Смекни!
smekni.com

Дидактические игры как средство развития произвольной памяти у детей с ЗПР (стр. 5 из 7)

Средний уровень развития – 6 - 11 баллов;

Низкий уровень развития – 0 - 5 баллов.

Полученные данные оформлены в таблице 3 Приложение № 1

После проведения диагностических методик был проведён количественный и качественный анализ результатов.

Количественный анализ результатов показал:

Высокий уровень – 25% (3 ребёнка).

Средний уровень – 42% (5 детей).

Низкий уровень – 33% (4 ребёнка).

Качественный анализ результатов показал:

Высокий уровень – ребёнок называет все предметы (слова) точно, показывает идентичное изображение, использует некоторые мнемические приемы (припоминание, повторение). Средний уровень – допускаются небольшие неточности, небольшое количество лишних слов, показывает схожее изображение с общим силуэтом и назначением, затрачивает наибольшее количество времени не использует мнемические приемы. Низкий уровень – ребёнок называет наименьшее количество слов, много неточностей, показывает совершенно другое изображение.

Из числа обследуемых нами были сформированы контрольная и экспериментальная группы.

В контрольную группу вошли дети со следующим уровнем развития:

Высокий уровень – 33% два ребёнка.

Средний уровень – 33 % два ребёнка.

Низкий уровень – 33 % два ребёнок.

У детей экспериментальной группы:

Высокий уровень – 17 % один ребёнок.

Средний уровень – 50 % три ребёнка.

Низкий уровень – 33 % два ребёнка.

Результаты проведённого констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста, необходимо проводить работу по развитию произвольной зрительной и слуховой памяти.

2.2 Методика организации и проведения серии дидактических игр для развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

На основании полученных данных нами был разработан второй этап исследования.

Цель - развитие произвольной памяти у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Разработать серию дидактических игр, направленных на развитие произвольной слуховой и зрительной памяти;

2. Провести серию дидактических игр направленных на развитие произвольной слуховой и зрительной памяти;

При организации формирующего эксперимента мы руководствовались следующими общедидактическими и специальными принципами, такими как: принцип системности, принцип последовательности, деятельностный принцип, принцип учёта структуры дефекта.

Дидактические игры мы проводили во вторую половину дня. Вначале проводили игры на развитие произвольной зрительной памяти, затем игры на развитие произвольной слуховой памяти, так как зрительная память у детей с ЗПР является менее нарушенной. Игры проводили в порядке усложнения (увеличение числа запоминаемых элементов). Процесс запоминания в игре начинался со специально организованного восприятия, которое направлено на вычленение свойств объекта (цвет, форма, величина).

В связи с повышенной отвлекаемостью, низким уровнем произвольного внимания, инструкция в играх повторяется несколько раз. Перед тем как выполнить задание экспериментатор просит ребенка повторить его словесно. При невыполнении задания не осуществляется переход к другой игре, а продолжается выполнение этой игры.

В данную серию игр вошли игры таких авторов: З.М. Богуславской, Е.О. Смирновой, Г.А. Урунтаевой.

На данном этапе мы выделили два направления работы.

Первое направление работы по развитию произвольной зрительной памяти.

Цель: развивать произвольную зрительную память через рассмотрение образа и словесное обозначение.

Задачи:

1. Развивать умения составлять картинку по образцу;

2. Развивать умения находить идентичное изображение и запоминать их.

Используемые игры.

1.Игра « Составь картинку».

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материал: набор геометрических фигур вырезанных из картона (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, полукруг).

Проведение игры: Первый этап. Показать детям несколько геометрических фигур, предложить подумать, какие предметы можно из них составить. Выложить это изображение. Инструкция: «Запомните и составьте такое же самостоятельно». Подчеркнуть, что разноцветные фигуры нужны для того, чтобы составить изображение, белые фигуры помогают запомнить форму, количество отдельных деталей предмета. Задать вопрос: «Что нужно запомнить, чтобы правильно составить картинку?» После того, как дети составили изображение, они проверяют правильность, отмечают ошибки. Как только игра будет освоена, осуществляется переход ко второму этапу игры. Второй этап. На этом этапе детям предлагаются предметы, изображенные на карточках, в этом случае дети сами анализируют картинку, выделяют необходимые детали. После завершения изображения анализируют его.

