Смекни!
smekni.com

Когнитивное и личностное развитие старших подростков музыкальных школ (стр. 4 из 35)

Анализируя выдвинутые В.Н.Дружининым факторы интеллекта можно отметить, что при переходе от «поведенческого» интеллекта к формальному убывает эмоциональная составляющая, возрастает однозначность и произвольность обозначения по отношению к содержанию, растет независимость операций от ситуации, контекста, пространства и времени.

Для овладения каждым фактором («кодом») требуется некоторый начальный минимальный уровень интеллекта («порог»). Овладение каждым видом «кода» приводит к возникновению новой интеллектуальной способности: вербальной, пространственной, формально-логической. При этом каждая способность базируется на предыдущей. Для того чтобы новая способность возникла, необходим минимальный уровень развития предыдущей, которая задает пределы для развития и проявления новой способности.

Таким образом, по В.Н.Дружинину, уровень интеллектуальных возможностей определяется уровнем развития предшествующего фактора и «порогом», необходимым для развития последующего фактора.

Иерархическая структура организации интеллекта раскрывается Б.М.Величковким и М.Е.Капицей в работе (1987). Они выделяют следующие его уровни: F - метапознавательные координации (регуляция и перестройка концептуальной модели мира); Е1,2 - концептуальные структуры (фиксация и пополнение концептуальной модели мира); Д - действия (регуляция предметных действий); С 1,2 - пространственное поле (ориентация в ближайшем окружении); В - синергия (регуляция перемещений организма как целого); А - палеокинетические (регуляция тонуса и простейших защитных реакций). Чем выше уровень, тем существеннее его роль в обеспечении интеллектуальных достижений. Уровни А, В, С ответственны за сенсорные и перцептивные функции, уровень Д реализует весьма сложные, формирующиеся прижизненно когнитивные автоматизмы. Особое значение в интеллектуальной активности имеют структуры метапознавательного уровня F, реализуемые в метапроцедурах. К метапроцедурам, определяющим уровень общего интеллекта они относят, понимание, рекурсию и аналогию.

Развитие когнитивной сферы личности представлен ими как двусторонний процесс: первая сторона связана с формированием операциональных компонентов стратегий выполнения и контроля, вторая сторона - это формирование интенционально- личностных особенностей интеллекта.

По мнению Б.М.Величковского и М.Е.Капицы эффективность интеллектуальной деятельности также зависит от неспецифичных для нее процессов. Это мотивы и эмоции (1987, с. 133).

Мотивы, эмоции, процессы целеполагания как механизмы интеллектуальной активности рассматриваются в работах О.К.Тихомирова и его сотрудников: мотивы (Б.В.Зейгарник, Э.Д.Телегина, Л.П.Гурьева), эмоции (Ю.Е.Виноградов, И.А.Васильев, Т.И.Тепеницина, Л.Б.Ермолаева-Томина), целеполагание (Д.Б.Богоявленская, Л.М.Головина, М.Р.Гинзбург и др). Интеллект человека рассматривается ими как деятельность личности.

В рамках этого подхода О.К.Тихомиров выдвигает положение о том, что «понимание мышления как психической деятельности <...> предполагает <...> неразрывность всех аспектов ее изучения и прежде всего операционального и мотивационного» (О.К.Тихомиров, 1969, с.60).

Оригинальный подход к пониманию интеллекта был предложен В.Г.Ананьевым (1967), которому он отводит особое место в общей совокупности потенциалов человеческого развития. Интеллект он рассматривал как многоуровневую и многокомпонентную организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические функции, психические процессы, состояния и свойства личности. Эта организация в свою очередь связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека. Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения. Таким образом, интеллектуальная продуктивность зависит не только от степени овладения операциями и характера мотивации, но и от энергетического обеспечения организмом процессов переработки информации и принятия решения.

В работах С.Л.Рубинштейна раскрывается вопрос о детерминации общих способностей. Он отмечает, что «способности не могут быть просто насаждены извне, что в индивиде должны существовать предпосылки, внутренние условия для их органического роста и, с другой стороны, что они не предопределены, не даны в готовом виде до и вне всякого развития» (1976, с.220). Далее поясняет, что «на самом деле надо говорить не только о способностях как продуктах освоения предметов деятельности, но и о самих этих предметах, как продуктах исторического развития способностей» (там же, с. 222).

По мнению С.Л.Рубинштейна развитие способностей, в том числе и интеллектуальных, совершается по спирали. «Освоение человеком определенных знаний и способов действий имеет своей предпосылкой, своим внутренним условием известный уровень умственного развития, развития умственных способностей; в свою очередь, оно ведет к созданию внутренних условий для усвоения знаний и способов действий более высокого порядка» (там же, с.226).

