Смекни!
smekni.com

Особенности человеческой агрессии 2 (стр. 1 из 8)

СОДЕРЖАНИЕ

Вcтупление.

Агрессивность и агрессивное поведение.

Мотивация агрессивного поведения.

Психологическая типология криминальной агрессии.

Личность, идеи, творчество поэта. А.С.Пушкин: от экзальтации до меланхолии.

Парадоксы психологии толпы.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

Вступление.

Кризисные явления в обществе, сопровождающиеся трансформацией общественного сознания, неизбежно приводят и к изменениям психической деятельности. Формы перестройки индивидуального сознания и поведения очень разнообразны, но большинство из них сопровождается повышением уровня агрессии. Этот факт мы можем наблюдать как в официальных статистических сводках о динамике преступности, так и в своей повседневной жизни и деятельности. Ежедневно получаемая нами информация из средств массовой информации свидетельствует не только о резком росте тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, но и о появлении новых, ранее редко встречающихся видов правонарушений: заказных убийств, преступлений, совершенных под влиянием религиозных тоталитарных сект, сексуальных правонарушений, носящих серийный характер и др.

Современные мотивационные теории агрессии рассматривают в качестве основополагающих личностных факторов агрессивного поведения наряду с агрессивными тенденциями (базовой агрессивностью индивида) также и тенденции торможения (или подавления) агрессивности, которые часто рассматриваются как мотивы, оказывающие тормозящее влияние на открытое проявление агрессивности в поведении.

Знание мотивов агрессивного поведения имеет большое значение. Так, в Уголовном праве мотив преступления имеет важное доказательственное значение. Если мотив преступления неизвестен, следователь и суд не могут сделать категорического вывода о том, с каким конкретным преступлением они в данном случае имеют дело. Поэтому он всегда входит в предмет доказывания.

В настоящее время знание проблемы оказывает помощь в работе специалистов по преодолению опасных кризисных состояний гражданами.

В своей работе я рассмотрела типы агрессии в отношении только вменяемых лиц, т.е. тех, кто при совершении преступления мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

Агрессивность и агрессивное поведение.

При исследовании агрессии мы сталкиваемся с одним простым, но парадоксальным фактом: не составляет большого труда при непосредственном наблюдении поведения других людей оценивать их действия как агрессивные или неагрессивные, но формулировка точного и исчерпывающего определения феномена агрессии вызывает большие затруднения. В психологической литературе приводится множество разнообразных дефиниций, но одни из них смешивают понятия агрессии и агрессивности (т.е. форму поведения и свойство личности); другие являются слишком узкими и не охватывают всех видов и форм агрессивного поведения (агрессию прямую и косвенную, физическую и вербальную, активную и пассивную, враждебную и инструментальную, рациональную и аффективную, непосредственную и смещённую, конструктивную и деструктивную, проактивную и реактивную, социализированную и асоциальную и т.д.). Кроме того, как правило, определения не охватывают агрессивное поведение лиц с психическими расстройствами.

Дать исчерпывающее определение всех существующих типов агрессии практически невозможно: любое из них неизбежно будет либо сужать, либо расширять границы понятия. Большинство определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, т.е. самого агрессора, и позицию объекта агрессии, т.е. жертвы, пострадавшей от агрессии

Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.

В настоящее время всё больше утверждается представление об агрессии как мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдания людям.

Не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Познавательный компонент заключается в понимании ситуации как угрожающей, в видении объекта для нападения. Некоторые психологи считают основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что угроза вызывает стресс, а агрессия уже является реакцией на стресс. Но далеко не всякая угроза вызывает агрессию, и не всегда агрессивное состояние провоцируется угрозой.

Важен и эмоциональный компонент агрессивного состояния – здесь прежде всего выделяется гнев: часто при подготовке и в процессе осуществления агрессии человек испытывает сильную эмоцию гнева. Ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Волевой компонент агрессивного действия чётко выражен: присутствует целеустремлённость, настойчивость, решимость, инициативность, смелость.

Агрессивность-свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.

Агрессия- проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.

Агрессивность у различных лиц может иметь различную степень выраженности – от почти полного отсутствия до его предельного развития. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, неспособности занять активную жизненную позицию. Вместе с тем чрезмерное развитие агрессивности по типу акцентуации начинает определять весь облик личности, превращает её в конфликтную, неспособную на социальную кооперацию, а в своём крайнем выражении является патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и становится привычным способом поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.