2.Игра «Найди такой же»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материал: 8 карточек размером 4,5 на 5 см., с изображениями: чайника, пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья; карта размером 20 на 27,5 см., разделённая на 24 клетки. Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно – идентичное, второе – отличающееся какой – нибудь деталью, третье – сходное лишь общим силуэтом и назначением. Соотношение цветов в этих трёх изображениях должно быть одинаковым.

Проведение игры: игра проводится с двумя детьми. Перед детьми кладут карту и говорят: «Я буду показывать маленькие карточки, вы запомните, что на них нарисовано, и найти такую же картинку на большой карте». Детям по одной показывают карточки. После каждого предъявления детям даётся возможность найти такое же изображение на карте.

3. Игра «Запомни геометрические фигуры».

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материал: карточки с изображёнными геометрическими фигурами.

Проведение игры: показать ребёнку картинку с изображёнными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Инструкция: « Посмотрите, и запомни геометрические фигуры». Предъяви карточку, на которой 2 геометрические фигуры. Попросить ребёнка показать те фигуры, которые видел на первой карточке. Далее предъявляются карточки с наибольшим количеством геометрических фигур, ребёнок показывает первичный вариант.

4. Игра «Домики».

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материл: семь домиков вырезанных из картона, семь ключиков к домикам.

Проведение игры: Первый вариант. Разложить перед детьми домики и ключики. Инструкция: «Посмотрите и запомните, к какому из отверстий домиков подходит тот или иной ключик». Затем убрать ключики и оставить только домики, домики закрыть ширмой. Показывать по одному ключику, попросить запомнить. Ребёнок открывает ширму и находит тот домик, к которому подходит ранее показанный ключик.


Второй вариант.

Показать детям домики поочерёдно, нацелить запомнить отверстия в каждом домике. Ключики лежат за ширмой, ребёнок находит среди ключиков тот, который подходит к ранее показанному домику.

5. Игра «Найди пару».

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материал: силуэты рукавиц, отличающихся цветом, количеством, расположением геометрических фигур, составляющих узор.

Проведение игры: Первый вариант. Разложить рукавицы на двух столах так, чтобы на каждом столе было по одной рукавице из пары. Каждый ребёнок выбирает рукавичку, к которой он должен найти пару. Даётся инструкция: «Запомните каждый свою рукавичку и найдите пару на другом столе». После выполненного действия, дети проверяют его правильность.

Второй вариант.

Предложить детям разделиться на две подгруппы, раздать им рукавички, чтобы одинаковые рукавички были у детей разных подгрупп. Дети первой подгруппы стоят, второй – сидят на стульчиках, которые расставлены по два, чтобы рядом с каждым сидящим ребёнком был пустой стул. Дети второй подгруппы должны запомнить, какая у них рукавичка, оставить её на своём стульчике и найти себе пару, ребёнка из первой подгруппы. После окончания игры дети меняются местами.

Второе направление работа над произвольной слуховой памятью.

Цель: развивать произвольную слуховую память через точное запоминание последовательности описания.

Задачи: развивать умение запоминать точно воспроизводить словесное описание предмета.

Для реализации целей и задач второго направления нами были использованы следующие игры:

1. Игра «Помощники».

Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

Материал: предметные картинки.

Проведение игры: «Сейчас я буду говорить кому, какие карточки нужно будет принести, вы внимательно слушайте и запоминайте. Лена, принеси карточки с предметами, которые похожи на треугольник – морковь, ёлка, пирамида, флажок, крыша». Ребёнок запоминает инструкцию и выполняет поручение.

2. Игра «Я положил в мешок».

Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

Проведение игры: «Ребята, представьте, что мы с вами отправляемся в далёкое путешествие и нам нужно взять с собой много вещей. Мы сейчас будем говорить по очереди, кто, что с собой возьмёт, начнём с меня. Я скажу фразу, тот, кто будет говорить за мной, запомнит мою фразу произнесёт, потом будет говорить свою фразу».

3. Игра «Не пропусти слово».

Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

Проведение игры: Детям предлагается прослушать цепочку не связанных между собой слов. Инструкция: «Слушайте и запоминайте слова, которые я буду произносить». Произносятся слова, при повторении цепочки одно, два слова упускаются. Дети слушают и говорят, какие слова были упущены. Вопроизводят первый вариант цепочки.

4. Игра «Коврик для куклы».