Смекни!
smekni.com

Мотивы сна в романах Ольги Токарчук (стр. 8 из 8)

На востоке совершенно иное отношение ко сну. Некоторые направления буддизма, традиции северо-американских индейцев, культура Синоев очень серьёзно относится к снам, это равноправная часть жизни человека, наряду с его бодрствующим состоянием, считают они. В христианстве сон — метафора смерти, в буддизме - безусловно метафора жизни, ее пустоты и иллюзорности.

Культура и литература связаны между собой. В литературе мотив сна представлен достаточно широко. Для раскрытия образа героя мотив сна использовали такие знаменитые писатели как Достоевский (сны Раскольникова), Пушкин "Евгений Онегин" (сон Татьяны), Шекспир "Гамлет" и "Макбет". В польской литературе можно назвать таких авторов, как Кохановский — фражка "Ко сну", "Дзяды" Мицкевича, "Свадьба" Выспяньского, "Кукла" Пруса, "Цинамоновые лавки" Шульца и Краль "Успеть к Богу". Мотив сна также распространён и в кино. Разные формы стилизации снов характерны для фильмов Куросавы, Федерико Феллини, Войчеха Хаса. Все эти функции мотива сна позволяют нам понять, что сон для Ольги Токарчук — это единственная существующая реальность.

Ольга Токарчук в своих романах широко использует мотив сна. Сон в её произведениях выступает в разных функциях. С помощью мотива сна автор раскрывает сущность героя, его потаённые желания и проблемы. Через сон мы узнаём прошлое героя, важные моменты его жизни. Сон очень тесно связан у Токарчук со смертью. Сон — это и часть великой игры Попельского, без которой не возможен переход на другой уровень.

Можно сказать, что Ольга Токарчук использует мотив сна для создания сказочной и призрачной обстановки в романе. Те же функции выполняют и похожие пограничные состояния, они вводят читателя в совершенно иной мир. Ярким примером этого перехода является сцена из "Правека..." : Мися показывает своему другу Изыдору грибницу, открывает ему совершенно другое пространство, отличное от реальности. При этом их состояние в этот момент напоминает галлюцинации или мечты детей. Таким образом автор незаметно переходит от одного пространства к другому, онеричная сфера объясняет и оправдывает эти переходы. Художественный мир Ольги Токарчук приобретает многоплановость, многосторонность — если герой идёт в лес, то он не обязательно придет в тот привычный лес, к которому уже успел привыкнуть читатель в ходе чтения романа. Через онейросферу реализуются творческие принципы автора, его понимание многомерности реальности.

Мы выяснили, что сновидения имеют философско-эстетическую, художественно-психологическую, сюжетно-композиционную, информативную, коммуникативную, мнемоническую, ретроспективную, прогностическую функции. Специфика изображения сновидений в онейросфере обусловлена спецификой авторских задач: изображением борьбы "ветхого" и "нового" в душах героев (сны Иды в "Последних историях"), попыткой вписать сновидения персонажей в сферу магии, любви и истории (сны Миси и Изыдора из "Правека", сны героев романа "Путь людей книги"), описанием и анализом "второго пространства" сознания, авторской мифологией сновидческого зрения и мифопоэтикой игры.

Сновидения в романах О.Токарчук используются в качестве игрового литературного приема, идет интенсивная "игра в сны" и "игра со снами", сами тексты подчас строятся по законам сновидения. Сны служат в качестве мотивировки поступков персонажей, участвуют в создании ирреального плана повествования.

Персонажи-сновидцы во многом автобиографичны, они воплощают авторские представления о связи сна и смерти, о возможности получения во сне тайного знания о мире. Они имеют возможность ориентироваться в реальности сновидения и даже управлять ею, что является следствием интереса автора к оккультным наукам и психологии.

Итак, мы рассмотрели функции снов на материале трёх романов Ольги Токарчук. В дальнейшем эту тему можно продолжить, используя в качестве материала для изучения другие произведения этого автора: "Дом дневной, дом ночной", "Бегуны", сборник рассказов "Игра на разных барабанах".

Введение включает в себя обоснование темы, аннотации по рассматриваемой тематике, цели и задачи работы, структуру работы. Глава 1 состоит из определений термина "сон", семантики сна в культуре, приёма сна в литературе. В Главе 2 исследуются функции сна в романах Ольги Токарчук. Проанализированы ситуации сновидений характерные для творчества писательницы. В заключении подведены итоги исследования и намечается дальнейшая перспектива исследования проблемы.


Список литературы

сон семантика польский литература токарчук

I. Художественная литература

1.Токарчук, О. Последние истории: Роман / О. Токарчук. Предисловие Агнешки Вольны - Хамкало. Перевод с польского И. Адельгейм. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 240с.

