Смекни!
smekni.com

Корреляционное исследование степени насыщенности значимыми событиями пожилых людей (стр. 4 из 10)

1. Социальная ситуация:

– В основном общение только с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате, если старец находится на стационарном лечении;

– Также это соседи по палате в домах престарелых в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход. Во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях. Например, в такой благополучной стране как Франция 8% здоровых стариков умирают в первую неделю поступления в дома для престарелых, 29% – в первый месяц, 45% – в первые полгода. Государственные дома для престарелых отличаются плохими санитарными условиями, большой скученностью, жестким режимом, плохо организованным досугом, неквалифицированным медицинским обслуживанием. Многие старики просто спиваются [3 с. 340].

2. Ведущая деятельность:

– Лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;

– Стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы цепляется за все лучшее, что было и чего не было в его жизни. В этом состоянии, когда трудно проявить свои силы и свою активность старики общаются с себе подобными или с врачами. Со стороны психологов, врачей, специалистов-геронтологов главная помощь – это человеческое участие, выражающееся в умении выслушивать рассказы человека о своей жизни, далеко не каждому суждено написать мемуары. И у многих из тех, кто напишет такие мемуары все-таки мало надежды, что кто-то их внимательно прочитает. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: Я жил не зря. А может, и покаяться в чем-то недостойном. Раньше такие исповеди неплохо умели выслушивать священники.

3. Личностные новообразования:

– Человек все больше и больше понимает ограниченность своей жизни, а также свою сопричастность к миру, к природе, к культуре, к обществу, к человечеству. Для многих все это выражается в сопричастности к Богу. Человек понимает бренность своей жизни и хочет все в большей степени чувствовать себя частью окружающего мира, космоса, природы, которые вечны. Таким образом, человек, понимая конечность своего существования, хочет хоть в чем-то приобщиться к бесконечному. Недаром, именно в старости многие выдающиеся ученые обращаются к Богу, как бы открывают для себя Бога.

5. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75–80 лет и старше) может характеризоваться:

1. Социальная ситуация:

– Близкие и родные люди, которые начинают гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель – символ будущей долгой жизни для других членов семьи;

– У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые, более того, иногда долгожители, уверовав в то, что годы им не страшны, начинают флиртовать с некоторыми старушками (и с дамами зрелого возраста) и иногда женятся на них;

– Поскольку долгожитель – явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации, поэтому круг знакомых у долгожителя может несколько расшириться.

2. Ведущая деятельность:

– Она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае, это достаточно активная жизнь. Для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство своего здоровья.

– Воспитание детей и внуков для долгожителей не становится столь актуальным, как для стариков предпенсионного и пенсионного возраста, т. к. к этому времени его дети сами становятся пожилыми и старыми людьми и уже самостоятельно хотят воспитывать своих внуков.

3. Личностные новообразования:

– В каком-то смысле это люди сумевшие победить старость, поэтому для многих из них характерны чувство собственного достоинства, интерес к жизни, а также определенная внутренняя гармоничность и мудрость. Можно предположить, что важнейшим условием их долголетия как раз и является мудрость, уравновешенный, философский взгляд на все явления жизни;

– Некоторые авторы считают, что основу мудрости в старости составляет высокий уровень эпистемического познания и что аффективная и поведенческая характеристика мудрости определяются ее познавательным компонентом: высокий уровень эпистемического познания определяет эмоциональную адекватность и сдержанность в поведении [8 с. 134–135].


1.3 Варианты самоопределения в старческом возрасте

пожилой старость самоопределение личностный

Для того чтобы определить возможные варианты организации жизнедеятельности старого человека важно понять то, что в отличие от предшествующих возрастных периодов, он, действительно пребывает в ином временном измерении. С одной стороны, старик обращен в свое прошлое, но одновременно думает и о будущем. В этом смысле старики – это связующие элементы культуры, они как бы пытаются соединить в себе разные эпохи, разные традиции.

