году полностью был занят в Центре изучения личности. Он писал, читал лекции, работал в своем саду. У него хватало времени поговорить с молодыми коллегами и побыть с женой, детьми и внуками. По итогам деятельности Карла Роджерса можно сказать, что со времен Фрейда никто не имел большего влияния на практику психологического консультирования и психотерапии, чем Роджерс.

Основные работы: «Клиническое лечение проблемного ребенка»(1939), «Консультирование и психотерапия»(1942), «Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и теория»(1951), «Психотерапия и изменение личности» в соавторстве с Р.Даймондом(R.Dymond)(1954), «Становление личности: взгляд психотерапевта»(1961), «От человека к человеку: проблема человеческого бытия» в соавторстве с Б.Стивенсом(R.Stevens)(1967), «Свобода учиться: чем может стать образование»(1969), «Карл Роджерс о группах встреч»(1970), «Партнерство: брак и его альтернативы»(1972), «Карл Роджерс о человеческих возможностях»(1977), «Способ бытия»(1980), «Свобода учиться: 80-е годы»(1983).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Теоретические обобщения Роджерса возникли, прежде всего, из его собственного клинического опыта. Он полагал, что сохранял объективность, избегая отождествлений с какой- либо частной школой или традицией. «Я никогда на самом деле не принадлежал ни к какой профессиональной группе. Я учился в близком общении с психологами, психоаналитиками, социальными работниками, учителями, религиозными деятелями, но никогда не считал себя в общем смысле принадлежащим к какой либо из этих групп. Позже Роджерс обнаружил параллели своей работе в восточных учениях, особенно в дзен буддизме и у Лао Цзы. И хотя безусловно Роджерс испытывал влияние последних, сам он является без сомнения порождением американской национальной почвы.

В результате клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна и реалистична. Человек – это активное существо, ориентированное на определенные цели и способное вести себя к ним, а не создание, раздираемое силами, находящимися вне его контроля.

Резко расходясь с фрейдовской традицией, Роджерс постулировал естественное развитие людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей.

Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение человека вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность». Таким образом, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным конструктом, постулированным Роджерсом. В поведении человека, как считал Роджерс, ничего нельзя объяснить, постулируя специфические мотивы, такие как голод, половое влечение, безопасность. Так, например, голод традиционная психология рассматривала как отдельное влечение или мотив, вещь в себе. В системе взглядов Роджерса голод является только одним из специфических выражений господствующего мотива, лежащего в основе нашего существования, а именно – он необходим, чтобы «сохранить» человека, если вы в это не верите, прекратите есть. Меньше чем через неделю вы в это поверите или умрете. Если рассматривать половое влечение как мотив – оно служит для «интенсифицирования» человека. Или потребность достижения – желание отличиться, выполнить трудную задачу. С точки зрения Роджерса, данную потребность можно трактовать как одно из выражений тенденции актуализации. Стремление человека к достижениям является способом совершенствования внутреннего потенциала.