Смекни!
smekni.com

Терапевтические возможности искусства (стр. 2 из 4)

Арттерапия полезна каждому, поскольку помогает открыть миру свой творческий поиск ответов на вечные вопросы: «Что такое мир, в котором я живу?», «Кто я в этом мире?» Именно творчество побуждает человека по-новому посмотреть на обычные вещи, преодолеть препятствия, ранее казавшиеся непреодолимыми, и разрешить все конфликты. [7]

Анализ современных исследований по терапии искусством позволяет усматривать доказательства полезности этого метода для лечебных целей в том, что он:

1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

2) ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;

3) дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;

4) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;

5) помогает укрепить терапевтическое взаимоотношение. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;

6) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка. Рисование, живопись красками и лепка приводят к необходимости организовывать формы и цвета;

7) развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними;

8) усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития. Суммируя эти данные исследований эффективности терапии искусством, необходимо подчеркнуть, что использование художественных приемов в процессе проведения группы также позволяет глубоко изучать фантазирование и воображение, разрешать конфликты между членами группы и помогать им в достижении гармонии. [8]

Жизненные процессы и функции органов в организме, изначально протекающие согласно естественным закономерностям, нуждаются во время болезни в сознательной организации.

Антропософское лечение искусством

В антропософской медицине, исходя из познаний эффективных закономерностей в природных процессах и в проявлениях сущностей человека, разработаны терапевтические пути занятий с привлечением искусства.

Антропософское лечение искусством гармонизуют и различным образом возбуждают динамику физической, физиологической, душевной и духовной деятельности человека. Упорядочивая и организуя, они ведут пациента к эффективной саморегуляции вплоть до органического уровня.

Лепка. При создании пластических форм в живом взаимодействии привносятся мысли, переживания и действия. При лечении во время создания форм целенаправленно активируются процессы возникающие и минующие, так же как и процессы развития и превращения. Благодаря этой терапевтической работе укрепляются созидательные силы организма. Стимулируются возбуждение и структурирование процессов как физиологических, достигающих построения и регенерации органов, как способность к концентрации и ориентации пробуждённого сознательного духа.

Живопись. Ведомое терапевтом погружение в переживание формы и цвета открывает с помощью образов /форм/ полярности, восхождения и проникновения доступ к изначальным качествам переживания души. С помощью целенаправленного применения цвета, движения и формы, а также с помощью различных техник и средств живописи стимулируется развитие души и возбуждаются выравнивающие процессы в функциональной и органической областях. В рисовании и в рисовании форм работают с осознанным созданием формированием линии, ритмических порядков движения и с полярностями светлого и тёмного.

При этом инициируются способности концентрации и ориентирования или производится освобождающее противодействие судорожным или застойным состояниям. [1]

Речь. Терапевтически ведомое формирование речи конфронтирует со способностью говорить. В целенаправленным обращением с речью, голосом и дыханием стимулируются самовосприятие, самооценка, и нахождение идентичности/ отождествления. С этим связано также сознательное становление социальной принадлежности. Благодаря терапевтической работе с речью, голосом и дыханием создаётся сила самолечения индивидуума.

Музыка. Музыка ведёт внешнее и внутреннее, физическое, физиологическое и душевное дыхание к единству. Терапевтически с помощью музыки обращаются к внутренним переживаниям, побуждаются формирующие способности и оказывается воздействие на упорядочивающие взаимосвязи функций органов. На не речевом уровне стимулируются процессы, связанные с коммуникацией, со способностями понимания и переживания. Стимулируются процесс слушания и умение концентрироваться, осознанно познаются двигательные процессы и воспринимаются воздействия, уравновешивающие, приводящие к болезни односторонности. [16]


2. Терапевтические возможности музыкального искусства

Музыка – не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья.

В.М. Бехтерев

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.), указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты — мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе — концепции очищения души человека в процессе восприятия искусства. Он указывал, что такое очищение (катарсис) подобно устранению необузданного пафоса, как и субъективного буйства — следовательно, обновлению моральных критериев, а именно: обособившийся в своих страданиях от жизни общества индивид поднимается от своей частной единичности до всеобщности, последнее идентифицируется с жизнью и устремлениями общества. [18]

Музыкотерапия широко использовалась и в Древней Индии. Она основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека.

Особое место в воздействии на человека в индийской музыкотерапии занимает пение. Вокальное искусство более естественно по сравнению с инструментальным, поэтому считается более высоким.

В Древней Индии считалось, что в голосе выражает себя душа. Сначала вызывается активность в уме. Ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальном плане. При этом вибрации в виде дыхания через внутренние органы (область живота, легких, носоглотки) образуют голос. Голос выражает позицию ума, ложную или истинную. Он также обладает силой магнетизма как идеальный природный инструмент. [9]

Во Франции и Голландии музыкотерапия широко используется и в практике психотерапии, и в хирургии. При этом музыка подбирается с учетом ее физиологического воздействия на организм, особенностей человека, его заболевания. В Голландии музыка используется и при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Определенная классическая музыка оказывает позитивное влияние на сердечно-сосудистую систему человека, помогает справиться с одиночеством, улучшает самочувствие человека.

Известный французский отоларинголог А. Томатис исследовал влияние звуков высокой частоты на психику человека. Он показал, что человек не просто слышит: воспринимаемые им колебания воздействуют на нервы внутреннего уха и, преобразуясь там, в электрические импульсы, направляются в мозг. [10] В США музыкотерапия получила признание после второй мировой войны, когда она успешно применялась при лечении эмоциональных расстройств у ветеранов. Дальнейшее развитие музыкотерапии отмечалось после демонстрации ее эффективности в работе с детьми и престарелыми людьми. В США в 1950 г. создана Национальная ассоциация музыкальной терапии.

В Германии в 1985 г. при медицинском факультете университета Виттен Хердеке был создан Институт музыкальной терапии, где музыкотерапия применяется во многих областях медицины: детской и общей психиатрии, педиатрии, невропатологии, интенсивной терапии и др. [11]

История оставила немало фактов, свидетельствующих о терапевтических возможностях музыкального искусства. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. В III веке до нашей эры в Парфянском царстве был создан музыкально-медицинский центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость.