Смекни!
smekni.com

Представление о свободе у мужчин с регламентированным образом жизни (стр. 7 из 12)

Правовое положение (статус) лиц, отбывающих наказания, можно определить как закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное посредством совокупности прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания конкретного вида наказания [25].

Из всех видов наказаний, предусмотренных уголовным законодательством, более всего изменяет жизнь лица, совершившего преступление, наказание в виде лишения свободы. Именно поэтому из всех специальных правовых статусов лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний, наиболее детально урегулирован статус лиц, лишенных свободы. Сущность наказания в виде лишения свободы состоит в изоляции преступников от общества путем их помещения в специально предназначенные для этого государственные учреждения, а их правовое положение определяет соответствующее содержание. Лишение свободы кардинально меняет образ жизни осужденного. С момента прибытия в исправительное учреждение его поведение детально регламентируется. В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права, законные интересы и обязанности осужденных. Они возникают и реализуются в рамках, как правило, уголовных и уголовно-исполнительных правоотношений. Однако права, законные интересы и обязанности осужденных могут возникать в отношениях, регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.

Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управомоченному лицу возможности определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень притязания осужденного на закрепленное правом поведение и блага определяется содержанием субъективного права, включающим в себя: во-первых, возможность осужденного свободно пользоваться социальными благами (питанием, вещевым довольствием) в рамках, установленных правом; во-вторых, возможность требовать исполнения корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персоналом учреждений и органами, исполняющими наказания, другими субъектами уголовно-исполнительных и иных правоотношений; в-третьих, возможность прибегнуть в необходимых случаях к защите своего субъективного права. В ст. 45 Конституции гарантируется государственная защита прав и свобод гражданина. Основываясь на указанном принципе, защита прав осужденных обеспечивается с помощью прокурорского надзора, международного, судебного, ведомственного и общественного контроля. контроля. Таким образом, субъективное право осужденного следует определить как закрепленную законом и гарантируемую государством реальную возможность определенного поведения осужденного или пользования им социальными благами, обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов возникающих правоотношений [26].

Статья 11 гл. 2 УИК РФ устанавливает основные обязанности осужденных, характеризующие особенности их правового статуса и относящиеся поэтому к группе специальных прав, законных интересов и обязанностей. Четыре из шести статей главы не случайно посвящены правам осужденных, порядку и гарантиям их осуществления, поскольку одной из важнейших задач уголовно-исполнительного законодательства, как установлено в ст. 1 УИК РФ, является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных. Многие из перечисленных прав относятся к естественным правам человека и гражданина и конкретизируют соответствующие конституционные права и свободы применительно к статусу осужденного. Относительно правового положения осужденных к лишению свободы можно констатировать, что большинство прав, законных интересов и обязанностей содержится в нормах, регулирующих конкретные вопросы исполнения наказания, и классифицируется в соответствии с закрепленными в ст. 9 УИК РФ основными средствами исправления на четыре группы: относящиеся к сферам режима, воспитательной работы, общественно полезного труда, общего образования и профессиональной подготовки. В общем объеме правовых норм, составляющих содержание статуса лиц, лишенных свободы, значительная часть относится к сфере режима, играющего роль главного регулятора множества разнообразных и специфических отношений, складывающихся в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.

Что касается конституционных обязанностей, то большинство из них распространяется на осужденных в той же мере, что и на остальных граждан. Это, например, относится к обязанности платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду. Исключение, согласно ст. 23 Федерального закона от 12 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями от 29 июня 2004 г.) [34], составляет обязанность нести военную службу, которая не распространяется на осужденных, отбывающих наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста и лишения свободы. Конституционная обязанность соблюдать Конституцию РФ и иные законы детализируется в ст. 11 УИК РФ [32] . Помимо обязанности соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также исполнять установленные законодательством обязанности граждан Российской Федерации, осужденным вменяется в обязанность выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, а также соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.

Конкретизация может осуществляться не только уголовно-исполнительным, но и иным законодательством, а также подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными правовыми актами. Подробной детализации на ведомственном уровне подвергнуто конституционное право на обращения в государственные и иные органы, которому посвящен § 13 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Учитывая важность данного права для обеспечения статуса осужденных, не только законодатель, но и ведомство, одной из основных задач которого является исполнение наказаний, постоянно совершенствуют изданные ими нормативные акты. Так, для усиления обеспечения права осужденных к лишению свободы на обращения приказом Минюста России от 8 июля 2002 г. № 191 в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений внесены изменения, согласно которым все ответы, поступающие по результатам рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, не позднее чем в трехдневный срок под роспись объявляются осужденным и выдаются им на руки. При отказе заявителя хранить ответ у себя он приобщается к личному делу осужденного.

Специальный статус лиц, лишенных свободы, базируется главным образом на разрешительном принципе, поэтому основным способом его правового регулирования является дозволение (разрешение). Осужденным разрешается: приобретать продукты питания и предметы первой необходимости (ст. 88 УИК РФ); иметь свидания на территории исправительного учреждения или вне его (ст. 89 УИК РФ); получать посылки, передачи и бандероли (ст. 90 УИК РФ); вести переписку, получать денежные переводы и отправлять их близким родственникам (ст. 91 УИК РФ); осуществлять просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивать радиопередачи (ст. 94 УИК РФ); приобретать и хранить литературу и письменные принадлежности (ст. 95 УИК РФ) и т. д. Порядок реализации указанных прав приведен в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Содержанием наказания в виде лишения свободы обусловлены и специальные обязанности осужденных, как-то: вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим исправительные учреждения, а также к другим осужденным; выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; являться по вызову администрации и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора (ст. 11 УИК РФ); носить одежду установленного образца (ст. 82 УИК РФ); соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении; добросовестно относиться к труду и учебе; по установленному образцу застилать постель; соблюдать правила личной гигиены; носить на одежде установленного образца нагрудные и нарукавные знаки; в тюрьмах, помещениях камерного типа, штрафных и дисциплинарных изоляторах выходить на прогулку. Осужденные обязываются подвергаться обыску, их корреспонденция подлежит цензуре, а вещи, посылки, передачи и бандероли – досмотру [10].

Обязанности осужденных к лишению свободы устанавливаются и при помощи такого способа правового регулирования, как запреты. Осужденным, в частности, запрещено: вести телефонные разговоры с осужденными, находящимися в других исправительных учреждениях (ст. 92 УИК РФ); получать, приобретать, хранить и распространять издания, пропагандирующие войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, издания порнографического характера, а также подписываться на них (ст. 95 УИК РФ); нарушать линию охраны объектов либо границы территории исправительных учреждений; наносить себе и другим лицам татуировки; употреблять жаргонные слова; играть в карты, другие игры с целью извлечения материальной или иной выгоды; подниматься на крыши зданий, цехов, строений и другие сооружения, подходить к ограждению внутренней запретной зоны; оставлять без разрешения администрации рабочие места, общежития и помещения, в которых проводятся массовые мероприятия; хранить или пользоваться запрещенными вещами, предметами и продуктами питания, перечисленными в Перечне.

Воспитательные колонии относятся к исправительным учреждениям уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем их роль и социальное назначение существенным образом отличаются от иных видов исправительных учреждений, так как они исполняют лишение свободы в отношении несовершеннолетних осужденных, для которых требуются особый порядок и условия исполнения и отбывания наказания. Главным фактором, определяющим условия отбывания наказания в этих колониях является несовершеннолетие правонарушителей, которое, с одной стороны, требует более льготных по сравнению со взрослыми преступниками условий содержания, а с другой -- открывает широкие воспитательно-педагогические возможности для возвращения несовершеннолетних осужденных к правопослушному трудовому образу жизни в обществе.