Смекни!
smekni.com

Психологическая защита и ее диагностики с использованием LSIиндекса жизненного стиля (стр. 13 из 17)

Второй молодой человек использует наряду с «отрицанием» (99%) «вытеснение» (71%) и «интеллектуализацию» (95%). Видимо, информация, поступающая извне, обрабатывается на начальном этапе, при этом небольшая часть информации просто вытесняется и забывается, оставшаяся информация либо отрицается, либо рационализируется при помощи логических установок и манипуляций, что пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией. Удивительно, что в категории «интеллектуализация» максимум процентов получил только 1 мужчина против 6 женщин, причём у четырёх из них показатели более 90%. Опираясь на эти данные можно было бы поспорить с бытующим мнением, что женщины думают эмоциями, а мужчины умом. Испытуемый – будущий юрист, и такой «набор» МПЗ для него благоприятен, так как он поможет сохранить душевные силы, и предотвратить «эмоциональное выгорание» на работе.

Что интересно, что все 4 будущих юриста, принявшие участие в эксперименте, получили высокие показатели в категории «отрицание». У девушки – юриста, наряду с отрицанием, присутствует также «регрессия» (в этой категории ещё 4 женщины и 1 мужчина набрали максимальное количество процентов). Это может говорить нам о том, что психика девушки либо отрицает негативные факторы, либо регрессирует в ранние состояния либидо, успокаивая себя одним из привычных комфортных способов (ведет себя как ребенок, - самая распространенная реакция на стресс – слезы; затем идет «заедание» проблемы: неконтролируемый прием пищи, курение, спиртное; сон, уход в мир иллюзий, фантазий). Эта комбинация для юриста не очень благоприятна, так как это деструктивная комбинация. Следует отметить, что девушке 20 лет, а с увеличением возраста в женской части группы опрошенных наблюдается снижение преобладания «регрессии» и увеличение встречаемости «реактивных образований», либо сочетания этих двух позиций. Это может быть следствием длительного преобладания как раз механизма «отрицания».

Необходимо отдельно отметить категории, в которых показатели средних процентных значений наиболее часто встречаются, это «интеллектуализация» (7человек, 2м\5ж), «вытеснение» (6чел, 1м\5ж), «проекция» (8чел 3м\5ж) и «замещение» (7чел, 2м\5ж). Если сравнить данные высоких и средних значений, и предположить, что психика в силу своей гибкости использует различные сочетания МПЗ в разных травмирующих ситуациях, можно предположить, что значения могут меняться, как в большую сторону, так и в меньшую. В связи с этим мы можем объединить эти данные для выделения наиболее частых проявлений МПЗ. Итак, можно утверждать, что наиболее частыми психологическими защитами являются «интеллектуализация» (14человек) и «вытеснение» (13 человек).

«Замещение» относится, как уже говорилось, к агрессивной диспозиции (согласно структурной теории личности H.Kellerman), и, возможно, природная агрессивность, присущая любому мужчине, проявляется именно в этом защитном механизме, однако у испытуемых мужчин показатели по этой защите не превысили даже средние показатели. Что примечательно, подобный защитный механизм встретился всего у одной из опрошенных женщин, которая действительно тревожится по поводу частых неконтролируемых вспышек агрессии, однако эта агрессия чаще всего проявляется как аутоагрессия.

Самым редко встречающимся у женщин механизмом психологической защиты выступили «компенсация» и «замещение», а у мужчин – также «компенсация», «замещение» и третий - «реактивные образования».

Что касается всей группы опрошенных были отмечены следующие особенности: с повышением образовательного уровня, например, у людей со средним - специальным и особенно высшим образованием наблюдается рост преобладания механизма – «реактивные образования» (как и в более старшей по возрасту группе женщин). У людей со средним образованием преобладающим являются «отрицание» и «вытеснение».

Также хочется отдельно отметить различия между количеством МПЗ, в которых испытуемые набрали максимальное количество процентов. Оказалось, что только у 3 человек более 70% выявилось только в одной из 8 категорий, у 2 чел. в двух, у 6 чел. в трёх, у двух в четырёх и у одного в шести. Из этого можно сделать вывод, что далеко не все личности используют только один вид психологических защит, и при диагностике или психологическом консультировании следует это учитывать.