С другой стороны, старики, так же как и дети, живут реальной жизнью в своем времени и совершенно правы самые разные авторы, которые указывают, что старость – это не только пора увядания, но и специфический возраст, со своими плюсами и минусами. К сожалению, современная культура больше ориентирована на периоды детства, молодости и зрелости. Это проявляется и в модах, и в пропагандируемом образе жизни, и в ограничениях на многие виды профессиональной деятельности и т.п. А между тем, еще в древности многие мыслители (Платон, Аристотель, Конфуций и др.) считали, что для принятия важных решений и для управления государством старики, наделенные жизненным опытом и мудростью незаменимы. Для придания старости смысла важно создать в обществе особую атмосферу уважения к старикам, к их опыту, и к их страданиям в поиске своего счастья и в построении счастья окружающих людей. Как уже отмечалось, создание такой атмосферы уважения предполагает культивирование особой эстетики старости со своими страстями, переживаниями, смыслами и соответствующим внешним антуражем, который не воспроизводил бы внешний антураж молодежи и зрелых людей, а был бы по-своему неповторим, прекрасен и привлекателен. Культивирование такой эстетики – дело не только психологов и специалистов-геронтологов, но и представителей искусства, и государственных мужей, и всего общества.

Если попытаться обозначить типологию, варианты самоопределения в старческом возрасте, то возможны следующие варианты:

1. По отношению к своему прошлому:

1) Принятие, одобрение, своей прошлой жизни, гордость за свою прошлую жизнь;

2) Не принятие своей жизни, сожаление от того, что жизнь не удалась. Здесь возможны разные подварианты отношения к неудачной жизни:

– пассивный вариант – смирение с неудачей;

– активный вариант – стремление хоть в оставшиеся годы сделать что-то достойное.

3) Принятие своей жизни, но стремление прожить еще одну, новую жизнь.

2. По отношению к своей настоящей жизни – жизни в роли старика:

1) Принятие норм поведения, характерных для стариков в данном обществе;

2) Частичное принятие существующих норм поведения при одновременном построении своей жизни по-своему, вопреки или в дополнение к существующим нормам, например, вопреки существующим традициям и предрассудкам, жениться на молодой женщине или увлечься какой-либо новомодной музыкой, что характерно для молодежи и т.п.;

3) Существенный отход от существующих для стариков норм жизнедеятельности особенно, если позволяет здоровье, общий уровень культуры и сопричастность общественным проблемам.

3. По отношению к предполагаемому будущему:

1) Подготовка к смерти [5];

2) Планирование дальнейшей жизни, насыщенной реальными событиями – старик не желает думать о смерти;

3) Стремление успеть воплотить себя в других людях, через воспитательную и педагогическую работу, через создание произведений искусства, через научные труды или просто в рассказах о своей жизни.

4. По отношению к памяти о себе уже после смерти:

1) Вера в бессмертие души, где душа понимается как нечто бестелесное и идеальное – возможны разные варианты:

– на основании существующих религиозных представлений;

– на основании собственных мировоззренческих построений и представлений о бессмертии, предполагается определенное воображение и смелость, проявляющаяся как в самом факте своего собственного представления, так и в факте рассказа о своих представлениях другим людям; встречается такая смелая позиция достаточно редко;

2) Вера в бессмертие своих дел, своих помыслов и идей, близко к идеальному пониманию бессмертия, но без религиозного оттенка;

3) Бессмертие понимается исключительно как материальное воплощение себя в этом мире – возможны варианты:

– через произведения искусства и науки;

– участие в стройках века и ярких научно-производственных проектах и т.п.);

– через построенные собственными руками объекты (дома, дачи и т.п.);

– через приобретенные дорогие вещи, оставленные родным и близким;

– через завещание (чтобы помнили и благодарили);

– через пышные похороны и величественное надгробие;

– и через сомнительные дела, участие в громких скандалах, в преступной деятельности, в демонстративном беспутстве и т.п., главное – чтобы хоть немного вспоминали, чтобы не кануть в лету.

Все перечисленные варианты самоопределения сильно переплетены и взаимосвязаны. Старый человек обычно использует несколько параллельных вариантов, как бы подстраховывая свой выбор. Тем более, что часто такой выбор все-таки возможен, т.е. для большинства стариков хотя бы некоторые варианты реальны, а значит есть из чего выбирать. Но для лучшего понимания человека, находящегося в завершающем периоде жизни неплохо было бы иметь общее представление о пространствах его выбора, его самоопределения. Все это важно для понимания своей ситуации и самим старым человеком.