Смекни!
smekni.com

Психологические особенности личности инвалидов (стр. 6 из 9)

Среди техник самовнушения можно отметить метод СОЭВУС, разработанный академиком Г.Н. Сытиным и получившим достаточно широкое распространение в России. [33] СОЭВУС – это метод словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием человека. В его состав входят: исцеляющие настрои (тексты), принципы построения настроев, методика их усвоения и приемы самовнушения, а также пути использования данного метода в разных условиях и с разными целями.

Таким образом, в эмоционально стрессовых нагрузках следует видеть факторы, заключающие в себе двойственное влияние: с одной стороны – биологические, витальные моменты, затрагивающие эмоциональность в глобальном смысле; с другой стороны – психические реакции, направленность которых может заключать в себе, в зависимости от переработки, как патогенный, так и саногенный характер. Суммация этих двух сторон дает возможность рассматривать эмоциональные стрессовые нагрузки как фактор исключительного значения и полагать, что им, в наивысшей мере, присущи способность тотального влияния на организм и личность во всей совокупности его соматопсихических и психосоматических отношений. [35]

Учитывая, что в современной России число критических ситуаций достаточно велико, характер их весьма разнообразен, то одним из практических выходов помощи людям по их преодолению является создание рода центров (психологической помощи, психокоррекции, социальной адаптации и т.д.), где не только может быть оказана экстренная психосоциальная помощь, но и будут организованы курсы по обучению конкретным техникам адаптации к такого рода ситуациям.

2.2 Влияние психологических особенностей личности на адаптацию

Различают четыре типа деятельности по преодолению критических ситуаций. Так, в гедонистическом типе игнорируется совершившийся факт. Человек внутренне искажает и отрицает его; он говорит: «Ничего страшного не случилось». Далее человек формирует и поддерживает иллюзию благополучия и сохранности нарушенного содержания жизни. По сути, это – защитная реакция инфантильного сознания.

Реалистическое переживание или реалистический тип преодоления критических ситуаций базируется на принципе реальности. В его основе лежит механизм терпения, трезвого отношения к тому, что происходит. Человек в конечном итоге принимает реальность случившегося, приспосабливает свои потребности и интересы к новому смыслу жизни.

При этом бывшее содержание жизни, ставшее теперь невозможным, бесповоротно отбрасывается. Человек в данном случае имеет прошлое, но теряет историю. Примером такого типа преодоления критических ситуаций может служить чеховская Душечка, проживавшая на страницах небольшого рассказа несколько жизней.

Ценностный тип преодоления критических ситуаций признает наличие критической ситуации, повреждающий смысл жизни, но отвергает пассивное принятие удара судьбы. По сути строится новое содержание жизни в связи с понесенной утратой. Например, потерявшая мужа жена стремится полностью заменить детям отца или же завершить начатое им дело.

Ценностный тип может достичь. и более высокого постижения смысла жизни, если он ориентирован на самоуглубление и самопознание. Человек при этом осмысливает жизнь в большом плане и распознает то, что в ней истинно значимо, приобретает житейскую мудрость. Именно она позволяет человеку сохранить верность ценности вопреки очевидной абсурдности и безнадежности такой позиции. Примером ценностного типа преодоления критических ситуаций может служить нравственное поведение, законом для которого являются собственные моральные принципы, а не внешние обстоятельства, какими бы жестокими они не были.

Другим типом преодоления данных ситуаций является творческий, или поведение сложившейся волевой личности, которая в критических ситуациях сохраняет способность сознательно и самостоятельно искать выход из критического поведения, благодаря имеющемуся социальному опыту.

Результатами такого поведения могут быть или восстановление прерванной кризисом жизни, ее возрождение, или перерождение ее в другую, по существу, иную жизнь. В любом случае это порождение собственной, обязательно деятельной жизни, самосозидание, самостроительство, то есть творчество, именно оно является предпосылкой подвига.

Все описанные типы преодоления критических ситуаций по сути являются идеальными и в обычной жизни в чистом виде встречаются редко.

Реальный процесс преодоления чаще всего включает в себя несколько типов или их вариантов. При этом степень сохранности личности зависит от того, какой из них доминирует. Гедонистический тип даже в случае успеха может привести к регрессу личности, реалистический удерживает ее от деградации; ценностный и творческий являются исходными для духовного роста и совершенствования личности. [9, 39]

2.3 Адаптация инвалидов

В связи с травмирующим переживанием получения инвалидности у данной категории людей возникла критическая ситуация жизнедеятельности. Это привело к низкому уровню развития интерсубъективности, что в свою очередь приводит к снижению адаптивных ресурсов инвалидов и в отдельных случаях к кризису личности в целом.