Конечно, данные опроса неточны и предварительны. Возможно, на самом деле нет определенной зависимости адаптационных процессов от образования или социального статуса. Но в группе, которая прошла тестирование и результаты которого представлены, они были выражены, поэтому мы решили их привести.

Особого научного интереса полученные результаты тестирования не представляют, но и не лишены интереса. Например, еще раз доказывая существенную разницу между полами, не только в физиологическом, но и в психологическом плане. Дальнейшие разработки на эту тему, возможно, могут служить основой создания специализированных программ, рассчитанных на особенности восприятия той или другой части человечества.


Вывод

Поскольку избежать чувства фрустрации, как следствия противоречия между потребностями индивида и ограничениями, налагаемыми обществом невозможно, человек научился приспосабливаться.

Развитие защитных механизмов, как уже говорилось, имеет целью защиту личности от тревоги. Под понятием «развитие» не имеется в виду сознательное их применение, поскольку осознание природы какого-либо защитного механизма автоматически лишает последний его защитной функции. Упрощая, можно сказать, что для того, чтобы защитный механизм был эффективен, он в первую очередь должен ввести в заблуждение самого индивида. Взаимоотношения между личностью и защитными механизмами носят внутренний и взаимный характер: механизмы защищают личность, а структура личности определяет какие именно механизмы будут использованы для защиты. Каждый индивид пользуется различными механизмами в разной степени, развивая свою самостоятельную систему защиты самоуважения. Подобная специфическая для каждого человека система складывается довольно рано и, по предположению исследователей, предпочтение определенных механизмов основывается на опыте их применения, вначале, может быть сознательного, успешно избавляющего от страдания. Как и для всех сторон личности, для развития индивидуальной системы защитных механизмов имеют значение наследственные и соматические факторы, а не только приобретенный опыт.

Защитные механизмы играют, конечно, дезадаптивную роль, так как по своей природе они искажают восприятие реальности, но они могут рассматриваться и как адаптивные, охраняющие не только самоуважение человека, но помогающие ему справляться с жизненными трудностями. Они часто подсказывают возможные решения проблем, а также дают передышку и убежище от неприятностей, избежать которых у человека нет реальной возможности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы отдаем себе отчет в том, что сознание и бессознательное – это весьма сложные психические явления и объяснить можно лишь небольшую часть их нервных механизмов. Физиологическая основа этих явлений гораздо сложнее, чем удается представить.

Существенные адаптационные возможности механизмов психологической защиты были изучены с позиции их положительного влияния на человека с двух точек зрения: защищает ли он личность от чувства тревоги; является ли он адекватной реакцией на внешние обстоятельства. Первая из этих точек зрения предполагает – такие утверждения делались вполне серьезно, - что даже психозы имеют положительное адаптивное значение, поскольку позволяют индивиду избегнуть страдания (например, у человека возникает иллюзия, что умерший супруг жив, - психопатический, но эффективный путь избежать осознания невосполнимой потери). Если иметь в виду, что психоз может представлять собой форму самозащиты, многое в, казалось бы, бесцельном и странном поведении больного покажется менее непонятным и неестественным. Материалы теории и опыта применения методики ИЖС (индекс жизненного стиля) – механизмы психологической защиты в клинической практике позволяют заключить, что механизм психологической защиты обеспечивает регулятивную систему стабилизации личности, направленную, прежде всего, на уменьшение тревоги, неизбежно возникающей при осознании конфликта или препятствия к самореализации, прежде всего, на уменьшение тревоги, неизбежно возникающей при осознании конфликта или препятствия к самореализации, прежде всего в виде той или иной формы патологии.

Работа по адаптации методики ИЖС полностью еще не завершена. Большой эмпирический и клинический материал требует дополнительного анализа на основе методов многомерной статистики. Вместе с тем, приводимые материалы представляют интерес для врачей и психологов, помогают не только расширить свои представления о сферах применения методики ИЖС, но и реально использовать ее для диагностики механизмов психологической защиты в научных исследованиях и клинической, психотерапевтической практике. Несомненно, однако, что изолированное использование этой методики (как и других специализированных опросников) не дает исчерпывающей информации о механизмах психологической защиты личности. Большая надежность и эффективность психологической диагностики личностных защитных механизмов, вероятно, будет достигнута при сочетанном использовании ИЖС с проективными методиками.