Смекни!
smekni.com

Психологические особенности личности инвалидов (стр. 7 из 9)

Оба механизма, вследствие этих причин, тесно взаимосвязаны друг с другом, и реализация первого обеспечивает возможность реализации второго.

Очевидно, что сама экстремальная личность не может разрешить эту проблему и именно здесь она нуждается в помощи.

Таким образом, вырисовываются две основные задачи психологической реабилитации при длительной вторичной дезадаптации:

1. Создание условий для очищения психики от следов первичной дезадаптации.

2. Создание условий для самораскрытия жизненных перспектив личности (не экстремальное планирование жизни).

Эти две цели связывает промежуточная цепь – формирование навыков не экстремального поведения (точнее актуализация и совершенствование старых навыков).

Учитывая все вышеизложенное, полный цикл (курс) психологической реабилитации будет иметь следующие этапы:

1. вводный,

2. подготовительный,

3. катарсический,

4. осознания экстремального поведения,

5. формирования новых навыков поведения,

6. определения жизненных перспектив (инсайта),

7. поддерживающих мероприятий.

На вводном этапе необходимо поставить задачу (определить путь) совместной работы психолога и пациента и добиться четкого осознания ее последним. Будет неверным ставить цели типа: «Пройти курс психологической реабилитации», «Адаптироваться к нормальным условиям жизни» или «Стать таким, как все». Смысл адаптации не дознается личностью, и поэтому подобные цели не могут быть приняты ею.

Кроме того, работа с экстремальными личностями зачастую проявляет факты неосознаваемой заинтересованности в сохранении экстремальных качеств. дело в том, что сформировавшийся образ жизни соответствует психологическому самочувствию. Избавление от всех проблем равносильно смене образа жизни, что требует от личности новых психических затрат и потери положительных сторон прежней жизнедеятельности. Поэтому она проявляет сопротивление резкому изменению своего самочувствия.

Лучше всего нацеливать пациента на избавление от того симптома, который больше всего мешает ему в жизни. Это может быть ухудшение качества сна при бессоннице, избавление от навязчивых воспоминаний, коррекция семейных и сексуальных отношений и т.п.

Благоприятный эффект обычно оказывает такая фраза: «Сейчас нас трое: я, вы и ваши проблемы. Если мы с вами объединимся, то победа наверняка будет за нами. Если же вы будете заодно со своими проблемами или займете нейтральную позицию, то, скорее всего ваши проблемы победят».

Подобные утверждения побуждают пациента активно включиться в процесс психологической реабилитации.

Подготовительный этап является непосредственной подготовкой к катарсическому этапу и заключается в обучении пациента тому состоянию, в котором планируется достижение катарсиса. Так, например, если планируется достижение катарсиса в гипнозе (Фрейд), то проводится исследование пациента на внушаемость, а затем тренировочные сеансы гипноза с целью достижения его необходимой глубины.

Катарсический этап является одним из ключевых во всем процессе реабилитации. Целью его является достижение эмоционального отреагирования на состояние первичной дезадаптации и очищения от него – катарсиса. Пациентам объясняется, что главная их задача – установить такие взаимоотношения между сознанием и подсознанием, при которых сознание отдает команду подсознанию и, полностью доверяясь ему, не вмешивается в процесс ее выполнения. Подсознание же четко выполняет эту команду.

Этап осознания экстремального поведения. Этот этап не требует специальной подготовки со стороны психолога, но обеспечивает достижение конечной цели всего процесса психологической реабилитации.

К моменту наступления этого этапа между психологом и пациентом возникают достаточно доверительные отношения, и поэтому появится возможность обсудить конкретные примеры поведения пациента конкретных ситуациях. Ситуации для этого отбираются из тех, которые произошли после катарсиса. Цель этапа – убеждение пациента в необходимости коррекции его поведения. Теперь сделать это достаточно несложно, так как пациент и сам осознает несоответствие своего поведения и внутреннего состояния.

Лучше всего на этом этапе «раскрыть глаза» пациента на истинные причины его поведения. для этого необходимо провести совместный анализ главных событий после возникновения экстремальности.

Этап формирования новых навыков поведения. Это этап, на котором коллективная деятельность психолога и пациента преобразуется в коллективную деятельность группы пациентов под руководством психолога.

Достижения практической психологии подсказывают, что наилучшим методом освоения новых навыков поведения и общения является социально-психологический тренинг (СПТ). В основе СПТ лежат идеи Е. Гальперина о формировании ориентировочных основ умственных воздействий, некоторые положения теории установки Д.И. Узнадзе и теоретические выводы С.Л. Рубинштейна о ролевых играх. Главным преимуществом СПТ является то, что процесс обучения происходит в условиях игровой деятельности.

