Смекни!
smekni.com

Профилактика нарциссического поведения (стр. 2 из 17)

На базе гиперспособности – индивид игнорирует реальность. Обычно очень одаренные и талантливые. Проявляется в сверхценных увлечениях, иногда в неэстетическом поведении, редко – в злоупотреблении веществами психоактивного действия, аномалиях сексуального поведения, коммуникативных девиациях, характерологических реакциях.

Одной из форм отклоняющегося поведения является – нарциссическое поведение.

Социологический энциклопедический словарь дает такое определение нарциссизма. Нарциссизм – (от греч. Narkissos ) – от имени мифологического юноши-красавца, влюбившегося в свое отражение в воде).

1. Самовлюбленность; направленность интересов личности на себя.

2. Форма себялюбия, являющаяся следствием развития детской психики, характеризующаяся аутоэротизмом, предшествующим сексуальному влечению к другому, способности любить других.

3. Сексуальное отклонение, при котором субъект предпочитает собственное тело в качестве источника наслаждения. [37]

Изложение Овидием в «Метаморфозах» мифа о Нарциссе содержит в себе в несколько завуалированной форме ряд актуальных уже для античного мира значений. Овидий сообщает о родителях Нарцисса, нимфе Лейрионе и изнасиловавшем ее речном боге Цефисе. Этим подчеркиваются травматические моменты в прошлом Нарцисса. Основные мотивы, которые представляются возможным проследить в этом изложении следующие:

1. мотив отверженной любви нимфы Эхо;

2. мотив мести богини, наказывающий эгоцентричного и беззаботного Нарцисса, возникновением страсти, которую нельзя реализовать;

3. мотив двойника, основанный на иллюзии: Нарцисс влюбляется в свое отражение;

4. мотив страстного желания;

5. мотив магического превращения (Эхо становится бестелесной, и Нарцисс превращается в цветок);

6. мотив смерти.

7. мотив воскресения: цветок воскресает вечно, когда зима сменяется весной.

Несмотря на античное происхождение термина и его различное толкование в истории прошлого, только в ХХ веке термин «нарцисс» и производный от него «нарциссизм» стали употребляться все более часто и ассоциироваться с проблемами психического здоровья, психоанализа и психиатрии. Нарциссическое личностное расстройство было включено в качестве диагностической единицы впервые в DSM-III (1980), хотя и до этого концептуализация нарциссизма имела содержательную историю. Концепцию разрабатывали ряд авторов, прежде всего Кохут (1966, 1972); Кернберг (1974, 1980, 1984); Клейн (1957) и другие. [14]

Для более подробного рассмотрения особенностей нарциссизма познакомимся с одним из терминов, использующихся при его описаниях. Речь идет о термине «сэлф» (self). Под сэлф понимается осознание человеком своего существования, функционирование своего «я». В результате взаимодействия со средой, в особенности с другими людьми, формируется структура сэлф – особенности характеристик и отношений восприятия «себя» в окружающем мире. Лица с нарциссическим поведением характеризуются грандиозным «всемогущим» сэлф. В связи с этой грандиозностью часто говорят, что сэлф у нарциссических личностей носит архаичный, т.е. строящийся на мифологическом осознании себя, характер.

Диагностические критерии нарциссического личностного расстройства включают всепроникающий паттерн грандиозности и отсутствие эмпатии. Расстройство может диагностироваться при установлении пяти или более признаков, среди которых выделяется:

1. грандиозное чувство самозначимости;

2. захваченность фантазиями неограниченного успеха, власти;

3. вера в собственную уникальность, которую могут оценить только особо одаренные люди;

4. потребность в восхищении;

5. чувство привилегированности;

6. эксплуативность в межличностных отношениях;

7. отсутствие эмпатии;

8. зависть к достижениям других;

9. вызывающее, наглое поведение.

Фрейдом термин «нарциссизм» применялся для обозначения состояния, при котором человек относится к собственному телу, как к сексуальному объекту, т. е. любуется им с чувством сексуального удовольствия, гладит его, ласкает до тех пор, пока не получает от этого полного удовлетворения. Такая форма проявления нарциссизма представляет собой извращение, захватывающее всю область сексуальной жизни данного лица, и вполне соответствует тем представлениям и предположениям, с которыми мы обычно приступаем к изучению всех извращений.

Психоаналитические наблюдения обнаружили, что отдельные черты нарциссического поведения наблюдаются, между прочим, у многих лиц, страдающих другими болезненными явлениями. В конце концов, возникает предположение, что проявления либидо, заслуживающие название нарциссизма, можно наблюдать в гораздо более широком объеме и им должно быть уделено определенное место в нормальном сексуальном развитии человека.

