Смекни!
smekni.com

Терапевтические возможности искусства (стр. 3 из 4)

С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации всему миру стало известно, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Но еще академик Б.В. Асафьев рассматривал колокольный звон и его типы как особую сферу народной музыки.

Западные ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самое большое воздействие на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали – «эффект Моцарта». Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. [10]

Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшению обмена веществ и активизации восстановительных процессов. В начале ХХ века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине все большее распространение получает, наряду с фитотерапией и арт-терапией, музыкотерапия – восстановление здоровья при помощи занятий музыкой.

В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 г. Музыкотерапия становится признанной наукой. В целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия также взяла на вооружение этот опыт. При Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук. Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арт-терапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все чаще поражают учащихся. Уроки музыки могут дать уникальную возможность реализовать в школе здоровьесберегающие технологии. [13]

Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития [12].

Существует множество различных подходов, направленных на реабилитацию детей-инвалидов посредством музыкотерапии. Мы рассматриваем музыкотерапию как один из видов арт-терапии (синтез нескольких областей научного знания: искусства, медицины и психологии), как совокупность методик, построенных на применении разных видов музыкальной деятельности [12]. Нам близок подход Карла Кенига к музыкальной терапии в лечебной педагогике: чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, больной должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях).

Сущность музыкотерапии мы видим в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом. [14]

Таким образом, групповая музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей-инвалидов в сочетании с другими видами коррекционной работы и с успехом использоваться в учреждениях социальной сферы. [14]

Философ Алкуин дал музыке удивительную характеристику: «Музыка – наука, которая говорит о цифрах, находящихся в звуках», объясняя это тем, что музыка – наука о красоте, а красота есть во всем том, в чем есть сходство, правильность, симметрия частей. Г. Анфилов в книге «Физика и музыка» (М., 1964) пишет: «Ушная раковина по форме напоминает эмбрион человека, где можно обнаружить точки, связанные со всеми внутренними органами. Заболит живот – активизируется точка в верхней части уха. Глаза – точка в нижней части ушной раковины. Следовательно, массаж уха стимулирует деятельность нашего организма». Немецкий ученый Гельмгольц обнаружил во внутреннем ухе крошечный рояль. Математик Лейбниц как-то заметил: «Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике».

И.И. Мечников в «Этюдах оптимизма» предлагает сохранить в жизни оптимизм, призвав на помощь красоту окружающего мира. Он считал, что для сохранения памяти до глубокой старости нужно слушать много музыки, стараясь запоминать мелодии. Многие выдающиеся поэты пользовались дополнительной подпиткой от музыки и живописи (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Блок, О.Э. Мандельштам и другие), что давало дополнительную мощь их таланту. Интересно по этому поводу сказал Ч. Дарвин: «Если бы мне пришлось пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки по крайней мере один раз в неделю. Быть может, путем такого упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей мозга, которые теперь атрофировались».

Музыка, помогающая создать гармонию тела и души: Клаудио Монтеверди – мадригалы; Жан Батист Люлли – сюиты для оркестра; Антонио Вивальди – концерты для двух мандолин; Кристоф Виллибальд Глюк – опера «Орфей и Эвридика»; Вольфганг Амадей Моцарт – можно сказать, любое его произведение дает заряд положительной энергии; Людвиг ван Бетховен – его музыка оказывает огромное воздействие на человека; Фридерик Шопен – его романтические по стилю произведения действуют на человека умиротворенно, заставляя верить в долгую безмятежную жизнь; Джузеппе Верди – прежде всего оперы «Риголетто», «Травиата», не меньшее влияние на психику человека оказывает его «Реквием»; Лео Делиб – опера «Лакме», балеты «Сильвия», «Коппелия», музыка которого эффективна на занятиях с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата; Клод Дебюсси – основоположник музыкального импрессионизма, направления, опирающегося на отражение настроения при помощи оттенков цветов, звука. Не случайно его произведения носят поэтические названия: «Девушка с волосами как лен», «Что видел восточный ветер», «Лунный свет», «Арабески», «Маски». Музыка коммуникативного характера, создающая атмосферу взаимного доверия, вызывающая положительные эмоции: Бетховен – Романс для скрипки с оркестром фа-мажор; Мендельсон–Бартоли – Концерт для скрипки с оркестром ми-минор, 2-я и 3-я части; Сметана – симфоническая поэма «Влтава»; Моцарт – симфония «Юпитер» до-мажор, 2-я часть, симфония ля-мажор, 1-я часть, «Маленькая ночная серенада», 2-я часть, Фортепианная соната ля-мажор, тема с пятью вариациями. Музыка реактивного характера, разрешающая аффективно-динамическую реакцию, своего рода катарсис. Рекомендуется двухтемная музыка, вызывающая интенсивные отрицательные и положительные реакции: Бетховен – Пятая симфония, 1-я часть; соната «Апассионата», 2-я и 3-я части; Шуберт – Неоконченная симфония, 1-я часть; Чайковский – Первый концерт для фортепьяно с оркестром, 1-я часть; Шуман – Четвертая симфония ре-минор, 2-я часть; Дворжак – Девятая симфония ля-минор, 2-я часть; Равель – «Болеро».Для профилактики утомляемости, при нервном истощении рекомендуется слушать «Утро» Грига; «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского; романс «Вечерний звон»; мотив песни «Русское поле»; «Времена года» Чайковского; «Лунный свет» Дебюсси; «Грезы» Шумана: они улучшают внимание, помогают сосредоточиться.

Размеренная речь, пение, шум природы могут замедлять сердцебиение, регулировать пульсацию. Избавлению от гипертонии может способствовать музыка Баха, Бартока, Чайковского, Шопена, Сибелиуса. Стимулируют работу желез внутренней секреции журчание ручья, шум прибоя, звук водопада, шелест листьев, шуршание колосьев. Стабилизирует давление музыка Шопена, Штрауса, «Лебединое озеро» Чайковского. Нормализуют кровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендельсона, Концерт Баха для двух скрипок. Снимает головную боль и невроз прослушивание знаменитого полонеза Огинского. Нормализуют сон и работу мозга сюита Грига «Пер Гюнт», Концерт Моцарта для кларнета. Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей.

Ритмические инструменты особенно пригодны для воздействия на двигательные расстройства. Ритм бубна повышает уровень природного этанола (природный алкоголь), что может способствовать лечению от алкоголизма. Струнные инструменты действуют своим проникновенным длительным и ясным звуком, способствующим душевной гармонии, психическому успокоению.