2.Токарчук, О. Правек и другие времена/ О. Токарчук. Послесл. П. Чаплинского. Пер. с польского Т. Изотовой/ - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 336 с.

3. Токарчук О. Путь Людей Книги: Роман / О. Токарчук; Пер. с пол. К.Я Старосельской. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2002. - 239, [1] с. - (Мастера. Современная проза).

II. Научная литература:

4. Боснак Р. В мире сновидений. - М.: "Древо жизни", 1992.- 140с.

5. Исупов К.Г. Сон /Исупов К.Г. // Культурология. Энциклопедия в 2х т. / Под ред. С.Я. Левиита. - М.: РОССПЭН, 2007, Т.2. - 567с.

5. Криппнер С., Сновидения и творческийф подход к решению проблем/ Пер. с англ. В. Рогова./С. Крипнер, Дж. Диллард. — М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1997. - 256 с.

6. Литературные архетипы и универсалии./ Под ред. Е.М. Мелетинского. - М.: Изд-во РГГУ, 2001. - 436с.

7.Лотман Ю.М. Культура и взрыв/ Ю.М. Лотман. - М.: Гнозис: Прогресс, 1992. - 270, [1] с.

8. Лотман Ю.М. Сон - семиотическое окно. Семиосфера: Статьи. Исследования. Заметки/ Ю.М. Лотман. - Спб.: "Искусство", 2005. - 704 с.

9. Малькольм Н. Состояние сна / Н. Малькольм. - М.: Прогресс, 1993. - 176 с.

10.Нагорная Н.А. Сновидения в постмодернистской прозе/Н.А.Нагорная// Русское слово, №3, 2004. - с. 34-38.

11.Нечаенко Д.Н. "Сон, заветных исполненный знаков..." Таинства сноведений в мифологии, мировых религиях и художественной литературе/ Д.Н. Нечаенко. - М.: Юридическая литература, 1991. - 304 с.

12. Пинский Л.Е. Магистральный сюжет/ Л.Е. Пинский. - М.: Сов. Писатель, 1989. - 411с.

13. Ремизов А. Огонь вещей. Сны и предсонье/ А. Ремизов. - Спб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2005. - 365 с.

14. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. / В.П. Руднев. - М.: Аграф, 1993. - 381 с.

15. Русская литература ХХ века: школы, направления, методы творческой работы. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. С.И. Тиминой. СПб.:Logos; М.: Высшая школа, 2002. - 345с.

16. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции / Зигмунд Фрейд. - М.: АСТ, 2008. - 607, [1]с.

17. Фрейд З. Толкование сновидений./З.Фрейд. - Ереван: Камар, 1991. - 448 с.

19. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности./ О.М. Фрейденберг. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" Ран, 1998. - 800 с.

20. Фромм Э. Забытый язык / Фромм Э. - М.: Наука, 1993. - 405 с.

21. Ходанен Л.А. Мотивы и образы "сна" в поэзии русского романтизма / Л.А. Ходанен// Русская словесность. - 1997. - №1,2. - с. 18-25, 28.

22. Шестов Л. Власть ключей. Ч.1./ Л. Шестов. Соч.: В 2-х т. Т. 1. - М.: Наука, 1993. - 649 с.

23. Юнг К.Г. Архетип и символ./К.Г. Юнг. - М.: Ренессанс, 1991. - 280с.

24. Юнг К.Г. Воспоминания. Размышления. Сновидения. / К.Г. Юнг. - М.: Инициатива, 1994. - 480 с.

25. Czas Olgi. Rozmowa z Olga Tokarczuk. Rozmowiala J. Sobolewska, „Zycie" 1997, nr 241, s.10.

26. Marciszuk, P. Literatura filozofia mit./Piotr Marciszuk - Wydawnictwo STENTOR, Warszawa 2008. - 189 s.

27. Oniryczne tematy i konwencje w literaturze polskej XX wieku Praca zbiorowa pod redakcja Ilony Glatzel, Jerzego Smulskiego i Anny Sobolewskiej Wydawnictwo Un. Mikolaja Kopiernika, Toruń 1999 – 404 s.

28. Stopska, D. Motywy literackie część 2/ Dorota Stopska, Agnieszka Nawrot, Kraków, 2008. - 248s.

29. Tokarczuk, О. Nie ma postępu w tłumaczeniu snów, „Ex libris" 1995, nr 76, s. 11

30. Борхес Х.Л. Страшный сон/ Х.Л. Борхес // Режим доступа: http: bookz. Ru/ authors/ borhes – horhe/ stra6nii_733/1- stra6nii_733. Html

31. Соколовский С.В. Сноведенческая реальность бессознательное российской антропологии / С.В. Соколовский // Режим доступа: www. manefon. оrg

32. Руднев, В.П. Сновидение / В.П. Руднев // Словарь культуры XX века. // Режим доступа: www. philosophy.ru