Смекни!
smekni.com

Диагностика ценностно-смысловой сферы студенческой молодёжи (стр. 4 из 5)

Данные бланков отдельной выборки сводились и таблицу 2.2.

Таблица 2.2.

Данные бланков анкетирования отдельной выборки


Вопрос Частота выбора варианта ответа
а б в г д е ж 3 и к л м
1. Что Вам больше всего нравится де­лать в свободное время? 4 16 17 0 3 0 3
2. Какие фильмы Вы предпочитаете смотреть? 6 1 0 2 5 0 3 1 2 0
3. Какие телепере­дачи Вас больше всего интересуют? 0 4 9 3 1 2 15 2 0 —,
4. Какая музыка Вам больше всего нравится? 1 0 5 1 0 7 0 1 3 4 0 0
5. Что Вы обычно читаете в свобод­ное время (помимо учебной програм­мы)? 4 2 11 4 3 9 0 2 7 1 3
6. Что такое, на Ваш взгляд, «здо­ровый образ жиз­ни»? 4 0 3 5 1 0 0 0 3
7. Считаете ли Вы для себя необхо­димым придержи­ваться принципов здорового образа жизни? 14 0 0 2 0 ------
%. Если бы Вы уз­нали, что Ваш друг (подруга) употреб­ляет наркотики, Вы бы: 1 7 8 0 0
9. Считаете ли Вы проституцию при- 1 5 0 6 5 0 1 _ _ _
емлемым способом зарабатывания де­нег?
10. С какого воз­раста, как Вы счи­таете, можно на­чинать половую жизнь? 1 4 2 5 6
11. Как Вы отно­ситесь к проблеме беременности? 0 7 0 11
12. Если бы Вы узнали, что Ваша подруга собирает­ся сделать аборт, Вы бы: 2 4 1 11 0 3 4 0
13. Насколько Вы осведомлены о средствах и спосо­бах безопасного секса? 7 5 2 0 2
14. Чего Вы бои­тесь больше всего в этой жизни? 0 2 5 1 1 0 4 0 0 3
15. Насколько безопасно Вы себя чувствуете? 7 12 1 2 6 0
16. Хотели бы Вы иметь какое-нибудь оружие? Какое? 2 1 3 0 1 3 9 1
17. Какая профес­сия (род занятий) представляется Вам наиболее пре­стижной и достой­ной? 1 0 2 0 1 0 0 0 8 4 0 0
18. Если бы у Вас была возможность выбора, в каком учебном заведении Вы предпочли бы учиться сейчас? 9 1 2 0 2 0 0 0 2
19. Как Вы считае­те, достаточно ли ПТУ готовит Вас к будущей самостоя­тельной жизни? 2 3 6 2 3 0
20. Что или кто яв­ляется для Вас поддержкой и опо­рой в трудную ми­нуту, помогает Вам «справляться с жизнью», с возни­кающими трудно­стями и проблема­ми? 4 6 1 0 0 3 1

Анализ полученных данных. При анализе ответов испытуемых выясни­лось, что ценностные ориентации испытуемых более-менее лежат в плоскости общих ценностных ориентации в разрезе современного общества. Это, возмож­но, объясняется достаточно прочной связью между современными поколениями «отцов» и «детей» — недаром же первое место в вопросе о том, кого испытуе­мые считают наилучшей поддержкой, заняли родители. Низкие (или вообще ну­левые) показатели для «природы», «религии», «искусства», «хобби» могут сви­детельствовать о том, что испытуемые не считают опорой в своей жизни свой внутренний духовный потенциал, ориентируясь на общество («родители» и «друзья»).

О достаточно сильном желании быть «такими, как все» свидетельствует и их выбор престижных профессий — бизнесмен и юрист, в котором они просто пошли вслед за нынешними предпочтениями общества.

Такие же выводы можно сделать и из положительного ответа (причем, практически «хором») на вопрос о необходимости вести здоровый образ жизни. Несмотря на то, что практически все испытуемые назвали это обязательным в своей жизни, реальной основы под эти утверждением немного: об этом можно судить по выбору условий оного здорового образа жизни: немного «не пить»,

немного «правильно питаться», чуть-чуть «заниматься спортом» — и очень ред­ко совмещать эти способы. Следовательно, мы будем недалеки от истины, если сделаем вывод о высокой голословности декларируемого желания здорового об­раза жизни: делать что-то конкретное в этом направлении мало кто реально пока собирается.

