Смекни!
smekni.com

Взаимосвязь мотивации достижения к успеху и мотивации к учению в старших классах (стр. 5 из 13)

Однако, становясь старше и пытаясь достичь большей согласованности между своими теоретическими взглядами на человека и своим опытом консультирования реальных людей, Адлер переносит акцент с власти на превосходство и совершенство. Впоследствии он пришел к выводу о том, что жажда власти характерна для невротической личности и является лишь одним из возможных — негативных — вариантов удовлетворения присущего человеку стремле­ния к совершенству. Целью стремления к превосходству, скорее, являются власть над собой и вещами, неудовлет­воренность своими способностями и возможностями, ак­тивное стремление превысить их, достижение полного со­вершенства.

Идеалом развития человеческой личности являет­ся сочетание стремления к совершенству и социально­го интереса или «чувства общности», понимаемого Адлером как способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Лишь через доб­рую волю, а не «волю к власти» человек может реали­зоваться как личность.

С точки зрения позднего Адлера, стремление добиться совершенства - главная движущая сила развития. Процесс совершенствования понимается им следую­щим образом: «Сравнивая себя с недостижимым иде­алом совершенства, человек постоянно преисполняется чувством, что он ниже его, и мотивируется этим чувст­вом». В последние годы жизни Адлер пришел к выводу, что стремление к пре­восходству или к совершенствованию является фунда­ментальным законом человеческой жизни, это «нечто, без чего жизнь человека была бы немыслимой». Стремление к превосходству, или к со­вершенствованию - это фундаментальная человече­ская мотивация, выражающаяся в желании улучшать себя, развивать свои способности, достичь наибольшего из возможного.

Итак, стремление к превосходству — это борьба за самоосуществление, самостановление и совершенство­вание. Описывая стремление к совер­шенству, Адлер говорит: «В каждом психологическом феномене я начал ясно видеть стремление к превос­ходству. Оно идет параллельно физическому росту и представляет неотъемлемую необходимость самой Жизни. Оно лежит в основании разрешения всех жиз­ненных проблем и проявляется в том, как мы реагиру­ем на эти проблемы. Все наши функции следуют его направлением. Они стремятся к победе, безопасности, росту в правильном либо неправильном направлении. Импульс от минуса к плюсу никогда не прекращается. Побуждение двигаться снизу вверх никогда не про­падает. Все те допущения, о которых грезят наши фи­лософы и психологи - самосохранение, принцип удовольствия, стремление к равновесию, - все это не что иное, как попытки выразить величайшее стремле­ние ввысь».

Стремление к превосходству является врожденным и может проявляться различными способами. Разви­вая свою теорию, Адлер предлагает несколько идей отно­сительно источников этого «величайшего стремления ввысь». В частности, он говорит о неполноценности органов, а также генерализованном чувстве неполно­ценности и компенсации. Первоначально Адлер счи­тал, что чувство неполноценности происходит из телесных недостатков. Ребенок с органическими недо­статками пытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной функции; например, ребенок-заика благодаря речевой терапии может стать великим оратором (как Демосфен). Позднее Адлер рас­ширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических, душевных и социальных недостат­ков, как реальных, так и мнимых. Он также полагал, что ощущение собственной неполноценности развива­ется в ребенке из-за часто возникающего у него болез­ненного ощущения своей подчиненности другим людям, толкая его на протяжении всей жизни к преодолению этого чувства несостоятельности, бессилия и малоценности, развитию своих возможностей и стремлению добиться в чем-нибудь совершенства.

В ранний период своей деятельности Адлер полагал, что чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее потребность руководить и подавлять других. Однако впоследствии он пришел к выводу, что «чувства непол­ноценности сами по себе не являются ненормальными. Они - причина всех улучшений в положении челове­чества». К борьбе за личное превосходство приводит преобладание чувства неполноценности или недостаточное развитие со­циального интереса, поскольку в этом случае челове­ку не хватает уверенности в своей способности эффективно функционировать и конструктивно рабо­тать вместе с другими. Похвалы, успехи, престиж ста­новятся более важными, чем конкретные достижения. Однако, не принося обществу ничего реально ценного, фиксируясь на себе, человек неизбежно приходит к чувству поражения и разочарования.

Развивая свою теорию и пытаясь глубже объяснить варианты конструктивного развития тенденции к со­вершенству, Адлер вводит понятие социального инте­реса. Обновленный вариант его теории учитывает, что люди в значительной степени мотивированы соци­альными побуждениями. Врожденный социальный инстинкт побуждает людей отказываться от эгоистич­ных целей ради целей сообщества, подчинять свои лич­ные потребности делу социальной пользы. Адлер ссылается на этот инстинкт как на «барометр нормаль­ности» — нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию других людей.

