Смекни!
smekni.com

Взаимосвязь ценностной ориентации с образом врага (стр. 3 из 14)

Пребывание группы людей в экстремальных условиях сопровождается изменениями общения в социально-позитивных и социально-негативных направлениях[18], которые проявляются в личностном взаимодействии, либо в форме экспансии (у интерналов), либо в форме усиления опоры на других людей (экстерналы). В условиях затяжного влияния стрессогенного воздействия изменённое общение становится самостоятельным экстремальным фактором. При этом могут развиваться явления «полной душевной раскрытости» или «аутизации»[19]. При этом на восприятие другого человека оказывают сильное влияние эмоциональное состояние воспринимающего, который в момент восприятия не подвергается критике. Наблюдается сужение сознание и избирательная интерпретация действий окружающих.

В ситуации внутриличностного конфликта человек склонен проецировать на другого человека качества, свойственные себе самому и подавляемые.

Как мы видим, процесс формирования образа другого человека в сознании сложен, так как значительную роль в нём играют социальные влияния, которые практически невозможно отделить друг от друга. На основе анализа литературы я сделаю предположение, что ключевыми моментами, отличающими процесс формирования образа врага в сознании людей, участвующих или не задействованных в боевых действиях, будут:

1) насилие, особенно вынужденное;

2) непосредственная угроза жизни;

3) ориентация на установку, даваемую группой (так как «новички» скорее предпочтут прислушиваться к более опытным «ветеранам» в экстремальных условиях);

4) некритичность к своим действиям (в условиях аффекта).

1.4 Понятие ценности

Разные авторы, отталкиваясь от разных подходов к проблематике мотивации, дают множество определений понятию ценность. Рассмотрим основные из них.

Взгляд социальной психологии на проблему ценностей, определял ценность как предмет или явление, обладающий эмпирическим содержанием, доступным человеку или группе людей, и значением, вследствие чего этот предмет или явление потенциально могут быть объектом действия. В рамках этого подхода на основе противопоставления индивида и социума предлагалось выделять ценности-нормы и ценности-установки. Первые являются предметами установок как нормы поведения группы людей, вторые – определяют содержание и значение предметов для человека или группы людей.

Бихейвиористы предлагали оценивать предпочтение той или иной ценности на основе оценки выбора того или иного способа поведения. В их трактовке существует три аспекта ситуации выбора того или иного поведения, в связи с чем выделяют три рода ценностей: оперативные, которые представлены в поведении видимыми предпочтениями относительно различных аспектов ситуации; скрытые, проявляющиеся в поведении человека предпочтением тех или иных символических объектов; объективные – они тесно связаны с вообще предпочитаемым поведением человека.

Когнитивисты уделяли больше внимания структуре ценности, учитывая различные уровни осознания ситуации. Они выделяли три элемента ценности: когнитивный (концептуальное представление о ценности, выраженное в вербальном суждении); аффективный (личное эмоциональное отношение, выражаемое формулой «то, что желательно», достойно желания); и волюнтарный элемент (ценность – это то, в пользу чего совершается выбор).

Гуманисты придавали ценности особый психодинамический смысл. Процесс развития человека они рассматривали как цепь этапов кризисов систем жизненных смыслов, ценностей, за которыми следует возникновение новых систем ценностей, более адекватных возрасту и социальной роли человека. Определённые ценностные предпочтения являются, в таком случае, индикаторами степени духовного развития индивида.

На представления отечественных авторов о ценности как психологическом явлении сильно повлияли марксистко-ленинисткие концепции. Ценность не могла пониматься вне деятельности. Более того, ценность того или иного предмета или явления определялась, по мнению авторов, работавших в рамках подхода деятельности, характером взаимодействия с этим предметом и явлением. Они первыми обратили должное внимание на исторический аспект проблемы ценностной ориентации.

Из этих различных взглядов можно выделить общее: [20]

1) ценность отражает характер взаимодействия субъекта с объектом;

2) ценность является необходимым компонентом мотивационных процессов, так как через обретение, достижение ценности осуществляется удовлетворение потребности;

3) ценность может осознаваться и не осознаваться;

4) ценностная ориентация человека тесно связана с культурными и социальными особенностями окружающей среды, возникая путём интернализации социальных интересов и предпочтений.