В вопросах, касающихся секса, испытуемые проявили относительно тради­
ционные взгляды. Так, большинство из них считает, что секс должен появляться
в жизни не ранее 17 лет; они декларируют осуждение проституции и необходи­
мость бороться с ней, одновременно проявляя свое непонимание сути этого яв­
ления (об этом свидетельствует довольно значительное согласие — 5 из 16, т.е.
практически треть — с утверждением, что «проституция — это способ получить
за собственное удовольствие большие деньги»). •

Почти половина испытуемых заявила о том, что они знают все о способах безопасного секса. Думается, в этой позиции больше желаемого, чем действи­тельного. О некоторой их самонадеянности можно судить из того, что они мало задумываются о некоторых последствиях сексуальной жизни: практически дружное (11 из 16) «проблема беременности меня не волнует» и такие же совпа­дение (11 из 16) ответов о решении подруги сделать аборт как о «ее личном де­ле». Все это может свидетельствовать также и об элементарной неготовности принимать ответственность за последствия своих решений и поступков.

Вместе с тем испытуемые демонстрируют относительное отсутствие стра­хов перед окружающей жизнью. Большинство опасаются реальных (и, увы, дос­таточно распространенных) бед — «сесть на иглу», заразиться СПИДом. (Дис­сонансом выступают 4 ответа о боязни сойти с ума. Это может свидетельство­вать о вероятном развитии невроза.) Одновременно большое число респонден­тов ответили о полном отсутствии страха перед жизнью или о том, что им еще не приходилось сталкиваться с по-настоящему страшными вещами. Однако многие высказали желание иметь при себе оружие — видимо, не для защиты от вероятной опасности, а для чувства большей уверенности в себе.

Итак, мы можем сделать вывод, что происходящие социальные изменения последних лет, связанные с переходом общества от одной модели жизнедеятель­ности к другой, в сознании молодежи пока еще не разрушили стремление к дос­тижению социально-значимых положительных идеалов и ценностей, что подтверждает гипотезу исследования.

Сопоставляя эти данные с моделью личности и системой идеалов и ценно­стей, можно видеть определенную степень расхождения между желаемым и дей­ствительным, что приводит к несогласованности, разорванности сознания и дея­тельности, социального поведения молодежи и ее социальных ожиданий. Моло­дой человек, возможно, желает быть более гуманным, ориентирован на самораз­витие, но жизнь вынуждает его к реализации более жестких и прагматичных форм поведения и социальной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, на основании выше изложенного мы можем сделать определенные выводы. Развитие личности и, в первую очередь, ее духовной сферы связывается с построением ею собственной иерархии ценностей-целей, формируемых под воздействием этнокультурных традиций, а также индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе воспитания и самовоспитания. При этом да­леко не все цели, как жизненные ориентиры, воспринимаемые личностью в про­цессе ее социализации (воспитания в широком смысле этого слова), становятся ценностями для нее. В структуру личностных ценностей, определяющих глав­ную линию поведения, деятельности и общения с людьми, входит та часть усво­енных общественных ценностей, которая принимается и присваивается лично­стью на данном этапе собственного развития. Таким образом, идет процесс «ду­ховного вызревания» личности, то есть освоение нравственных, этических и других идеалов и ценностей.

В результате проведенных экспериментов по выявлению ценностных ори­ентации молодых людей мы можем сделать вывод, что происходящие социаль­ные изменения последних лет, связанные с переходом общества от одной модели жизнедеятельности к другой, в сознании молодежи, в ее смысложизненных цен­ностях пока еще не разрушили стремление к достижению социально-значимых положительных идеалов и ценностей.

Сопоставляя эти данные с моделью личности и системой идеалов и ценно­стей, можно видеть определенную степень расхождения между желаемым и дей­ствительным, что приводит к несогласованности, разорванности сознания и дея­тельности, социального поведения молодежи и ее социальных ожиданий. Моло­дой человек, возможно, желает быть более гуманным, ориентирован на самораз­витие, но жизнь вынуждает его к реализации более жестких и прагматичных форм поведения и социальной деятельности.

Изменение социально статуса во многом определяется ориентацией на дос­тижение ценностей, обеспечивающих, по мнению молодежи, успех в жизни. Ес­ли успех в жизни связывается с такими базовыми жизненными ценностями, как получение образования, развитие своих способностей, то можно ожидать ориен­тации молодых людей на получение высокой квалификации и, связанный с этим, рост социального статуса. В том случае, когда происходит ориентация на день­ги, знакомства, связи и другие внешние факторы, то вряд ли следует ожидать положительной мотивации на освоение высокой квалификации как основы по­вышения своего социального статуса.