Смекни!
smekni.com

Тренинг логического запоминания (стр. 6 из 11)

Следует подчеркнуть, что к рассмотрению проблемы природы психологических способностей существует несколько подходов. С одной точки зрения, принято считать, что способности индивида являются наследственными образованиями, т.е. обусловленные генетическими особенностями организма. С другой точки зрения принято считать, что способности формируются в процессе социального развития личности и в процессе обучения.

В отечественной психологии решение проблемы изучения способностей длительное время осуществлялось на основе отказе от понимания способностей как врожденных и неизменных характеристик человека и предвосхищении роли и значения деятельности.

Однако данный подход имеет ряд существенных недостатков. Например, он не укладывается в рамки видов деятельности, требующих изначально от человека наличия необходимого уровня развития определенных природных (нейрофизиологических) характеристик. Более того, большинство простейших видов деятельности требуют от человека наличия у него определенных врожденных способностей. Например, способность различать членораздельную человеческую речь обусловлена, с одной стороны, возможностью воспринимать звуковые колебания определенной длины, с другой — преобразованием механических колебаний в нейрофизио-логические импульсы и их смысловой интерпретацией [23, c.141].

Таким образом, наиболее целесообразным является подход к рассмотрению способностей с позиции взаимозначимости для успешной деятельности врожденных и приобретенных (выработанных в процессе деятельности) психологических качеств. С этой точки зрения, эффективность учебной деятельности школьника зависит как от генетически обусловленных качеств и свойств личности, так и от уровня знаний и навыков, приобретенных в процессе этой деятельности.

Следовательно, школьная успеваемость может рассматриваться не только как критерий эффективности учебной деятельности, но и как критерий психофизиологического и личностного развития ребенка. Поэтому независимо от того, какой педагогической парадигме отдается предпочтение в конкретном общеобразовательном учебном заведении, школьная успеваемость остается критерием эффективности деятельности как педагогического коллектива, так и учебной деятельности школьника, т.е. является показателем успешности совместной деятельности ученика и учителя.

1.4 Возможности развития логического запоминания и успешности обучения у детей подросткового возраста

К среднему школьному возрасту ведущая деятельность перестает соответствовать задачам школьного обучения. Или наоборот - задачи школьного обучения перестают соответствовать ведущей деятельности подростков - межличностному общению. Это не означает, что учеба совсем не интересует подростков [4, c.126]. На первое место выходит и становится очень значимым личностный компонент. Подростку важно устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, важно самоутверждаться, получить определенный статус в коллективе, быть признанным.

Именно в этом возрасте возрастает количество критических замечаний в адрес учителей, подростки начинают оценивать их как справедливых или несправедливых, искренних и не очень, понимающих и агрессивных, директивных. Подростки начинают отстаивать право на свое личное мнение, и, если не удается реализовать себя и добиться успеха в какой-либо социально-приемлемой деятельности, подростки начинают самоутверждаться неприемлемым путем - нарушая дисциплину, прогуливая, совершая противоправные поступки. Как следствие всего этого – снижение успеваемости и успешности обучения.

Если рассмотреть методы, применяемые школьниками для запоминания текстового материала, можно сделать вывод, что, либо эффективность их невысокая ("зубрежка", линейное конспектирование, многоразовое повторное чтение), либо мы владеем ими не достаточно хорошо (осмысление текста с составлением плана, схемы или опорного конспекта; выписки отдельных мыслей из текста; пересказ после прочтения). А если к этому еще добавить лавинообразно нарастающий поток нужной информации, от которого зависит наше финансовое благополучие или успешное обучение в школе или вузе, то складывающая ситуация выглядит просто угрожающе [11, c.137].

В школе учеников вооружают разнообразными знаниями, но при этом не обучают тому, как правильно воспринимать, запоминать и припоминать полученную информацию. Фактически методы обработки информации остались те же, какими пользовались наши деды и прадеды. Сегодня такое положение вещей никого уже не устраивает, и поэтому появилось большое количество разных программ и методик, направленных на увеличение скорости усвоения и запоминания разнообразной информации.

Трудности запоминание текстов заключаются в том, что чаще всего мы запоминаем тексты механически, без активного осмысления, что и приводит к забыванию материала. Следовательно, чтобы запомнить текст его нужно осмыслить. Осмыслить текст - значит понять позицию автора, т.е. воссоздать в воображении те мысли, образы, чувства, эмоции, которые испытывал автор при написании этого материала, обогатив их своим жизненным опытом и знаниями. А это сделать не так просто [18, c.115].