Фрейдовские представления о нарциссизме имели большое влияние на последующих исследователей этой проблемы. Так, например, Фрейд установил развитие нарциссизма от его инфантильной (первичный нарциссизм) до зрелых форм, а также значение нарциссизма в формировании внутрипсихической структуры. Остаются актуальными заключения Фрейда о возможности нарушения нарциссического развития, в результате чего могут возникнуть специфические формы нарциссической психопатологии.

Фрейд выделял «первичный нарциссизм» как социальную стадию психосексуального развития, которая может быть остановлена и/или на каком-то этапе развития регрессировать. Такие отклонения ведут к развитию психопатологии.

Фрейд считал, что существуют два типа выбора объектов, наблюдающихся в случаях нормального и патологического развития: (1) анаклитический (тип привязанности) и (2) нарциссический. Нарциссический тип любит:

а) то, чем он/она сам являются;

б) чем он/она сам был раньше;

в) чем бы ему/ей хотелось быть;

г) кого-то, кто когда-то был его/ее частью.

Анаклитический тип любит людей, которые заботятся о нем, защищают его.

Таким образом, в настоящее время нарциссические нарушения относятся к особому виду личностных расстройств. В существующих классификационных схемах выделяются описательные признаки, на основании которых эти расстройства диагностируются. Тем не менее, остается значительная несогласованность и разноречивость в отношении механизмов, динамики и структурной характеристики нарциссических расстройств. [13]

В современных классификациях нарциссических личностей не говорится о таком явлении, свойственном этим личностям, как идеализация. Это понятие вводит Кохут, связывая тенденцию к идеализации с возникновением у нарциссической личности идеализированного объекта. Причину идеализации Кохут описывает следующим образом. Лицам с нарциссическими проявлениями, относящимися к категории нормы, свойственно стремление к установлению удовлетворяющих и соответствующих их внутреннему миру объектных отношений. Этому способствует выбор объекта, соответствующего идеальному образу того, кто выбирает. Возможность возникновения фрустрации вполне естественна, так как на выбираемый объект проецируются черты существующих в детских фантазиях романтических имиджей героев.

Создание идеализированного объекта на основе представлений, наделенных такими чертами, как благородство, храбрость, мужественность и великодушие, таит в себе опасность, заключающуюся в том, что этот нарциссический, невротический выбор не может соответствовать идеалу. Поэтому рано или поздно наступает разочарование.

Практика показывает, что сторона, которую выбирают, обладает эмпатией и характеризуется наличием внутреннего комплекса неполноценности, проявляющегося в периодически возникающем аутодеструктивном поведении, алкогольных эксцессах, различного рода загулах, невыдержанности, частых социальных конфликтах. В то же время обнаруживается демонстративность, желание показать себя с впечатляющей, интригующей стороны. Лица с нарциссическими особенностями привлекают их тем, что они чувствуют в них талант, силу и считают, что контакт с такими людьми для них очень важен. Поэтому выбираемые лица, пренебрегая своими установками, стараются «подлаживаться» под выбирающих их лиц с нарциссическими особенностями, удовлетворяя их требования.

Кернберг же считает, что нарциссизм независимо от наличия фрустрации – явление исходно патологическое. Структуре нарциссизма свойственен противовес, заключающийся в одновременном наличии грандиозности и скрываемой неуверенности (неполноценности). Настоящее «Я», с точки зрения Кернберга, – это неполноценность, а грандиозность – ее хорошая компенсация. Сочетание неуверенности с грандиозностью – основная клиническая черта по Кернбергу.

Кернберг описывает следующие черты нарциссизма:

· коррупционная совесть, свидетельствующая о ненадежности таких людей, об отсутствии возможности положиться на них;

· неразвитость внутренней системы ценностей, сочетающаяся с эксплуататорским отношением к людям, стремлением манипулировать ими;

· паразитизм;

· выраженная зависть к успехам других людей.

Человек начинает делать для себя вещи, которые ранее делали для него другие. Это связано с тем, что осуществляющие ранее опеку не хотят или не могут помогать, проявлять заботу в прежнем объеме. Таким образом, вторичный нарциссизм представляет задействование объектных отношений с самим собой.

Одним из признаков, характерных для нарциссических нарушений, является реагирование на критику с проявлением чувства ярости, стыда или унижения. Такой человек считает себя униженным, становится раздраженным, злым даже при незначительных замечаниях. Например, напоминание человеку с нарциссическими особенностями о том, что он забыл что-то сделать, будет восприниматься им, как стремление унизить, подчеркнуть одно из отрицательных качеств. У него развивается примерно такая мыслительная схема: «Обо мне думают, что у меня плохая память, что я рассеянный человек» и далее: «Они презирают меня, считают дураком».