Ценности возникают на основе биологических потребностей, удовлетворение которых может осуществляться человеком в условиях социального взаимодействия. Кроме этого ценности выполняют и когнитивную функцию, так как служат отправными точками для оценки окружающей действительности.[21]

Гостев А.А.[22] говорит о том, что образная сфера является проекцией ценностной ориентации личности. Особенно важными для анализа структуры ценностей являются эмоциональные реакции, связанные со спонтанно возникающими образами в сознании во время имаготерапии. Эти реакции часто выражают состояние фрустрации в связи с недоступностью определённых ценностей и могут выражаться в символической форме образной сферы в виде как негативно эмоционально окрашенных представлений, так и наоборот.

То есть, ценность, как и образ, также является способом психического отражения действительности, но ценность обладает большей социально обусловленной специфичностью и подразумевает более строгую категориальную принадлежность.

1.5 Проблема выбора в условиях кризиса

Каким человеком и в какое общество возвращается человек из зоны боевых действий? Каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Первая мировая война ознаменовала собой эпоху революций и коренной ломки мирового сообщества, после Второй мировой войны рухнула колониальная система, войны во Вьетнаме и Афганистане ознаменовали кризис полярной системы мира, а вместе с ним ценностей молодого поколения (сексуальная революция, движение хиппи, расцвет культуры употребления психоактивных веществ в США; перестройка и распад Союза в СССР).

Но можно признать одно, сделав однажды моральный выбор в ситуации боевого столкновения, мировоззрение человека меняется навсегда. Это положение нашло отражение в отечественных исследованиях. Так Маклаков А.Г., Чермянин С.В., Шустов Е.Б [23] установили, что «слом» механизмов психической регуляции в условиях военного конфликта происходит на этапе непосредственного ведения боевых действий, чему предшествуют различные эмоциональные нарушения. Основное негативное психическое состояние у военнослужащих отмечается после прекращения боевых действий или снижения интенсивности боев.

Представленный в данном исследовании материал указывал на то, что характеристики психического состояния участников военного конфликта на Северном Кавказе после завершения боевых действий более негативны, чем аналогичные характеристики ветеранов афганских событий. Даже через 4-5 месяцев после завершения боевых действий у ветеранов чеченских событий отмечается значительный уровень нервно-эмоционального напряжения и тревоги, что обычно характерно для стрессовых ситуаций.

Подобная характеристика процесса реадаптации, по мнению авторов, обусловлена тремя факторами:

1) степенью интенсивности психотравмирующих нагрузок, перенесенных ветеранами во время ведения боевых действий;

2) социально-психологическими особенностями современного молодого поколения;

3) отношением государства и общества к участникам этих событий (100% респондентов высказывали мнение что, это обусловлено целым рядом субъективных факторов, среди которых: отсутствие обоснованной официальной версии целесообразности ведения боевых действий, в которую могли бы поверить большинство военнослужащих).

По мнению М.А.Ларцева, С.К.Наврузова, М.Г. Багдасарова, О.П.Колошук[24], сложность ситуации на Северном Кавказе можно объяснить культурным и религиозным своеобразием кавказских народностей. Эти особенности менталитета народов Северного Кавказа основываются на почитании старших, личной чести, культе гостя и взаимопомощи. Личностные свойство, связанные с этими особенностями, окрашены радикализмом, агрессивностью и готовностью всеми средствами отстаивать основанные на них ценности. Воинственность, присущая всем кавказцам, сильно обостряет все конфликтные, особенно межэтнические, проблемы.

Общность условий, в которых проходило становление народов Северного Кавказа, древность и часто архаичность их обычаев, сохранивших остатки связи с язычеством, определяют сходство механизмов социальной адаптации, способов защиты своих интересов. Кроме этого вооружённый конфликт на Северном Кавказе имеет выраженный религиозно-этнический оттенок и на фоне активизации исламского фундаментализма и терроризма резко повышает риск глобализации конфликта, втягивания в него ведущие мусульманские стран.

Роль ценностной ориентации личности заключается в определении мотивации личности, в прогнозировании будущего и планировании действий. Экзистенциальные кризисы, спровоцированные жёсткой ситуации выбора, когда от решения зависит судьба человеческой жизни, в дальнейшем сопровождаются перестройкой представлений о себе, а главным образом о своём будущем. Миско Е.А. в своих исследованиях обнаружил значительные изменения самооценки и представлений о жизненной перспективы у ликвидаторов аварии на ЧАЭС и ветеранов войны в Афганистане[25].