Смекни!
smekni.com

Межличностные отношения младших школьников (стр. 9 из 11)

ЗАДАНИЕ ГРУППЕ: представьте такую ситуацию: вы приходите в школу и узнаете, что рисования ( физкультуры, математики ) сегодня не будет. Попробуйте передать эту новость любому своему однокласснику при помощи жестов, мимики, так как текст, который вы произносите, передавал сообщение, - это известная пословица " от топота копыт пыль по полю летит ". Интонация должна показать, радуетесь вы этому или нет. Передаем по цепочке. При выполнении этого задания происходит не просто обыгрывание воображаемой ситуации, но формируется умение эмоционально передавать информацию, интонационно обогащать ее.

Игра 5. «СЛОВО ИЗ ПЕСНИ».

В группе выбирается водящий, который покидает класс. Остальные участники выбирают песню ( слова которой должны быть известны игроку - водящему ).

Каждый в кругу получает слово из песни. Например, 1 участник- " в лесу ", 2 - " родилась", 3-" елочка " и т. д.

Возвращается водящий, чья роль заключается в том, чтобы отгадать задуманную песню. Водящий задает вопросы участникам, а те, отвечая на вопрос, обязательно должны вставить свое слово из песни:

- Что ты делаешь сегодня вечером?

- Хочу провести вечер в лесу, на природе.

- Что ты сейчас читаешь?

- Сейчас я разговариваю с тобой, но у меня родилась идея почитать Пушкина.

Нужно узнать песню.

Игра учит анализу и переработке информации, ведь при сомом общении немаловажно понять что именно до тебя пытается донести собеседник.

ИНТЕРАКТИВНЫЙ БЛОК ОБЩЕНИЯ

( игры на взаимодействие)

Любое наше действие всегда, так или иначе, отражается в ответных поступках людей, окружающих нас. Человек постоянно находится в системе взаимных действий самых разных субъектов общения. Но грамотно выстроить общение удается тому, кто не только помнит об ответных реакциях, но и заранее планирует и просчитывает их. С этой точки зрения сам процесс человеческих взаимодействий напоминает партию в шахматы.

Совместная деятельность, как правило, рассматривается как организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на освоение объектов материальной и духовной культуры.

В совместной деятельности различают следующие механизмы поведения участников:

СОДЕЙСТВИЕ (действия, эффективно способствующие достижению результатов ) ;

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ (несогласованные действия, осознанно или неосознанно препятствующие достижению цели взаимодействия ),

БЕЗДЕЙСТВИЕ (уклонение, активный уход от взаимодействия с участниками деятельности ).

Интерактивная сторона общения раскрывается как выработка участниками стратегии совместных действий.

Игры интерактивного блока отличаются от предыдущих, прежде всего, тем, что развитие групповой активности основано на определении места каждого члена группы в той или иной ситуации, на поощрении поиска проблемного решения, на нахождении новых путей для сотрудничества, на умении доверять и доверяться.

Все это в совокупности развивает в человеке способность ориентироваться в новой обстановке, не боясь показаться смешным.

Одним из важнейших условий в этом направлении является знание личностью своих сильных сторон в сотрудничестве. Кто же я: лидер или статист? Могу ли я отстоять свою точку зрения или спасую? Имею ли мужество признать ошибочным собственное решение и уступить в новой ситуации? И много других вопросов.

Ответы на эти вопросы получают участники игр в ходе тренинга.

Эти игры помогают человеку:

- лучше узнать себя самого, понять свое отличие от других;

- найти и укрепить новые средства и пути для взаимной поддержки людей в групповом взаимодействии;

- развивать такие способности, которые одновременно учат и лидирующей роли, и роли рядового участника в ситуациях группового решения;

- развивать способность к открытому взаимодействию с миром, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Упражнение 1. «КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»

В данной игре выявляются лидерские способности участников, характер

взаимоотношений в группе, а также личностно-ролевой потенциал группы.

ФОРМА ИГРЫ: индивидуальная, парная, групповая.

ЗАДАНИЕ: Ваш корабль потерпел кораблекрушение. Вы чудом спаслись и оказались в лодке посреди Тихого океана. Все, что осталось у вас - это 15 предметов. Ваша задача: выбрать самые необходимые, чтобы спастись с их помощью (смотри приложение 3).

СИТУАЦИЯ 1.Один в лодке (табл., графа 1): проанализируйте эти предметы по степени важности. Напротив самого важного предмета проставьте цифру 1, напротив второго по значимости - 2 и т.д. Время заполнения 5-7 минут.

СИТУАЦИЯ 2. Двое в лодке (графа 2). Вы спаслись вдвоем.

Проделайте аналогичную работу. Причем результаты ранжирования должны быть одинаковыми у вас и у вашего партнера. Время работы 10 минут.

