Смекни!
smekni.com

Гендерные аспекты брачного поведения (стр. 11 из 14)

Рис.1 Степень рациональности представлений о будущей семейной жизни

Различия, определяемые по t-критерию Стьюдента, показали статистическую значимость на уроне 1%. Выявлено также небольшое достоверное различие между степенью осознанности представлений о семье (Рис.2). По мнению большинства респондентов обоих полов, они могут представить свою будущую семью, причем юноши - в несколько большей мере, что должно свидетельствовать о наличии у молодежи конкретного образа будущей семьи. Исследование тендерных различий о взглядах на реализацию семейных функций свидетельствует, что лидерские функции в семье не однородны.

Рис.2 Степень осознанности представлений о будущей семейной жизни

Результаты изучения ожиданий полоролевой дифференциации в реализации основных семейных функций в целом, согласуются с представлениями молодежи о власти в своей будущей семье. В них прослеживается направленность на тип, свойственный, скорей, матриархальной модели взаимоотношений.

Брачные намерения зависят, в первую очередь (Ян Щепаньский) от соответствия представлений об идеальном супруге и о реальном молодом человеке - потенциальном партнере по браку. Соответствие идеала и реальности может быть главным мотивирующим фактором, ведущим к созданию молодой семьи.

Девушки главными качествами своего будущего избранника считают (в порядке значимости): любящий; мужественный; искренний; счастливый; обаятельный; сильный; дружелюбный; чистый; не женственный. В образе идеального супруга отсутствуют феминные качества, а преобладают качества моральные, также представлены маскулинные характеристики. Доминируют романтические ожидания, соответствующие стереотипным (литературным, кинематографическим, культурно - историческим) образцам мужчины. Эти представления в реальной жизни находятся в диссонансе с опытом реального взаимодействия с молодыми людьми, представляющими свой регион. Оцениваемая девушками реальность показывает, что мужчины не соответствуют параметрам идеального избранника, прежде всего, расхождение представлено в таких характеристиках как: не любящий; недостаточно мужественный; женственный; недостаточно обаятельный; не вполне сильный; недостаточно добросовестный.

Исходя из результатов, можно сказать, что девушки, имеющие потенциальные брачные намерения, не находят в окружающих молодых людях мужчину их мечты и видят в них излишнюю феминность. Подобные представления являются существенным фактором, препятствующим реализации брачных намерений с тамбовскими молодыми людьми.

Антагонизм между идеальными и реальными представлениями (мечтой и реальностью) наглядно демонстрирует важнейший источник отсутствия у девушек готовности прогнозирования брака с окружающими молодыми людьми ближайшей социальной среды. С другой стороны, юноши видят в своем социальном окружении, среди девушек некий идеал, основные качества которого: женственная; дружелюбная; красивая; искренняя; счастливая.

В целом, можно заключить, что происходит рассогласование брачных тендерных ожиданий, причем женщины, стремясь к проявлениям мужественности и силы молодых людей, в реальности встречаются, в основном, с инфантильной позицией, сводящейся к желанию получить эмоциональную поддержку в виде сострадания (жалости).

Юноши, имеющие брачные намерения, ожидают получить от девушек эмоциональное удовлетворение от проявления комплекса свойств, характерных для материнской позиции. Таким образом, становится понятным, что браки, заключаемые между молодыми людьми Тамбова и одной возрастной группы, не могут быть, чаще всего, устойчивыми и длительными. Очевидно, что возраст вступающих в брак мужчин и способствующий более устойчивым семейным отношениям, - растет, в то время как возможность избирательности в осуществлений брачных намерений молодых девушек - снижается. Отсюда, демографическая ситуация способствует количеству внебрачных связей между молодыми женщинами (в том числе состоящими в браке) с более старшим поколением мужчин.

В представлениях женщин о своей будущей семье центральное место занимает образ будущего супруга. На рис.3 представлены качества супруга, которые тесней всего связаны с представлением о будущей семье: мужественный; чувствительный; искренний; способный защитить семью; чистый; обладающий аналитическим умом; внешне красивый. Основой отношений с таким идеальным мужчиной будет любовь.

Рис.3.

Также в идеализированный образ супруга входит стремление женщины возложить на него ответственность за выполнение представительской функции в обществе, а также участие в планировании совместного досуга. В формировании таких позитивных идеализированных представлений девушек исключается влияние телевидения и радио, в которых, видимо, мало представлены референтные образцы удачной семейной жизни.

Подчеркивание девушками в идеале маскулинных свойств закономерно связано с нежеланием видеть в супруге женственность, которая присутствует в образе реальных тамбовских молодых людей.