Значимым в психологии способностей является вопрос о составе и структуре умственных способностей. С.Л.Рубинштейн указывает, что «...ядром или общим компонентом различным умственных способностей.... является свойственное данному человеку качество процессов анализа (а значит, и синтеза) и генерализации - особенно генерализации отношений. Генерализация отношений предметного содержания выступает, затем и осознается как генерализация операций, производимых над обобщенным предметным содержанием; генерализация и закрепление в индивиде этих генерализованных операций ведут к формированию у индивида соответствующих способностей» (1976, с. 228).

Таким образом, С.Л.Рубинштейн выделил два компонента интеллектуальных способностей: совокупность операций (умственных действий), которыми осуществляется интеллектуальная деятельность и качества процессов, которыми регулируется функционирование этих операций (анализ, синтез, обобщения).

В работах В.Ю.Крамаренко (1983) интеллект определяется в качестве интегральной и высокодифференцированной способности к мышлению, воплощающей основные формы отражательной и предметной деятельности. В.Ю.Крамаренко проводит структурно-функциональное различие между интеллектом как умственной способностью, с помощью которого перерабатывается, понимается, оценивается информация и мышлением как умственной активностью, реализующимся в форме конкретного мыслительного процесса, производимого интеллектом (1983, с. 14).

В качестве одного из возможных подходов теоретического описания интеллекта В.Ю.Крамаренко предлагает использовать трехуровневую схему организации, которая включает: 1) здравый смысл - уровень интеллекта, отвечающий за реальность и практическую значимость мышления; 2) рассудок - уровень интеллекта, опосредованный структурой знания, включающий в себя теоритизированный опыт коллективной социальной практики; 3) разум - уровень интеллекта, осуществляющий изменение исходных парадигм, преобразование их в новые форм, создание иных типов деятельности (там же, с.7-8).

Таким образом, человеческий интеллект рассматривается В.Ю.Крамаренко в качестве единой целостности выделенных уровней, чья полифоническая деятельность формирует многоплановый мыслительный процесс.

В аспекте нашего исследования интересен психофизиологический подход к раскрытию проблем интеллекта. Наиболее ярким представителем данного направления является Г.Айзенк.

Г.Ю.Айзенк при попытке дать определение интеллекта выделяет три его концепции: биологический интеллект (А), который связан со структурами и функциями коры головного мозга; психометрический интеллект (IQ) , измеряемый тестами IQ и социальный интеллект (Б), который проявляется в использовании IQ для социальной адаптации. Биологический интеллект, по его мнению, должен рассматриваться как фундаментальный. В силу этого, различия индивидов по интеллекту обусловлены биологическими особенностями нервной системы, отвечающими за точность передачи нервных импульсов.

Характеризуя IQ, Г.Ю.Айзенк выделяет три основных фактора: скорость умственных действий, настойчивость (время, которое испытуемый затрачивает на попытки решить трудную задачу) и ошибочность (тенденция испытуемого предлагать неверные решения) (1995, с. 116). По его мнению, наиболее важным показателем интеллекта является скорость умственных действий. Это положение он подкрепляет работами Е.Рота (1964), А. Йенсена (1985), Т.Хеммельгарна и Т.Келе (1984) и др. о связи IQ со временем реакции. Таким образом, основой и источником интеллекта, по Г.Ю.Айзенку, является "ментальная скорость", в определении М.А.Холодной.

В рамках этого подхода интересна модель интеллекта, предложенная А.Н.Лебедевым. А.Н.Лебедев отмечает, что скорость переработки информации человеком определяется частотой альфа-ритма (одно колебание в 0,1 с) и временем рефрактерной задержки (около 0,01 с) у конкретного испытуемого. При минимальной величине рефрактерной задержки и минимальном индивидуальном периоде колебаний альфа-ритма индивид будет иметь максимальный «когнитивный ресурс» - способность оперировать одновременно наибольшим числом единиц информации (Дружинин, 2000, с. 113).

В многочисленных исследованиях подтверждается положение о наличии зависимостей между IQ и некоторыми нейрофизиологическими особенностями. Предприняты попытки найти взаимосвязь между IQ и такими физиологическими показателями как, кожно-гальванические реакции (В.Бастендорф, 1960); электроэнцефалограммой (ЭЭГ) (Т.Гассер, 1983); усредненными вызванными потенциалами (УВП) (Дж.Эртл, 1971,1973; А.Хендриксон, 1980, 1982; Д.Хендриксон, 1982; Е.Шафер, 1982).

Значимые результаты психофизиологии общих (интеллектуальных) способностей были получены представителями школы Б.М.Теплова -В.Д.Небылицина. Усилия исследователей данной школы направлены на поиск взаимосвязей свойств нервной системы и общих способностей. Фундаментом исследований послужили аспекты учения И.П.Павлова о типологических свойствах нервной системы, о специальных человеческих типах и учение о двух сигнальных системах.