Агрессивные проявления могут являться: 1) средством достижения определённой цели; 2) способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности; 3) самоцелью; 4) способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Жестокость может выступать как свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям других людей или же в стремлении к их причинению, и как осознанные действия, направленные на причинение мучений, страданий другим людям для достижения определённой внешней цели или самоудовлетворения. Непреднамеренные неосторожные действия (либо когда действия по той или иной причине не осознаются человеком), даже с самыми тяжёлыми последствиями, не являются жестокими. Таким образом, природа жестокости определяется побуждениями субъекта, когда причинение страданий служит мотивом или целью поведения. Агрессивность и жестокость как свойства личности формируются преимущественно в детском и подростковом возрасте. Первоначально они возникают как конкретно-ситуативные явления, источником которых являются внешние обстоятельства. В качестве одного из таких примеров можно рассмотреть существующие установки на агрессивное поведение в рекламных роликах, демонстрируемых по телевидению. Так, за последнее время исследователи-рекламодатели отмечают резкое усиление агрессивности современной телевизионной рекламы, увеличение количества сцен насилия, предъявляемых многократно в течение длительного времени. Педагоги утверждают, что агрессивная реклама оказывает существенное воздействие на детей и подростков, психика которых практически ничем не защищена. Первые исследования, посвящённые влиянию демонстрации насилия по телевидению и в кино на поведение зрителей, были осуществлены Бандурой и его коллегами в начале 60-х гг. В этих экспериментах участвовали дети дошкольного возраста. Им демонстрировались короткометражные фильмы, в которых взрослые жестоко обращались с большой надувной куклой Бобо. Результаты эксперимента выявили сильный подражательный эффект. Дети часто копировали поведение актёра-взрослого. Было показано, что поведенческие реакции в ряде случаев могут усваиваться через наблюдение соответствующих моделей поведения.

Агрессивные, жестокие поступки малолетних детей ещё не определяются внутренней логикой их характера, а обусловлены сиюминутными побуждениями без учёта и понимания их нравственного значения. Однако в результате неоднократного повторения такого поведения при отсутствии должной его оценки и корректирующих воздействий, эти явления постепенно приобретают устойчивый характер, отрываются от ситуации, в которой первоначально возникли, превращаются в черту личности. У агрессивных лиц ещё в детском и подростковом возрасте формируется готовность воспринимать, оценивать те или иные объекты, ситуации, действия других лиц как угрожающие или враждебные и действовать в их отношении в соответствии с этой оценкой. Установочный характер такого поведения проявляется в том, что оно регулируется не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне: нередко жестокие, агрессивные действия не расцениваются человеком как таковые, а считаются естественными, морально оправданными в результате функционирования механизмов психологической защиты и самореабилитации. Среди лиц, осуждённых за насильственные преступления, практически все имели следующие неблагополучные условия жизни и развития в детстве и подростковом возрасте: нравственная и эмоциональная обстановка большинства родительских семей не обеспечивала ребёнку ровного, спокойного воспитания, формирования у него чувства защищённости и собственного достоинства, веры в жизненные перспективы: 30% отцов были пьяницы, серьёзные ссоры между родителями в 85% семей, а в 40% семей практиковались скандалы с рукоприкладством. Причём во многих семьях существовала противопоставленность группы «мать – ребёнок» отцу. При этом мать, видя в ребёнке союзника в психологической войне с отцом, оправдывала любое поведение сына, в том числе и агрессивное. В условиях существования внутри семьи двух враждебных лагерей ребёнок более легко усваивает навыки агрессивного поведения, так как наблюдение и испытание на себе насилия сочетается с высокой мотивационной готовностью к его использованию, с незамедлительным вознаграждением в виде одобрения со стороны матери, к тому же, благородно выступая на стороне слабой женщины – матери, ограждая её от притязаний пьяного отца, подросток имеет основания считать свои действия морально оправданными, что естественно упрочивает складывающийся стереотип насильственного поведения. Таким образом, существенная роль в формировании навыков насилия принадлежит эмоциональному конфликту между родителями и рано возникающей между отцом и подростком враждебности.