Смекни!
smekni.com

Эмоции и воля. Эмоционально-волевая регуляция в професииональной деятельности (стр. 3 из 5)

4) в тяжелом внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и воплощения действий в условиях объективных помех и проблем. Воле-вое действие тут выступает как принятое к осуществлению по собственному решению, осознанное, намеренное, целенаправленное действие на базе наружной и внутренней необходимости.

Необходимость сильной воли растет при наличии:

1) тяжелых ситуаций «трудного мира»;

2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя разные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек производит в себе волевые свойства: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.

В управленческой деятельности нужно соблюдать следующие правила:

1) обеспечивать условия для фурора деятельности работника, но не облегчать значительно ему задания;

2) активизировать самостоятельную деятельность работника, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать его веру в свои способность преодолевать трудности;

3) объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые управляющий предъявляет работнику, и предоставлять возможность работнику без помощи других принимать решения в разумных пределах[9].

Результаты хоть какого волевого деяния имеют для человека два следствия: первое -- это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои деяния и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Эмоциональные и волевые процессы, таковым образом, тесновато взаимосвязаны. Воля выступает как средство регуляции, корректировки негативного влияния эмоций на деятельность. Эмоции, в свою очередь, придают субъективный тон волевому усилию, могут содействовать увеличению его потенциала. Таковая тесная взаимосвязь приводит к тому, что в настоящем поведении они фактически неразделимы и переживаются субъектом в форме психических состояний. Понятием состояния обозначается более интегративная форма организации всех компонентов психики в тот либо другой период времени. Это -- вся психика, все её содержание, но на том либо ином интервале её функционирования. Содержание, напряженность, тон, направленность такового функционирования могут, естественно, сильно изменяться -- при этом будет изменяться и сам характер психических состояний. Исследованием психических состояний занимается особая ветвь психологии -- психология функциональных состоянии.

В исследовании управленческой деятельности более существенно то, что все главные типы состояний и обнаруженные при их исследовании закономерности не лишь сохраняются в деятельности управляющего, но и частенько выступают в более отчетливой форме. В психологии функциональных состояний существуют различные методы классификации. К примеру, по степени интенсивности (завышенной, средней, низкой активности); по содержанию (в частности, состояния утомления, монотонии, психического пресыщения, фрустрации, воодушевления, волнения, дискомфорта и др.); По видам деятельности, в которых они появляются (игровой, учебной, трудовой); по угону (положительные, отрицательные, амбивалентные); по характеру действия на деятельность (положительные и нехорошие).

В структуре хоть какого состояния выделяют два компонента, две его стороны -- содержательную и динамическую («энергетическую»). подтверждено, что на эффективность выполнения деятельности существенное влияние оказывает как содержание состояний (к примеру, состояние подавленности может не лишь ухудшать, но и перекрыть деятельность, а состояние воодушевления -- напротив), так и его интенсивность, «энергетическая насыщенность

Уровень активации может изменяться в широком спектре значений. Для обозначения этого спектра в психологии употребляется понятие «континуум активации», либо «шкала уровней бодрствования». В качестве таковых уровней рассматриваются следующие состояния (в порядке возрастания их энергетического фона): кома, глубочайший сон, «быстрый сон», поверхностный сон, спокойное бодрствование, активное бодрствование, напряженное бодрствование, стресс, эмоциональное абортирование поведения.

Во-вторых, подтверждено, что существует ровная связь меж степенью негативного (деструктивного) влияния психических состояний и сложностью тех психических действий, образований, в отношении которых имеет место это влияние. Нехорошие состояния сильнее влияют на более сложные процессы, образования, виды деятельности, чем на обыкновенные. К примеру, под действием стресса либо утомления поначалу и в большей степени снижаются интеллектуальные функции (как более сложные), а потом и в относительно меньшей мере -- моторные, исполнительские функции (как более обыкновенные). Эти две закономерности более важны и для понимания специфики эмоционально-волевой регуляции состояний в целом, и для её особенностей в управленческой деятельности.