Выражение стремления к превосходству со време­нем приводит к формированию стиля жизни. Стиль жизни — это система базовых целей, привычек и лич­ностных черт индивида, определяемая как чувством неполноценности, так и свойственными человеку по­пытками компенсации. С точки зрения Адлера, стиль жизни есть сугубо индивидуальная структура, которая прочно закрепляется уже к 4—5-летнему возрасту и впоследствии с трудом поддается каким-либо измене­ниям. Структура каждого человека уникальна, задает рамки для восприятия и упорядочивания жизненного опыта, формируя и направляя поведение человека.

В своих ранних работах Адлер использовал разные термины: «стремление к силе», «мастерство, совершен­ное владение», «господство, могущество, власть». Затем он обратился к терминам «стремление к превосход­ству» и «стремление к совершенствованию». Последние два термина использовались как взаимозаменяемые: совершенствоваться — значит в чем-то превзойти са­мого себя. Эта «великая потребность возвыситься» от минуса до плюса, от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности смело встречать ли­цом к лицу жизненные проблемы присутствует изна­чально у всех людей. Адлер полагал, что это «великое стремление» вперед и вверх универсально и является врожденным, общим для всех людей, в норме и патоло­гии. Но от рождения оно присутствует в виде теоре­тической возможности, а не реальности. Его надо раз­вивать и воспитывать, если человек хочет реализовать свой потенциал. (По Адлеру, этот процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, являющаяся фокусом стремления к превосход­ству. Будучи неясной и не осознанной в детские годы, со временем жизненная цель становится источником мотивации, силой, организующей жизнь человека и при­дающей ей смысл.)

Адлер придавал этой движущей силе (стремлению человека к совершенству) огромное значение. Он пола­гал, что столь универсальная мотивационная тенден­ция принимает конкретную форму в виде стремления к субъективно понимаемой определяющей цели. «Эта <...> цель превосходства стала основным условием нашей жизни. Она придает нам твердость и уверен­ность, формирует наши действия и поведение и руко­водит ими, заставляя наш ум заглядывать вперед и совершенствоваться».

Превосходство как цель может опредметиться двоя­ко, в конструктивном (позитивном) и деструктивном (негативном) направлениях, соответственно как превос­ходство над задачами жизни, над собственной слабостью, своими прошлыми достижениями и как превосходство над другими людьми. Оно может принять форму стрем­ления к росту, развития умений и способностей, работы ради более совершенного способа жизни или же про­явиться в форме борьбы за личное превосходство. Важ­ное условие, обеспечивающее развитие стремления к превосходству в позитивном направлении, — это разви­тый социальный интерес. Человек, обладающий разви­тым социальным интересом, не будет стремиться к вла­сти над другими людьми, удовлетворяя стремление к превосходству через совершенствование своего потен­циала, достижение максимально возможного результа­та в выбранном им деле.

Люди с развитым социальным интересом проявля­ют свое стремление к превосходству в конструктивном направлении, соотнося его с благополучием других лю­дей. Социально полезному типу, который, по Адлеру, яв­ляется воплощением зрелости, присущи высокая степень социального интереса и развитое стремление к превос­ходству (совершенству), основанное на высоком уровне активности. Человек, относящийся к данному типу, осо­знает, что решение трех основных жизненных задач - работы, дружбы и любви — требует сотрудничества, лич­ного мужества и готовности вносить свой вклад в благо­получие других людей.

Напротив, при отсутствии социального интереса че­ловек будет стремиться к достижению личного превос­ходства, используя других людей, манипулируя ими, подавляя их, пытаясь достичь господства над ними. Как указывает Адлер, существует множество способов, с помощью которых человек с отсутствующим соци­альным интересом может стремиться к достижению своих эгоистических целей. Человек может «уйти в болезнь», благодаря чему получать определенные пре­имущества - его неудачам теперь есть оправдание, и он получает право избегать проблем; его возможности контролировать других людей и управлять ими увели­чиваются; он получает помощь и сочувствие других людей. Другой вариант, представляющий собой более слабый вариант предыдущего, - уход в слабость. Та­кой человек будет использовать слезы и жалобы, доби­ваясь от окружающих помощи и поддержки, всячески скрывая при этом свои завышенные цели и желание быть первым любой ценой.