Этап определения жизненных перспектив (инсайта). Получая навыки нового поведения в процессе СПТ, личность еще не представляет, каким образом она будет применять их в ситуациях общения с давно знакомыми людьми. Осознанию этого мешают стереотипы старых взаимоотношений и старого восприятия своего окружения.

Первые попытки нового поведения приводят к тому, что субъект с удивлением замечает, что изменилось не только его поведение, но и восприятие им давно знакомых людей. Внезапно старые планы, жизненные перспективы теряют всякий смысл. Взамен им приходит новое понимание жизни.

Этот процесс проходит быстро и сопровождается нередко бурной эмоциональной реакцией: прилив радости, ощущение полноты бытия, веселость и т.п.

Этап поддерживающих мероприятий. Этот этап предполагает периодические контакты психолога с пациентом. целями таких контактов могут быть:

1. Психологическая консультация по широкому спектру проблем, которые могут возникнуть у пациента. Часто пациент сам становится «Стихийным» психологом и приходит на консультацию, чтобы рассказать о своих успехах в оказании помощи другим людям. В любом случае, контакты с психологом позволяют избежать рецидивов дезадаптированности.

2. Преодоление новых стрессов. К сожалению, после психологической реабилитации пациент попадает не в стерильные условия, а в реальную жизнь, в которой он не застрахован от новых потрясений. И преодоление их с учетом контактов с психологом и приобретенных навыков саморегуляции становится для него менее трудным делом.

3. Психологическая подготовка к воздействию новой экстремальности. Обычно эта задача решается в случаях, когда пациент по роду своей и профессиональной деятельности готовится к встрече с экстремальными условиями. [34, 39]

Таким образом, сочетание перечисленных методов психокоррекции: определенная их очередность в процессе психологической реабилитации создают необходимые условия для нормальной адаптации личности к неэкстремальным условиям.

3. Практическая часть

3.1 Психологические особенности личности инвалидов, влияющие на их адаптационные способности

В настоящее время научная литература располагает достаточным объемом знаний о психологических проблемах и характере эмоциональных переживаний как здоровых людей, так и больных, страдающих ахондроплазией и травматическим укорочением конечностей, имеющих заболевания желудочно-кишечного тракта и т.д. [15] Психологические же особенности больных ахондроплазией – врожденным дефектом длинных костей, а также личности больных с укорочением конечностей, приобретенным в результате травмы, – еще изучены слабо.

Ахондроплазия врожденная или хондродистрофия – хондродисплазuи (chondrodysplasia; с греческого «chondros» – хрящ, «рlasis» – образование), которая объединяет группу редких наследственных болезней, характеризующихся нарушениями развития скелета, изменениями нормального процесса окостенения хрящевой ткани, ее недостаточным или избыточным образованием. Ахондроплазия – врожденное отставание в росте костей конечностей при нормальном росте туловища, шеи и головы. Для больного с таким заболеванием характерны нарушения пропорций тела – карликовый рост, полученный в результате укорочения конечностей. При этом короткие руки у взрослых больных доходят до паховых складок. Лицо взрослого больного сохраняет детские черты.

Сравнительное исследование психологических особенностей ортопедических больных ахондроплазией и приобретенным в результате травмы укорочением конечностей проводилось в Курганском Российском научном центре «Восстановительной ортопедии и травматологии» имени академика Г.А. Илизарова. В исследовании изучались психологические особенности личности больных двух экспериментальных и одной контрольной групп. Экспериментальные группы составляли инвалиды женского пола в возрасте от 17 до 21 года:

А) группа – больные ахондроплазией (N – 9);

Б) группа – ортопедические больные с приобретенной патологией верхних или нижних конечностей (N – 8);

С) группа – контрольная, состоящая из здоровых студентов младших курсов Курганского государственного университета (N – 95).

Диагностика осуществлялась следующими методиками: проективной телесно-ориентированной методикой У. Касселя (тест SIS-I), опросником Басса и Дерки, опросником психоэмоционального состояния (СУПОС-8), опросником основных юношеских проблем А. Хромова. Все данные подверглись математико-статистическими методам анализа.

В исследовании рассмотрено два аспекта проявления эмоциональности личности. Первый аспект, отражающий субъективную оценку текущего состояния больных, изучался с помощью методики СУПОС-8. Опросник базируется на представлении о многокомпонентности типичного психического состояния человека, в структуре которого неравномерно представлены мобилизирующие и демобилизирующие компоненты психической деятельности.