Смекни!
smekni.com

Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте (стр. 7 из 10)

Екатерина В.Елена С. 02.07.1989 г.р

Екатерина злостно уклоняется от обучения, пропускает за­нятия в школе без уважительных причин. Так, с начала учебного года ею пропущено 64 урока, по предваритель­ным данным, девочка по итогам четверти будет иметь 3 двойки. В последнее время, она стала грубо и, агрессивной, нецензур­но выражается.

Мать, зная, что дочь не посещает занятия, мер по ее воз­вращению в школу не предпринимает. Меры педагогичес­кого воздействия положительного результата не дают.

Семья была обследована специалистами Центра соци­альных услуг для молодежи. Установлено, что в семье слож­ные взаимоотношения между родителями, которые разве­дены, но проживают вместе и часто конфликтуют, все это происходит на глазах у девочки. В связи с этим Екатерина за­мыкается в себе, старается чаще бывать вне дома. Отсут­ствие контроля со стороны матери способствует уклонению несовершеннолетней от обучения.

Мама и подросток прошли курс консультаций психоло­га. Девочка стала посещать клуб «Ровесник» г. Майкопа. В школе смогли организовать дополнительные за­нятия для ликвидации пробелов в знаниях Екатерины Хотя се­рьезных изменений во взаимоотношениях родителей не произошло, девочка стала чувствовать себя увереннее, вер­нулась в школу, удовлетворительно закончила учебный год, нормализовались ее отношения с классом.

Денис О.. злостно уклоняется от обучения, пропускает занятия в школе без уважительных причин. Так, в течение 1-й четверти им пропущено 78 уроков, в резуль­тате чего он не успевает по 4 предметам. В настоящее вре­мя пропуски уроков продолжаются.

Денис объясняет нежелание хо­дить в школу сложившейся конфликтной ситуацией в классе и с учителями.

В течение двух месяцев проводилась работа с классным руководителем, подростком, семьей. Был составлен график консультаций по предметам для ликвидации пробелов в зна­ниях. Денис посещал занятия, но с началом новой четвер­ти отказался вернуться в класс. В связи с этим подросток был устроен в СГПУ № 1, где условия обучения позволяли завершить обучение в 9-м классе, сочетая его с начальным профессиональным образованием. Денис при­ступил к занятиям, и ситуация стабилизировалась.

Александр В. Установлено, что он. упот­ребляет наркотики с декабря 2004 г., Подросток находился под постоянным контролем инспектора ОППН, социального педагога. Именно социальный педагог помог маме устано­вить взаимоотношения с психологом, специалистами Город­ского наркологического диспансера. В итоге Сергей прошел курс лечения от наркомании. Социальным педагогом мальчику были предложены вари­анты организации досуга в спортивных секциях.

Кирил­л Ф.,

Кирилл употребляет алкогольные напитки, нео­прятный внешний вид.

В настоящее время других замечаний подросток не име­ет, по месту учебы характеризуется удовлетворительно.

Основную работу с подростком вел социальный педагог. Беседуя с мальчиком, она выяснила, что употреб­ление спиртного воспринимается им как основной способ организации свободного времени и взаимоотношений со сверстниками. Кириллу предложили прийти в школьный клуб старшеклассников, где он принял участие в организа­ции школьных мероприятий, нашел новых друзей, новую среду общения. Ситуация стабилизировалась.

Михаи­л Ч.

В семье сложилась критическая ситуация. Родители были предупреждены, что если ситуация не изменится, они бу­дут лишены родительских прав. Миша и Григорий посто­янно задерживались за попрошайничество, так как были постоянно голодны.

К работе с семьей подключили специалиста по социаль­ной работе Центра социальных услуг. Она организовала помощь одеждой через благотворительный фонд, регуляр­но посещала семью и проводила беседы с матерью, убеди­ла ее пройти консультацию психолога Центра и посетить вместе с Мишей врача-нарколога. Управление социальной защиты выделило материальную помощь в виде продук­тов.