Основной и более общей особенностью эмоционально-волевой регуляции состояний в управленческой деятельности является сочетание в ней двух следующих особенностей. Во-первых, конкретно управленческая деятельность характеризуется максимально высокой эмоциогенностью и стрессогенностью, содержит огромное количество обстоятельств для возникновения негативных эмоций и тяжелых состояний. Во-вторых, конкретно она предъявляет и наиболее высокие требования к эффективности и жесткости эмоционально-волевой регуляции состояний, что связано с её ответственностью. По-видимому, никакая другая деятельность не содержит столь широкого диапазона обстоятельств и факторов, порождающих эмоциональные реакции, как управленческая.

кроме факторов, связанных с самим действием деятельности, с её организацией, в ней имеет место дополнительная и совсем массивная группа эмоциогенных факторов, связанных с межличностными отношениями. Сложность содержания данной деятельности, наличие тяжелых, а часто экстремальных условий её реализации в сочетании с высокой ответственностью за её результаты образуют неизменный симптомокомплекс характеристик управленческой деятельности. Он выступает источником развития неблагоприятных психических состояний, хронического «управленческого стресса». Совместно с тем конкретно управляющий должен «уметь сдерживать эмоции», «не поддаваться настроению», контролировать себя. Причем это нужно не лишь для уменьшения негативного влияния эмоций и состояний на его свою деятельность. Дело еще и в том, что руководитель «постоянно на виду», а любые его нежелательные эмоциональные проявления и состояния (неуверенности, подавленности, нервозности, а то и паники) воспринимаются подчиненными и сказываются на их деятельности.

Наконец, конкретно управленческая деятельность просит максимального включения волевых действий, а сами понятия «хороший руководитель» и «волевой руководитель» частенько употребляются как синонимичные. Все произнесенное значит, что и «мир эмоций», и «мир состояний», и весь диапазон волевых действий и свойств появляются в данной деятельности в собственной наибольшей выраженности, более полно и ярко. Совместно с тем в психологии управленческой деятельности традиционно выделяется круг наиболее обычных качеств, эмоционально-волевой регуляции, имеющих наибольшее значение для её организации. К ним относятся: неувязка стресса в управленческой деятельности, неувязка состояния фрустрации, парадокс «готовности к экстренным действиям», понятие эмоциональной резистентности руководителя, особенности когнитивной регуляции дисфункциональных состояний, закономерности экспрессивных действий в управленческой деятельности.

3.3. Стрессовые ситуации в профессиональной деятельности

Словарное определение стресса гласит: «Это внутреннее сопротивление, реакция эластичного тела на внешние силы, воздействующие на него»[17]. Из этого определения совсем не следует, что стресс -- лишь отрицательное явление. Исследования показывают, что стрессовые ситуации не лишь не приносят вреда, но и способствуют росту производительности труда управленческого аппарата и даже повышают удовлетворенность собственной работой.

Понятие стресса прочно вошло не лишь в научную терминологию, но и в повседневную жизнь. Стресс -- неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания -- принципиальный компонент личного опыта хоть какого человека. Стрессом (от англ. -- Давление, напряжение) обозначается широкий круг состояний завышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воз-деяния - стрессоры. В управленческой деятельности число агрессоров совсем велико, по своему содержанию они специфичны. К главным стрессорам управленческой деятельности необходимо отнести следующие причины.

Фактор информационной перегрузки. Одной из более характерных особенностей управленческой деятельности является то, что руководителю приходится иметь дело с большущим массивом информации. По содержанию эта информация, как правило, совсем разнородна, изменчива, противоречива, обладает разной степенью достоверности. Вся она, но, обязана быть правильно воспринята, осмыслена и реализована в деятельности. Размер информации, требования к её переработке входят в противоречия с психическими возможностями субъекта. В связи с этим высокая когнитивная перегрузка, обусловленная огромным объемом информации, выступает как массивный нехороший фактор, приводящий к завышенной напряженности, к стрессу.

Фактор информационной неопределенности. Информационная перегрузка -- её избыточность постоянно смешивается в деятельности управляющего с хронической неопределенностью. С одной стороны, информации чрезвычайно много, но с другой -- подходящей и более принципиальной для данной конкретной ситуации информации частенько недостает. В итоге управляющий ставится в положение, когда он или обязан добирать, находить недостающую информацию (что само по себе порождает напряженность), или действовать в условиях неопределенности, т.Е. Риска. Последнее является мощным стрессогенным фактором.