Смекни!
smekni.com

Девиантное поведение у подростков как проблема социальной работы в Республике Беларусь (стр. 6 из 8)

Чтобы преодолеть социальную дезорганизацию-девиацию, аномию, хаос, беспорядки, нарушения в ценностно-нормативной системе общества, необходим социальный контроль. Социальный контроль (controle - франц. проверка) - это механизм саморегуляции в социальных системах (группах, коллективах, организациях, обществе в целом), осуществляющий ее с помощью нормативного (морального, правового, административного и т.д.) регулирования поведения людей. Контроль можно представить как центральную нервную систему социального института. Без функций социального контроля общество существовать не может. Ему необходимы правила и нормы поведения, закрепленные законом. Социальный контроль выполняет охранительную и стабилизирующую функции, без которых общество как система распалось бы в кратчайшие сроки. Такие понятия, как власть, социальные нормы, санкции, составляют содержание и механизм социального контроля. Власть – форма социальных отношений, характеризующая способность влиять на направление деятельности и поведение людей, социальных групп, общностей посредством организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, контроля и насилия.

Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения. Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры: общественном, охватывающем наиболее сложные социальные отношения; публичном, или ассоциативном, объединяющем общности и отношения в них (организации, объединения, союзы, социальные группы, трудовые коллективы), и личном (частном), в малых группах и т.п.

Так же социальный контроль подразумевает наложение на личность определенных обязанностей и предоставлении ей некоторых прав. Различие прав и обязанностей, регламентирующих поведение и отношение человека, заключается в том, что одни свидетельствуют о том, что исполнитель данной роли, или носитель данного статуса, должен делать по отношению к другим; другие говорят о том, что может человек себе позволить или допустить по отношению к другим, в чем заключается относительная самостоятельность человека.

Соотношение прав и обязанностей в различных типах общества и социальных группах различны: статус раба в древнем мире предполагал только обязанности и никаких прав; при авторитарном режиме права и обязанности асимметричны - у лидеров и правящего класса права максимальны, а обязанности минимальны; у рядовых граждан много обязанностей, но мало прав. В демократическом обществе права и обязанности более или менее уравновешены. Правовое регулирование существовало не всегда. Вначале появились обычаи и традиции, затем табу. Обычаи соблюдаются людьми по привычке. Это воспринятая из прошлого форма поведения и регулирования деятельности человека. Традиции - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и соблюдающиеся в силу общественного принуждения. Прообразом права были табу (запреты) в поведении человека. Например, запрещалось охотиться на отдельных животных или вступать в половые связи с родственниками.

Жизнь людей регламентировалась. Позже такие правила стали закрепляться силой и авторитетом государства. Появились правовые законы как средства общественного согласия. Право стало представлять собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил стала обязанностью человека, другая его правом. Первая ограничивала свободу действий, вторая ее расширяла. В древнем мире преобладали законы, ограничивающие свободу. Право на свободу действий - это уже достижение эпохи Нового времени. Социальные санкции - оперативные средства социального контроля, выполняющие функции интеграции, стабилизации, социализации субъектов общественных структур. Санкции - это не только наказания, но и поощрения, которые способствуют соблюдению социальных норм. Вместе с ценностями санкции определяют выполнение человеком норм, следование им. Нормы как бы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций. Санкции - это совокупность поощрений при выполнении норм, за согласие с ними, то есть за конформизм и система наказаний за отклонение от них, то есть за девиантность. Конформизм представляет собой внешнее согласие с общепринятыми нормами потому, что внутренне индивид может сохранять в себе несогласие с ними, но никто не будет знать об этом. По существу установление конформизма - это одна из целей социального контроля.

Можно выделить четыре типа санкций: 1. Формальные (позитивные санкции) - публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительства, министерств, ведомств, союзов, творческих объединений. 2. Неформальные (позитивные санкции) - публичное одобрение: дружеская похвала, молчаливое признание, аплодисменты, комплименты, слава, почет. 3. Формальные (негативные санкции) - наказания, предусмотренные правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями, приказами, юридическими законами. 4. Неформальные (негативные санкции) - порицания, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, игнорирование, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба. Индивид может и сам контролировать свои действия, заставляя себя делать то, что не хочется, или отказываться от того, что является отклонением от нормы. Применение санкций человеком к самому себе называется самоконтролем. В ходе социализации осуществляется одновременно, и социальный контроль, но если человек нарушает нормы, то он испытывает чувство вины и у него пробуждается совесть. Совесть - это проявление внутреннего контроля, своего рода внутренний трибунал. Волевые усилия человека, его самоконтроль как принцип реальности сдерживают поток энергии бессознательных процессов, стихийных импульсов личностной структуры индивида. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше уровень самоконтроля у человека, тем меньше социальным организациям приходится применять к нему внешний контроль. Но, если у человека самоконтроль находится на низком уровне, то организациям социального контроля (государству, милиции, судам, армии и т.д.) вынужденно приходится вступать в действие для нейтрализации негативных действий отдельных своих граждан. В то же время жесткий детерминизм, постоянные ограничения дают не лучшие результаты. Человек тормозит развитие собственного самоконтроля, сдерживает самореализацию, самосозидание себя как личности. Можно сделать вывод: при развитом самоконтроле высока вероятность установления демократии, при неразвитом - авторитарного режима.

Сама система социального контроля может разбалансироваться, и начать допускать дисфункциональное поведение индивидов. Такие деструктивные процессы происходят, прежде всего, в периоды кризисных ситуаций в обществе. Отношение «человек - общество» является главным в системе отношений социального контроля. Данное отношение осложняется наличием уровня индивидуального сознания в структуре общественного сознания. Появляются возможности сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения тех стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Индивидуальное сознание является основанием самоконтроля; общественное сознание - социального контроля. Субъектами контролирующего действия выступают не только государство, но и социальные институты: образование, мораль, культура, семья и т.п. Эффективность социального контроля, группового давления на индивида, нарушающего нормы, зависит, прежде всего, от его статуса. К людям, имеющим различные лидерские возможности в группе, применяются различные способы группового воздействия или давления. Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодёжь (а что уже говорить о современном российском тинэйджере) подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую - одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме.

На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, не патриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, нищие. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда. Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10-15% общей численности населения. Напротив, 70% населения страны составляют «твердые середняки» - люди с несущественными отклонениями. Хотя большая часть людей преимущественно живут в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т. е. социальными конформистами. Полную картину девиантного поведения в конкретном обществе составить весьма трудно, поскольку полицейская статистика регистрирует незначительную часть происшествий [Приложение 2. 4].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. Стоит ли говорить, насколько опасно для общества распространение преступной идеологии, ведущей к эрозии моральных ценностей и нравственной деградации значительных слоев населения. Формируются неписаные нормы общественной безнравственности, оправдывающие нетрудовые доходы, воровство, насилие и т.п.