Во-первых, читатель воспринимает текст в виде последовательности слов, которые он читает с одинаковым вниманием и скоростью. Во-вторых, в общем ряду оказывается и важная информация (с точки зрения позиции автора) и неважная (лингвистическая избыточность, которая в русском языке достигает 60-70%). Это приводит к рассредоточению внимания, "выхватыванию" из текста не всегда важной информации и, как следствие, плохому пониманию и запоминанию текста [21, c.53].

В разговоре таких трудностей не возникает, т.к. оратор выделяет важные для понимания слова жестами, мимикой и другими невербальными подсказками. Кроме того, слушатель в любой момент может прервать собеседника и переспросить. Читатель же лишен различных подсказок, и возможности вступить в разговор с писателем. Он видит перед собой только цепочку слов, из которых ему самостоятельно (часто интуитивно и неверно!) приходится отделять важную информацию (с точки зрения автора) от неважной, а, кроме того, сжимать, упрощать и переводить текст на язык собственных мыслей. К сожалению, не всегда этот процесс протекает удачно, поэтому для осознанного и эффективного понимания текста целесообразно использовать метод Алгоритм абзаца [26, c.95].

Необходимо изменить ситуацию без внесения существенных корректив в цели. Поменять нужно во-первых, методику работы с материалом.

В изменении методики можно выделить следующие конкретные направления работы:

1. Детализация алгоритмов выполнения заданий; предоставление образцов и примеров выполнения заданий, в том числе творческих. При этом образцы творческих работ служат не для формирования стереотипного подхода к работе (хотя такой риск есть), а для оказания психологической поддержки нерешительным учащимся – наличие образцов доказывает, что задание выполнимо и к нему можно найти свой подход.

2. Уточнение и расширение списка критериев оценки творческих работ. При этом происходит «озвучивание» тех критериев, которые учитель раньше не осознавал, но учитывал при выставлении оценки.

Эта работа дает результаты, полезные и для ученика, и для учителя. Учителю она позволяет отрефлексировать свою деятельность, уточнить какие-то методические особенности работы с материалом. Ученик, изучив критерии, по которым его будут оценивать, сможет увидеть, о чем вообще можно размышлять и на что обращать внимание, выполняя работу.

3. Увеличение количества способов представления материала, расширение списков основной и дополнительной литературы. Представление одного и того же материала несколькими способами повышает эффективность его донесения до детей с различными ведущими репрезентативными системами, разными типами мышления и памяти.

Второй важный момент работы – это психологический настрой учащихся на достойную встречу трудностей. Здесь можно выделить несколько моментов [27, c. 8].

1. Необходимо объяснить детям, что наличие трудностей – это нормально, и это признак того, что ребенок занимается действительно серьезной работой.

2. В качестве иллюстрации того, как можно построить подобный разговор с ребенком, приведем два фрагмента беседы научного руководителя с учениками, приступающими к работе над научным проектом.

Вариант первый – относительно спокойный и сдержанный:
«Вообще-то, научная работа – это не детское дело. Более того, эта деятельность не по плечу и многим взрослым. И я уважаю вас за то, что вы решились посвятить свое время и силы столь серьезному и нелегкому делу. Уверена, что вы достойно отреагируете на те трудности и проблемы, которые время от времени будут перед вами возникать, и никакие временные неудачи не заставят вас отказаться от начатого дела. Со своей стороны могу обещать, что не оставлю вас без помощи и поддержки, за которой вы всегда можете обратиться».

Вариант второй – более экстремальный:

«По моим расчетам, вы не должны понимать примерно 70% из всего, что я вам говорю, поэтому я абсолютно спокойно отреагирую на ситуацию, в которой вы будете обращаться за дополнительными разъяснениями по поводу 70% инструкций и заданий. Более того, отсутствие такого количества вопросов заставит меня думать, что вы не понимаете вообще ничего, и к тому же не пытаетесь разобраться в возникших проблемах. Так что имейте в виду: я очень жду, что вы будете спрашивать меня обо всем, что кажется вам непонятным в работе, так часто, как это вам понадобится. Кстати, необходимость самим формулировать вопросы поможет вам быстрее разобраться в материале и включиться в работу…» [36, c.84].