Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Методология психологии (стр. 2 из 5)

Формы научной картины мира: 1. Общенаучная – систематизация знаний, выработанная в естествознании и социо-гуманитарных науках. 2. Социо-гуманитарная и естественно-научная. 3. Специализированная.

Этапы становления научной картины мира.

1. Классическая научная картина мира – 2 научные революции. 1я – гелиоцентрическая система Галилео, Бруно, Кеплера, Коперника. Характерна объективность, поиск причинно-следственной зависимости, максимально полно реализуется принцип детерминизма. 2я конец 18 века – открытия в области биологии и физиологии, теория эволюции Дарвина. Необходимость введения субъекта в процесс познания.

2. Неклассическая научная картина мира – открытия в области квантовой физики, электромагнитная картина мира. Включается субъект в процесс познания, все начинается с Канта. Взаимодействие субъекта с объектом познания.

3. Пост-неклассический этап – революция 20го века открытия в генетике, кибернетике, космонавтике. На первом плане субъект познания; более высокий уровень обобщения– проявляется в дисциплине «космология», где объектом изучения является вселенная; синергетика (Хакен) – соучастие, содействие, ввел Хаккен (нем), считал, что есть некие универсальные механизмы формирования систем, элементы особым образом взаимодействуют и соучаствуют. Синергетика привлекает данные из всех наук. Основополагающая характеристика синергетики – неравновесное смыслится источником новой организации. Неравновесное условие вызывает эффекты корпоративного поведения элемент.

8.Модель роста научного знания (К.Поппер).

В своей концепции Поппер формулирует три основных требования к росту знания. 1.) новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи. 2.) она должна быть независимо проверяемой, т.е. вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались. Иначе говоря, новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента исследования. 3.) хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки.

Поппер выдвинул идею фальсифицируемости научной теории - представляет из себя опровержение теоретических суждений на основе ложности вытекающих из них эмпирических высказываний, т.е. если выдвигается теория, то ее надо подвергать критике чтобы проверить ее на научность и прочность.

Свою модель роста научного познания Поппер изображает схемой: Р1 - ТТ - ЕЕ - Р2, где Р1 - некоторая исходная проблема, ТТ - предположительная пробная теория, т.е. теория, с помощью которой она решается, ЕЕ - процесс устранения ошибок в теории путем критики и экспериментальных проверок, Р2 - новая, более глубокая проблема, для решения которой необходимо построить новую, более глубокую и более информативную теорию.дель роста научного знания.

Процесс смены одних теорий другими является естественным способом функционирования научного знания.

Модель роста научного знания, описанная Поппером в работе «Логика и рост научного знания» выглядит следующим образом: 1.) наука начинается с проблем; 2.) научными объяснениями проблем выступают гипотезы; 3.) гипотеза является научной, если она в принципе фальсифицируема; 4.) фальсификация гипотез обеспечивает устранение выявленных научных ошибок; 5.) новая или более глубокая постановка проблем и выдвижение гипотез достигается в результате критической дискуссии; 6.) углубление проблем и гипотез (теорий) обеспечивает прогресс в науке, точнее рост научного знания.

Науку должны составлять высказывания двух типов. Универсальные высказывания (1), т.е. гипотезы, носящие характер естественных законов. Они подвергаются постоянной опасности фальсификации, и вероятность их фальсификации растет. Во-вторых, это сингулярные (2) или единичные экзистенциальные высказывания. Проверить их правильность можно путем верификации, но они так же подвержены опасности фальсификации. С помощью сингулярных высказываний формулируют научные факты. В качестве нефальсифицируемой теории, можно привести любую гипотезу, например, из астрологии.

9.Структура научных революций (Т. Кун).

Научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определенной парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений.

Научная революция – смена научным сообществом психологических парадигм. 1962 – наука скачкообразна, это явление проходящее через постоянные революции.

Этапы: 1.Нормальная наука — каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории. 2.Экстраординарная наука. Кризис в науке. Появление аномалий — необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ. 3.Научная революция — формирование новой парадигмы.

Согласно Куну, научная революция происходит тогда, когда учёные обнаруживают аномалии, которые невозможно объяснить при помощи универсально принятой парадигмы, в рамках которой до этого момента происходил научный прогресс. С точки зрения Куна, парадигму следует рассматривать не просто в качестве текущей теории, но в качестве целого мировоззрения, в котором она существует вместе со всеми выводами, совершаемыми благодаря ей.