В Городское управление образования было направлено представление с целью решения вопроса об определении возможностей обучения для подростков. Благодаря этому Женя и Гриша были устроены в школу-интернат, а для Миши был составлен план индивидуального обучения в школе по месту жительства.

Семья находилась под постоянным контролем инспек­тора ОППН и участкового инспектора милиции, благода­ря чему в доме все реже собирались пьющие компании. Совместно с социальным педагогом они помогли детям определиться с организацией летней занятости. Подрос­тки посещали детскую досуговую площадку по месту жи­тельства.

Посещение семьи — дело сложное, тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недо­работка — и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, поведать о своих бедах. Так, семья Л. встретила «группу поддержки» без восторга, настороженно. Все члены семьи ожидали морализирования, при­готовились молча слушать, как их будут ру­гать. учить, как правильно жить. Но прозву­чали совсем неожиданные для семьи слова:

«Давайте вместе подумаем, чем вам помочь. Хотите ли вы что-то исправить, изменить в своем доме?» Именно такие предложения могут положить начало сотрудничеству соци­ального педагога, школы и семьи.

Визит в семью повторяют че­рез несколько дней. Мало что изменилось с той первой встречи. Не надо строить иллю­зий, что приход педагога с группой в одно­часье изменит семью настолько, что взрослые перестанут употреблять алкоголь.

Связь с семьей, с кото­рой только-только налаживаются контакты, обязательно должна быть систематической, постоянной, а не эпизодической или перио­дической.

Используя личностно-деятельностный подход, социальный педагог дает ориентиры семье и помогает ей самоорганизоваться на решении собственной проблемы. Толчком к этому часто становится благоустройство сво­его жилья, ремонт квартиры за счет матери­альных затрат Центра семейного воспитания. Такая совместная деятельность способствует оздоровлению микроклимата в семье.

В нашей работе очень важны доверитель­ные партнерские отношения между социаль­ным педагогом и классным руководителем. Защищать ребенка — значит, помогать ему в решении его проблем здоровья, учения, вза­имоотношений с учителями, родителями, т.е. создавать условия не только для выживания, но и для развития в сегодняшних условиях.

Планы социального педагога часто меня­ются в зависимости от каждодневных ситуа­тивных и сиюминутных проблем. Соци­альным педагогом проводится интенсивная работа по реабилитации и социальной адап­тации детей. Практика показывает, что индивидуальные еженедель­ные консультации помогают юношам и де­вушкам избавиться от стресса, разгружают их морально и психологически, устраняют при­чины негативного поведения.

Социальный педагог принимает подрост­ка как данность, независимо оттого, что он говорит, какие проступки совершал. Он про­сто обязан проявить заинтересованное отно­шение к подростку, в том числе и к асоциаль­ному, чтобы помочь ребенку открыться.

Практика показала, что нуждающе­гося в помощи ученика не обманешь даже талантливо сыгранным хорошим отношени­ем. Только с позиции принятия подростка можно выразить свое отношение к его про­ступку, к общественно неодобряемым дейст­виям. На консультациях педагог помогает подростку разобраться в сложностях его жиз­ни.. Лучше всего давать такой совет, ко­торый стимулирует самостоятельный поиск оптимальных выходов из сложных ситуаций, без навязывания своего мнения, используя в общении такие обороты: «по-моему...», «а что, если...» и др.

Одна из функций работы социального педагога в общеобразовательной школе — помощь детям в сложном процессе их социализации, выработ­ка у них социоадаптивных качеств, помогаю­щих справиться с трудными ситуациями любо­го уровня и позволяющих не только приспособиться к жизни, но и реализовать свой творческий потенциал... Дети особенно восприимчивы к соци­альным воздействиям, и у большинства из них не сформировались устойчивые негативные, асоциальные качества. К тому же они находятся на рубеже перехода к подростковому возрасту, одному из самых сложных периодов развития личности, который может быть чреват появле­ниями психологических комплексов, неадекват­ной самооценки, девиантного поведения, лич­ных драм и даже трагедий. Исходя из этого, нужно готовить детей к этому периоду, чтобы он про­шел более щадяще, менее болезненно и для ре­бенка и для его окружения. С этой целью и был разработан данный спецкурс, который мы провели с детьми, занесеннми в банк данных, как трудно воспитуемые..