СИТУАЦИЯ 3. Все в лодке (графа 3). Попробуйте прийти к общему решению и проранжировать предметы, необходимые для скорейшего спасения. Время-12 минут.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Прежде всего мы должны записать, как ранжируют эти предметы эксперты-специалисты по спасению людей ( графа 4): лупа ( 1 по значимости и т.д. ), канистры с пресной водой, аварийный запас продуктов - жизненно необходимые предметы; коробка шоколада, светонепроницаемый лист, рыболовные снасти, нейлоновый шнур, медицинский спирт - менее важные; надувная подушка, москитная сетка, карта Тихого океана, транзисторный приемник, средство для отпугивания акул, секстант - бесполезные.

Эксперты считают, что в первую очередь необходимо подать о себе знать. Для этого нужно вылить мазут за борт, отплыть на безопасное расстояние, лупой навести солнечный луч на пятно мазута и поджечь его. Столб черного дыма виден на расстоянии 40-50км. Теперь вам понадобится пресная вода, продукты, шоколад и т.д.

ПОДСЧЕТ ОШИБОК. Высчитайте разницу ( из большего вычесть меньшее ) : и занесите разницу в графу 7.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Подсчитайте итоговые суммы по графам 5, 6, 7 ( отдельно ).

Если итоговая сумма не превышает 60 баллов, то вы спаслись. Если же итоговая сумма превысила 60 баллов, то - увы...

Для оценки лидерских качеств (графа 8), необходимо высчитать разницу между " ошибками всех и " ошибками одного " (графы 5,7). Запишите результаты и общий итог. Вы набрали :

- менее 20 баллов: вы обладаете ярко выраженными лидерскими качествами;

- 20 30 баллов: у вас достаточно высокий уровень лидерства;

- 30-40 баллов: в вас есть задатки лидера, но вы не стремитесь их проявлять;

- больше 40 баллов: для вас характерна позиция конформизма.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: всегда ли хорошо, когда человек обладает лидерскими качествами? Как вы утонули: один, в паре, вместе со всеми? И другие.

Упражнение 2. «ИМПУЛЬС» ( " цепная реакция " )

Участники образуют круг, держась за руки. Ведущий быстро, несильно, но ощутимо сжимает руку соседа справа или слева. Тот так же пожимает руку своего соседа и т.д. Пожатие переходит от одного к другому, пока не вернется к ведущему. Повторяется та же процедура, но в другую сторону.

Задание усложняется : при передаче импульса вправо, игрок озвучивает свое участие междометием " Эх ! ", а влево- " Ух ! " , Если импульсы справа и слева " встречаются " на каком-либо игроке, то он восклицает " Хо -Хо! " и автоматически пожатием рук отправляет импульсы обратно по кругу.

ОБСУЖДЕНИЕ: трудно ли следить за импульсом ? Легко ли озвучивать свое участие ? Как чувствует себя человек, на котором замкнулись импульсы с обеих сторон ? Что мы ощущаем, если сбиваемся ? и т.д.

Упражнение 3. «МАФИЯ»

Участникам раздаются карточки с названием роли; одному из игроков достается роль киллера. Все закрывают глаза - "наступила ночь", а киллер указывает ведущему, кто из игроков станет жертвой. "Утром " ведущий сообщает , кто убит. Игрокам предстоит найти среди них киллера. При этом должны соблюдаться два условия :

1. Одновременно должны два человека заявить свои версии на то, кто является киллером.

2. Выступления этих правдоискателей сопровождается словами: "Я хочу сделать признание...".

Возникают следующие варианты развития сюжета:

а) оба игрока называют одного и того же человека - киллера, т.е. версии оказались верными. В этом случае киллер " умирает "- покидает круг, но в

ближайшую ночь он назначает своего преемника;

б) оба игрока показывают на разных людей. В этом случае умирают сами правдоискатели, даже если один из названных действительно был киллером ( о чем знает он сам и ведущий ).

ОБСУЖДЕНИЕ: какие чувства испытывает человек, делающий признание и не уверенный до конца в своей правоте? Что испытывает изобличаемый? Как чувствует себя невинный человек , которого обвинили в убийстве? и другие.

Упражнение 4. «ПРОГУЛКА С КОМПАСОМ».

Игра "на доверие". Группа разбивается на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому ( он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи ) завязывают глаза.

ЗАДАНИЕ: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "турист" не может общаться с "компасом" на вербальном уровне. Ведущий (компас) движением своих рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий- других туристов с компасами.

ПЕРЦЕПТИВНЫЙ БЛОК ОБЩЕНИЯ

( восприятие и взаимопонимание )

Если попытаться охарактеризовать игры перцептивного блока в трех словах, то мы получим: чувство- сочувствие- в- чувствование. Потому что чувства - это то, что может и объединить, и разобщить людей.

Перцептивная сторона общения построена на формировании образа другого человека. Это достигается умением понять через внешнее действие человека его внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения. Не случайна фраза: " Понять - значит простить, простить- значит - принять. " Хорошо бы научиться, встречаясь с людьми ( и детьми ), принимать их такими, каковы они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть- во всем согласными с нами.