Смекни!
smekni.com

Корреляционное исследование степени насыщенности значимыми событиями пожилых людей (стр. 6 из 10)

- средний уровень «ресурсности» 36–45% этот показатель свидетельствует о том, что адаптивные возможности и толерантность личности по отношению к стрессам высокие – 10 человек;

- высокий уровень «ресурсности» больше 46%, говорит о том, что эти пожилые люди обладают большим количеством ресурсов, которые человек актуализирует для адаптации к экстремальным или стрессовым ситуациям и жизненным событиям – 19 человек.

Среднегрупповой уровень «ресурсности» по группе 1 составил 60,3% – это высокий уровень «ресурсности», что свидетельствует о высокой степени адаптации пожилых работающих людей к стрессовым ситуациям.

Результаты диагностики оценки потерь и приобретений испытуемых группы 2, неработающих пожилых людей, представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты диагностики потерь и приобретений группы 2 неработающих пожилых людей


Уровень «ресурсности»
Низкий меньше 35% средний 36–45% Высокий больше 46%
13 человек 9 человек 8 человек
Среднегрупповой уровень «ресурсности» 39,1% – средний

Рассмотрим полученные результаты:

Диагностика оценки потерь и приобретений испытуемых группы 2 (неработающие пожилые люди) показала, что получены 3 группы по уровню» ресурсности»:

- низкий уровень «ресурсности» меньше 35%, это свидетельствует о низких адаптивных возможностях у данной группы испытуемых личностные ресурсы сокращаются из-за профессиональных или экзистенциальных стрессов – 13 человек. Для исследованных пожилых людей наиболее ощутимы следующие потери: собственного здоровья; ощущения успешности; ощущения нужности другим людям; желания что-то делать; возможности хорошо одеваться; уверенности, что будущее зависит от них; дружбы (друзей); чувства оптимизма; возможности нормально выспаться; стабильной работы; уверенности, что они контролируют события своей жизни;

- средний уровень «ресурсности» 36–45% этот показатель свидетельствует о том, что адаптивные возможности и толерантность личности по отношению к стрессам средние – 9 человек;

- высокий уровень «ресурсности» больше 46%, говорит о том, что эти пожилые люди обладают большим количеством ресурсов, которые человек актуализирует для адаптации к экстремальным или стрессовым ситуациям и жизненным событиям – 8 человек.

Среднегрупповой уровень «ресурсности» по группе 2 составил 39,1% – это средний уровень «ресурсности», что свидетельствует о средней степени адаптации пожилых неработающих людей к стрессовым ситуациям.

В результате сравнения уровней «ресурсности» по опроснику потерь и приобретений испытуемых в группах 1 (работающие пожилые люди) и 2 (неработающие пожилые люди) выявлено следующее:

– Максимальные различия между группами 1 и 2 обнаружены по численности испытуемых в подгруппах, имеющих низкий уровень «ресурсности» (в группе 1 – 1 человек; в группе 2 – 13 человек) и в группе высокий уровень «ресурсности» (в группе 1 – 8 человек; в группе 2 – 19 человек) (рис. 1).

– среднегрупповой уровень «ресурсности» по группе 1 составил 60,3%, что выше среднегруппового уровня «ресурсности» по группе 2 составил 39,1% можно предположить, что пожилые работающие люди группы 1 более обеспечены ресурсами и менее подвержены стрессам.

– При сравнении графически представленных на рис. 1. групповых показателей уровня «ресурсности» можно видеть, что в целом уровень выше в группе 1, работающие пожилые люди быстрее и безболезненней адаптируются к стрессам.

3.2 Изучение насыщенности пятилетних интервалов

Результаты диагностики насыщенности пятилетних интервалов группы 1 работающих пожилых людей представлены в таблице 3 и Приложении 5.

Таблица 3. Результаты диагностики насыщенности пятилетних интервалов группы 1 работающих пожилых людей

Психологический и календарный возрасты совпадают (60 – 74 лет) Психологический возраст «меньше» реального (30 – 50 лет) Психологический возраст «больше» реального (75–90 лет)
20 человек 8 человек 2 человека
Среднегрупповой психологический возраст – 62,3 года

Рассмотрим полученные результаты:

Диагностика уровня оценки потерь и приобретений испытуемых группы 1 (работающие пожилые люди) показала, что получены 3 группы по психологическому возрасту:

- психологический и календарный возрасты совпадают, это свидетельствует о зрелости личности, адекватности опыта человека и его жизненных планов (60 – 74 лет) – 20 человек;

- психологический возраст «меньше» реального, это показатель чрезмерного оптимизма, уверенности человека в том, что все еще можно успеть. Планы и ожидания рассчитаны на большие период хронологического времени, чем тот, которым человек располагает в действительности (30 – 50 лет) – 8 человек;

- психологический возраст «больше» реального, можно говорить о неоправданном пессимизме и рекомендовать человек больше внимания уделять постановке целей, формированию планов на будущее (75–90 лет) – 2 человека.