Название курса - «Основы позитивного мы­шления». Это связано с рядом причин и, в пер­вую очередь, с тем, что большинство современ­ных социологов и социальных психологов (К. А. Абульханова-Славская, Ю. М. Орлов, Д. Майерс, С. Московичи, А. Эллис, А. Бек и другие) утверждают, что мышление может но­сить адаптивный и малоадаптивный характер (подразумевая под мышлением содержание мыслей человека, его взгляды и убеждения, способ отношения к жизни и самому себе), что эмоции и поведение человека определяются прежде всего его мышлением, тем, что он дума­ет о ситуации, как ее оценивает.(5,67) Одну и ту же ситуацию можно трактовать адаптивным и не­адаптивным способом и, исходя из этого, испы­тывать соответствующие эмоции, чувства, строить свое поведение.

Какой же тип мышления, т.е. систему взгля­дов и убеждений человека, его способ отноше­ния к жизни, психологи считают адаптивным? Проблема социальной адаптации красной ни­тью проходит через большинство древних и со­временных философских и психологических источников (например, библейские тексты, уче­ние римских стоиков, теории А. Адлера В. Франкла, А. Маслоу. А. Эллиса. Н. Пезешкиана и других. Несмотря на различия этих ис­точников (стилевые, этнографические, хроно­логические и т.д.), у них есть много точек соприкосновения, и главная из них состоит в том. что путь успешной адаптации человека оп­ределяется ими через дисциплину разума (гово­ря современным научным языком - когнитивную саморегуляцию) и соблюдение нравственных принципов, которые способствуют выживанию и развитию человека, общества, природы и космо­са(10, 65).Опираясь на источники данного направле­ния выводится социоадаптивный тип мышления, который определяет как позитивное мышление, представляющее со­бой способ отношения человека к жизни, само­му себе на основе следующих компонентов: гу­манистического мировоззрения, мотивации роста, разумного, объективного взгляда на мир, реалистического оптимизма, безусловной люб­ви к себе, доброжелательности, терпимости, уважения себя и других, сотрудничества, само­стоятельности взглядов в сочетании с психоло­гической гибкостью, эстетического отношения к жизни, владения методами саморегуляции. Вслед за древними и современными психолога­ми и философами именно эти ка­чества считаются социоадаптивными и предлагает социальную технологию по их формированию у учащихся общеобразовательных школ на базе спецкурса «Основы позитивного мышления». Он основан на методах рациональной терапии в сочетании с использованием выразительных возможностей музыки. Направление рацио­нальной терапии строится на убеждении и пе­реубеждении человека, формировании у него более здоровых взглядов на жизнь, адекватных действительности. А искусство, особенно му­зыка, способствует не только рациональному, но и эмоциональному постижению школьника­ми нравственных истин, психологических за­кономерностей. Центральным методом ис­пользуемой социальной технологии служит этико-психологическая беседа в сочетании с выразительными возможностями музыки и других видов искусства. (Данная социальная технология использует и другие методы, напри­мер моделирование ролевых ситуаций, социодраму, элементы социально-психологического тренинга и т.д.). Предложенный в спецкурсе, разработанном на основе данной социальной технологии, порядок следования тем имеет оп­ределенную логику тем, характеризующих некоторые социально значимые качества, к те­мам, освещающим межличностные взаимо­действия. наиболее благоприятные для соци­альной адаптации модели общения, и постепенный выход на освоение высоких ду­ховных ценностей, таких как любовь и дружба. Затем следует закрепление всего пройденного на новом уровне. Данный предмет рассчитан на 31 занятие по 45 мин в неделю. При этом желательно дополнительное прослушивание на внеклассных уроках по 30-45 мин в неде­лю музыкального репертуара, использованно­го на занятиях, и проведение внеклассных ме­роприятий в форме сюжетно-ролевых игр с элементами социодрамы.