Смекни!
smekni.com

Дефекты воли в психопатологии и юриспруденции (стр. 2 из 5)

Сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, отнесена к категории недействительных сделок, поскольку воля лица сформирована под влиянием неправильных, не соответствующих действительности представлений о сделке. Такая сделка является оспоримой, она может быть признана недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.

Сделка, совершенная под влиянием обмана, отличается от сделки, совершенной под влиянием заблуждения, тем, что одно лицо сознательно вызывает у другого неправильное представление о каком-либо моменте, имеющем решающее значение для совершения контрагентом сделки. Обман - это умышленное поведение субъекта, которое может быть активным (сообщает ложные сведения или подтверждает уже сложившееся неправильное представление лица) либо пассивным (воздерживается от опровержения неправильных представлений лица, умалчивает об обстоятельствах, зная о которых контрагент отказался бы от заключения сделки). Это поведение специально направлено на введение контрагента в заблуждение с целью побудить его к заключению сделки. Если лицо добросовестно заблуждалось относительно соответствия действительности сообщаемых им сведений, то такое поведение не может квалифицироваться как обман. Сделка при наличии соответствующих оснований должна рассматриваться как совершенная под влиянием заблуждения.

Кабальная сделка - это сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась.

Сделка, совершенная под влиянием обмана, и кабальная сделка являются оспоримыми, они могут быть признаны судом недействительными по иску потерпевшего.

Правосубъектность существует и в уголовном праве. Наделение ею, как и в любой другой отрасли права, определяется возрастным и волевым критерием (вменяемостью). В уголовном законе и в литературе по уголовному праву речь, как правило, идет только о субъекте преступления и его уголовной ответственности. В действительности категория субъектов уголовного права охватывает более широкий круг лиц, чем субъекты преступления, подлежащие уголовной ответственности, то есть включает всех тех, кто достиг установленного законом возраста и является вменяемым. Иными словами, лицо, обладающее относительно свободной волей, правосубъектно и в уголовном праве.

Возраст, с которого лица признавались по закону субъектами уголовного права, не всегда был одинаковым. Это объясняется историческими условиями развития самого общества и его членов.

Определяя возрастной критерий уголовной ответственности, законодатель исходит из ряда обстоятельств, решающими из которых являются учет их способности понимать общественную опасность преступлений и значение наказания за содеянное. Несовершеннолетние подлежат уголовной ответственности в том возрасте, в котором они способны принимать решения, сознавать смысл, значение и последствия своих действий, а также оценивать применяемые к ним меры воздействия.

Вторым необходимым свойством, характеризующим субъект уголовного права, является вменяемость личности (ст. 19 УК РФ). Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики (ч. 1 ст. 21 УК РФ). К невменяемому нельзя применить наказание, хотя бы он и причинил своими действиями значительный вред обществу. К нему применяются принудительные меры медицинского характера.

Определение вменяемости (невменяемости) включает медицинский (биологический) и психологический (интеллектуальный и волевой) критерии.[5]

Вменяемость и невменяемость по уголовному праву - свойства личности, которые характеризуют не вообще психические способности лица, а состояние его интеллекта и воли по отношению к конкретному акту преступного поведения. Вменяемым признается лицо, которое в момент совершения преступления не страдало душевным заболеванием и способно было отдавать отчет в своих действиях, руководить своими поступками.

Однако нельзя не учитывать умственное и психическое недоразвитие в особенности несовершеннолетних. В соответствии с положением ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, оно не подлежит уголовной ответственности (ч. 2 ст. 421 УПК РФ).

Уголовный закон выделяет и категорию лиц с психическим расстройством, не исключающим их вменяемости. Такие лица подлежат уголовной ответственности. Но это обстоятельство - психическое расстройство - и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ст. 22 УК РФ).

Другая разновидность сделок это – сделки, совершаемые полностью дееспособными лицами и при этом требующие в соответствии с законодательством согласия (одобрения) иных, чем сторона сделки, лиц.

К этой группе сделок относятся, во-первых, сделки, заключаемые дееспособными гражданами. Например, сделки по распоряжению одним из супругов имуществом, находящимся в совместной собственности, требующие согласия другого супруга (п. 2 и 3 ст. 35 Семейного кодекса РФ); распорядительные сделки нанимателя жилого помещения по договору социального найма - приватизация, обмен жилого помещения, вселение в жилое помещение иных лиц, требующие согласия всех членов семьи нанимателя (ст. 70, 72 Жилищного кодекса РФ, ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").

В рассматриваемой группе сделок наличие стороннего волеизъявления вызвано необходимостью соблюдения при совершении сделки интересов соглашающегося лица. Однако и в этом случае согласие не утрачивает значения сопутствующего сделке действия, хотя и не является восполнительным волеизъявлением. Лицо, дающее согласие на совершение сделки иным лицом, не восполняет волю, стороны сделки ввиду ее полноценности, а выражает собственную волю на возникновение правовых последствий совершаемой сделки. Такое согласие (волеизъявление) установленных законом лиц (супруга, членов семьи нанимателя) является необходимым в связи с тем, что правовые последствия совершаемой сделки распространяются и на лицо, дающее свое согласие, в то время как стороной сделки это лицо не становится. Такое волеизъявление является хотя и сопутствующим (второстепенным), но распорядительным или разрешительным, поскольку лицо, чье согласие требуется на сделку, находится со стороной сделки в равных правоотношениях относительно ее объекта. Так, один из супругов, хотя и не выражает основную волю на распоряжение общим имуществом, являясь его сособственником, своим согласием совершает акт распоряжения, в результате которого перестает быть собственником.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности в отношении занимаемого помещения (ст. 69 ЖК РФ), соответственно, их согласие на распорядительные сделки нанимателя с жилыми помещением влечет изменение прав и обязанностей всех. Члены семьи могут стать собственниками жилого помещения в результате его приватизации; утратить право пользования одним жилым помещением и приобрести право пользования другим жилым помещением в случае обмена жилых помещений; объем права пользования жилым помещением у членов семьи может измениться в случае вселения в жилое помещение других лиц в качестве членов семьи нанимателя. Именно поэтому последствия неполучения согласия указанных лиц закреплены для защиты прав не стороны сделки, а лиц, чье согласие требуется для ее совершения

Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. И супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.

В жилищных отношениях согласие членов семьи нанимателя по договору социального найма является абсолютно необходимым. Без согласия членов семьи нанимателя невозможна приватизация жилого помещения. Сделка приватизации, совершенная без согласия члена (членов) семьи нанимателя, является ничтожной (ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. 168 ГК РФ). Недействительным будет вселение в жилое помещение других лиц без согласия членов семьи нанимателя, за исключением вселения к родителям их несовершеннолетних детей (ч. 1 ст. 70 ЖК РФ). Невозможен обмен жилого помещения без согласия всех членов семьи нанимателя. Совершенный без согласия указанных в законе лиц договор обмена будет являться ничтожной сделкой. Исключительным случаем преодоления несогласия членов семьи нанимателя на обмен жилого помещения является принудительный обмен, реализация которого возможна только в судебном порядке (ч. 3 ст. 72 ЖК РФ).

Следующая группа сделок характеризуется особенностями волеизъявления, которые вызваны тем, что совершающее сделку лицо выражает свою волю, но не свой интерес, а интерес другого лица либо не только свой интерес. Это так называемое заменительное волеизъявление, когда совершающее данную сделку лицо не является ни представителем другого лица, ни посредником, ни лицом, содействующим в совершении сделки, одобряющим ее.