Для юношей представления о будущей семье связаны, прежде всего, с романтической направленностью личности (рис.4). Такие представления ассоциируются с наличием официальных отношений, а иные формы семейных отношений не вписываются в картину семьи. Образ будущей семьи отражает не конкретные ее характеристики и параметра, а, прежде всего, эмоциональную направленность молодых людей и стремление рассматривать семью как источник получения желаемых эмоций.

Рис.4.

В своих прогнозах молодые люди видят себя лидером семьи (включая интимную сферу и выполнение воспитательной функции), не проявляющим мягкости, не свойственной настоящему мужчине, и переживающим, в основном, эмоции пугнические (преодоление, защита), альтруистические по отношению к другим членам семьи и сохраняющим романтику отношений, переживаемую им в настоящее время. Достаточно позитивен тот факт, что юноши имеют намерение свести к минимуму употребление спиртного в семье.

Отрицание значимости собственного детского опыта, приобретенного в родительской семье, наводит на мысль о компенсации возможного материнского доминирования в семье собственной.

Обобщая результаты, следует отметить, что идеализированные представления девушек о будущей семье, несмотря на прагматический характер реальных устремлений, сводятся к ожиданию мужского образа "принца на белом коне", соответствующего маскулинному стереотипу, то есть достаточно характерного для нашей культуры, дополнительно наделенного внешней красотой и испытывающего любовь к самой девушке.

Молодые люди в представления о семье включают, скорей, чувственные переживания о семье, как источнике получения определенных эмоций (романтических, пугнических, альтруистических) и представления о самом себе как "настоящем мужчине" - абсолютном лидере.

Существуют различия в представлении своего будущего статуса в укладе семьи. У девушек такая представление фиксируется на идеальном партнере, а у молодых людей - базируется на ожидании переживания собственных эмоций в браке, и на представлении о себе как потенциальном безусловном главе семьи.

Частотный анализ результатов показывает наличие тендерных различий мотивации предбрачного поведения (Таблица).

Таблица 9 Частотное распределение мотивов брачных намерений

Юноши Девушки
Мотив % Мотив %
Любовь 66,7 Материальная выгода 66,7
Жилье 13,3 Рождение детей 16,7
Следовать большинству 12,8 Бытовые условия 13,3
Материальная выгода 11,7 Жилье 10
Рождение детей 10 Уход от одиночества 9,4

Прежде всего, следует отметить определенное совпадение доминирующих мотивов девушек и юношей - материальная выгода, улучшение жилищных условий, рождение детей. Эти три мотива являются достаточно универсальными для молодежи, что вполне соответствует проблематике молодежной политики, проводимой государством в настоящее время в стране, когда их усилия направлены на улучшение социально-демографической ситуации посредством мер в отношении молодых семей: материнский капитал, жилищные сертификаты, увеличение срока оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком и др.

Гендерные различия брачного поведения представлены, прежде всего, в содержании стереотипов, обусловленных патриархальной или феминистической точкой зрения: о физических данных будущего избранника, основанных на репродуктивных ожиданиях и биологических возможностях, полоролевых стереотипах о реализации семейных функций в будущем браке, традиционных стереотипов маскулинности - феминности, стереотипных представлений о разделении труда.

Включенные в выборку респонденты признают семью как жизненную ценность и, в то же время, имеют ряд специфичных ожиданий и установок, соответствующих их брачным намерениям, тендерных представлений о модели семьи, которые чаще всего являются продлевающими срок решения о заключении брака и снижающими его надежность.

Как у юношей, так и у девушек имеется значительное расхождение представлений о будущем партнере по браку (идеализированный образ) и опыта взаимодействия со сверстниками, получаемого в подавляющем большинстве случаев, из практики досугового общения. Девушки главными качествами своего будущего избранника считают: любящий, мужественный, искренний, счастливый, обаятельный, сильный, дружелюбный, чистый, не женственный. В образе идеального супруга представлены маскулинные характеристики, отсутствуют феминные качества, а преобладают качества моральные. То есть преобладают романтические ожидания, соответствующие, скорей, стереотипным, культурно - историческим образцам мужчины. Оцениваемая девушками реальность показывает, что мужчины не соответствуют параметрам идеального избранника, прежде всего, расхождение представлено в таких характеристиках как: не любящий, недостаточно мужественный, женственный, недостаточно обаятельный, не вполне сильный, недостаточно добросовестный. Девушки, имеющие потенциальные брачные намерения, не находят в окружающих молодых людях мужчину их мечты и видят в них излишнюю феминность.