Среднегрупповой психологический возраст по группе 1 составил 62,3 года, что свидетельствует о зрелости личности, адекватности опыта человека и его жизненных планов.

Результаты диагностики насыщенности пятилетних интервалов испытуемых группы 2, неработающих пожилых людей, представлены в таблице 4.

Таблица 4. Результаты диагностики насыщенности пятилетних интервалов группы 2

Психологический и календарный возрасты совпадают (60 – 74 лет) Психологический возраст «меньше» реального (30 – 50 лет) Психологический возраст «больше» реального (75–90 лет)
11 человек 1 человек 18 человека
Среднегрупповой психологический возраст – 62,3 года

Рассмотрим полученные результаты:

Диагностика уровня насыщенности пятилетних интервалов испытуемых группы 2 (неработающие пожилые люди) показала, что получены 3 группы по психологическому возрасту:

- психологический и календарный возрасты совпадают, это свидетельствует о зрелости личности, адекватности опыта человека и его жизненных планов (60 – 74 лет) – 11 человек;

- психологический возраст «меньше» реального, это показатель чрезмерного оптимизма, уверенности человека в том, что все еще можно успеть. Планы и ожидания рассчитаны на большие период хронологического времени, чем тот, которым человек располагает в действительности (30 – 50 лет) – 1 человек;

- психологический возраст «больше» реального, можно говорить о неоправданном пессимизме и рекомендовать человек больше внимания уделять постановке целей, формированию планов на будущее (75–90 лет) – 18 человека.

Среднегрупповой психологический возраст по группе 1 составил 76 лет, что свидетельствует о неоправданном пессимизме и рекомендовать человек больше внимания уделять постановке целей, формированию планов на будущее.

В результате сравнения уровней насыщенности пятилетних интервалов испытуемых в группах 1 (работающие пожилые люди) и 2 (неработающие пожилые люди) выявлено следующее:

– Максимальные различия между группами 1 и 2 обнаружены по численности испытуемых в подгруппах, имеющих психологический возраст «больше» реального (в группе 1 – 2 человека; в группе 2 – 18 человек) и психологический и календарный возрасты совпадают (в группе 1 – 20 человек; в группе 2 – 11 человек) (рис. 2).

– Среднегрупповой психологический возраст в группе 1 составил 62,3 года, что ниже среднего значения психологического возраста в группе 2, равного 76 лет, можно предположить, что в группе 2 превалирует неоправданный пессимизм. Поскольку психологический возраст принципиально обратим целесообразно повторять данную процедуру определения психологического возраста на различных этапах жизни человека, что является предпосылкой рационального использования личностью времен своей жизни и служит фактором сохранения психического здоровья.

– При сравнении графически представленных на рис. 1. групповых показателей психологического возраста можно видеть, что в целом уровень насыщенности пятилетних интервалов выше в группе 1, работающие пожилые люди настроены более оптимистично.

3.3 Изучение личности с помощью 16-факторного опросника Кеттела

В ходе данного исследования были получены результаты, которые представлены в виде гистограммы на рисунке 3 и Приложение 6.

В ходе данного исследования изучения личности с помощью 16-ти факторного личностного опросника Кеттела было выявлено, что доминирующими факторами среди работающих людей пожилого возраста (группа 1) являются факторы I и Q-3, так как 90% работающих людей пожилого возраста (группа 1) обладают высокими показателями по данным факторам. Люди с высокими показателями по фактору I обычно настроены романтически, любят путешествия и новые переживания. Они обладают развитым воображением, для них важна эстетика. Личность с высокими оценками по фактору Q-3 имеет социально одобряемые характеристики: самоконтроль, настойчивость, сознательность, склонность к соблюдению этикета. Для того чтобы соответствовать таким стандартам, от личности требуется приложение определенных усилий, наличие четких принципов, убеждений и учет общественного мнения. Этот фактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения, интегрированность личности. Люди с высокими оценками по этому фактору склонны к организаторской деятельности. Фактор характеризует осознанность человека в регулировании силы «я» (фактор С) и силы «сверх-я» (фактор G) и определяет выраженность волевых характеристик личности.

Фактор MD набрал 50% характеризуют адекватность самооценки личности, ее определенную зрелость. Для исследователя данные по этому фактору имеют большое значение, поскольку помогают оценить зрелость личности, также могут использоваться при индивидуальной работе с испытуемым.