В таких случаях независимо от сознания личности процесс культурного развития психики сворачивается, и разворачивается процесс декультурации.

Декультурация личности означает реальное её существование в обществе только благодаря физиологическим механизмам регуляции и полный распад социоадаптивного, смыслового и экзистенционального уровней регуляции. Распад социоадаптивного, смыслового и экзистенционального уровней регуляции личности привёл к распаду её интерактивных связей с культурой, социальными группами и другими значимыми личностями. [9]

В случаях, когда деятельность реадаптации длительное время (несколько и более лет) не может быть реализована, организация ее не может быть эффективным психореабилитационным средством. Это обусловлено рядом причин:

1. К этому времени у людей массированно проявляются различные психосоматические расстройства (в том число и синдром посттравматических стрессовых расстройств). Это приводит к смещению внимания в сторону состояния своего здоровья. При этом формируется установка на то, что только медицина способна и обязана оказать действенную помощь. Экстремальная личность как бы делегирует активность медицинскому персоналу, сама же принимает позицию пассивного приятия действий врачей. В данном случае такая позиция помогает экстремальной личности сохранить чувство собственного достоинства, ведь в случае неудачи лечебных мероприятий, вся вина в ее глазах ложится на медицинский персонал. Но, с другой стороны, эта позиция ведет к снижению эффективности усилий врачей.

В этот период психологу очень трудно наладить контакт, особенно по своей инициативе с экстремальной личностью. Попытки убеждения ее в необходимости психологической реабилитации, как правило, терпят неудачу. Чаще всего контакт происходит после того, как длительный и безуспешный поиск «именно того» врача или медицинского учреждения, которое, наконец, сможет ему помочь, заканчивались очередной неудачей. Тогда, как к последнему средству, экстремальная личность обращается к психологу. Не последнюю роль здесь играют слухи о феноменальных неординарных способностях психолога.

2. Часто применяемые формы защитно-адаптивного поведения переходят в постоянно употребляемый навык такого поведения. Причем процесс не зависит от результативности защитно-адаптивного введения. Многократно повторяющийся отрицательный результат приводит к формированию установки, что иначе вести себя просто нельзя, особенно при таком (отрицательном) отношении к тебе других людей.

Если на начальных этапах вторичной дезадаптации поведение наполняется «слепой» энергией эмоций, то в дальнейшем эти эмоции получают совершенно конкретную, осознанную привязку. Поэтому в данном случае необходимо говорить о соответствующих изменениях свойств экстремальной личности.

3. Неосознанность истинных причин перемен в экстремальной личности приводит к тому, что вина за неудачи своей деятельности перекладывается на плечи социального окружения. Используя защитный механизм рационализации, находится объяснение постоянным отрицательным оценкам со стороны окружения: виновато само окружение. Это приводит к снижению уровня самокритики и постоянным попыткам в общении найти изъян в собеседнике. Таким образом, формируется негативная позиция по отношению к социуму. Это противоречит основной цели деятельности реадаптации – возврат в не экстремальный социум. Поэтому попытки убедить экстремальную личность в необходимости «стать таким, как все» вызывают упорное сопротивление с ее стороны. [17]

Все эти причины вызывают необходимость особого подхода к психологической реабилитации при длительной вторичной дезадаптации.

Ориентирами при поисках такого подхода могут служить защитные механизмы психической адаптации, играющие главную роль в деятельности реадаптации: психическая регрессия и адаптивная активность воображения.

Первый из них определяет тенденцию личности к возврату к не экстремальным свойствам. Но этот возврат ассоциируется с переживавшимся состоянием дезадаптированности, которое с точки зрения регрессии идентифицируется с психотравмой. Регрессия, наталкиваясь на психотравму, прекращает своей действие. Таким образом, препятствием на пути психической регрессии оказывается начальный этап действия экстремальности, а точнее, состояние первичной дезадаптации личности.

Второй защитный механизм – адаптивная активность воображения тоже не может полностью реализоваться, так как его сдерживает груз нерешенных проблем, связанных с вторичной дезадаптацией личности. Таким образом, воображение как бы «вязнет» во вторичной дезадаптации. Поле его распространения ограничивается вопросами разрешения проблем, вызванных дезадаптацией.