Конфликт парадигм, возникающий в периоды научных революций, — это, прежде всего, конфликт разных систем ценностей, разных способов решения задач-головоломок, разных способов измерения и наблюдения явлений, разных практик, а не только разных картин мира. Для любых парадигм можно найти аномалии, по мнению Куна, которые отметаются в виде допустимой ошибки либо же просто игнорируются и замалчиваются. Когда накапливается достаточно данных о значимых аномалиях, противоречащих текущей парадигме, согласно теории научных революций, научная дисциплина переживает кризис. В течение этого кризиса испытываются новые идеи, которые, возможно, до этого не принимались во внимание или даже были отметены. В конце концов, формируется новая парадигма, которая приобретает собственных сторонников, и начинается интеллектуальная «битва» между сторонниками новой парадигмы и сторонниками старой.

Некоторые общие положения теории Куна можно суммировать следующим образом:

1. Движущей силой развития науки являются люди, образующие научное сообщество, а не нечто, заложенное в саму логику развития науки;

2. Развитие знания определяется сменой господствующих парадигм, а не простым суммированием знаний, то есть происходят не только (и не столько) количественные, но и качественные изменения в структуре научных знаний;

3. Наука развивается по принципу чередования периодов «нормальной» и «революционной» науки, а не путем накопления знаний и присоединения их к уже имеющимся-Научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций.

Любой критерий имеет смысл только в рамках определенной парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений.

10.Эволюционно-эпистемологическая модель научного по­знания (С. Тулмин).

Общий смысл данного направления состоит в том, что оно изучает познание как момент эволюции живой природы и вскрывает механизмы познания в эволюционном ключе. Эволюционная эпистемология основывалась на идее идентичности биологической эволюции и познавательного процесса и опиралась на представление о том, что познавательный аппарат человека - это механизм адаптации, развитый в процессе биологической эволюции. Поэтому познавательный процесс и развивается по типу эволюционного и, соответственно, может быть понят на основе современной теории эволюции. Таким образом, в качестве основного теоретического ресурса эволюционной эпистемологии выступает концепция органической эволюции.

Тулмин в своей эволюционной эпистемологии рассматривал содержание теорий как своеобразную "популяцию понятий", а общий механизм их развития представил как взаимодействие внутринаучных и вненаучных (социальных) факторов, подчеркивая, однако, решающее значение рациональных компонентов. При этом он предлагал рассматривать не только эволюцию научных теорий, но и проблем, целей, понятий, процедур, методов, научных дисциплин и иных концептуальных структур.

Ст. Тулмин сформулировал эволюционистскую программу исследования науки, центром которой стала идея исторического формирования и функционирования "стандартов рациональности и понимания, лежащих в основании научных теорий". Рациональность научного знания определяется его соответствием стандартам понимания. Последние изменяются в ходе эволюции научных теорий, трактуемой Тулмином как непрерывный отбор концептуальных новшеств. Он считал очень важным требование конкретно-исторического подхода к анализу развития науки, "многомерность»(всесторонность) изображения научных процессов с привлечением данных социологии, социальной психологии, истории науки и других дисциплин

Знание накапливается, образуя концептуальные понятия.

Для того, чтобы теория стала реальной, она должна быть принята.

Факторы:

- внутренаучный (IQ)

- вненаучный (социально-экономический)

Научная теория – не отражение объективной реальности, а объяснительная модель.

Наука строит модели, но не отражает реальности.

11.Научно-исследовательская программа (И. Лакатос).

Под научно-исследовательской программой философ понимает серию сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. Поэтому объектом философско-методологичес-кого анализа оказывается не отдельная гипотеза или теория, а серия сменяющих друг друга во времени теорий, т.е. некоторый тип развития.

Лакатос рассматривает рост зрелой (развитой) науки как смену ряда непрерывно связанных теорий - притом не отдельных, а серии (совокупности) теорий, за которыми стоит исследовательская программа. Согласно Лакатосу, фундаментальной единицей оценки должна быть не изолированная теория или совокупность теорий, а "исследовательская программа". Основными этапами в развитии последней являются прогресс и регресс, граница этих стадий - "пункт насыщения". Новая программа должна объяснить то, что не могла старая. Смена основных научно-исследовательских программ и есть научная революция.