Смекни!
smekni.com

Коррекция агрессивного поведения у дошкольников с помощью технологии игротерапии (стр. 18 из 22)

─ средний уровень – 4 ребенка;

─ низкий уровень – 4 ребенка.

Средние значения после проведения коррекционных занятий:

─ высокий – 5 детей;

─ средний – 7 детей;

─ низкий – 8 детей.

Приложение 7

Сводная таблица диагностических результатов рисуночной методики «Дом-дерево-человек» до и после проведения

коррекционной работы

Таблица 6.

Испытуемые Сумма баллов по шкале агрессивности до проведения коррекционной работы Уровень агрессивности Сумма баллов по шкале агрессивности после проведения коррекционной работы Уровень агрессивности
1 Арсений В. 17 Высокий 16 Высокий
2 Альфия З. 14 Средний 7 Низкий
3 Никита Ф. 11 Средний 6 Низкий
4 Арсен Г. 20 Высокий 17 Высокий
5 Артур К. 19 Высокий 14 Средний
6 Миша К. 17 Высокий 9 Низкий
7 Аня Е. 14 Средний 13 Средний
8 Арина Е. 15 Высокий 13 Средний
9 Катя Р. 12 Средний 7 Низкий
10 Ксюша Щ. 17 Высокий 17 Высокий
11 Регина В. 13 Средний 5 Низкий
12 Алина Ш. 7 Низкий 18 Низкий
13 Аня Ш. 18 Высокий 19 Высокий
14 Ян С. 14 Средний 6 Низкий
15 Влад Б. 19 Высокий 9 Низкий
16 Катя К. 16 Высокий 16 Высокий
17 Лена К. 6 Низкий 7 Низкий
18 Алина Э. 18 Высокий 14 Средний
19 Андрей С. 15 Высокий 16 Высокий
20 Коля Э. 17 Высокий 14 Средний

Нормы значений:

Низкие значения: 0-9 баллов

Средние значения: 10-14 баллов

Высокие значения: 15-20 баллов

Средние значения до проведения коррекционных занятий:

─ высокий – 12 детей;

─ средний – 6 детей;

─ низкий – 2 детей.

Средние значения после проведения коррекционных занятий:

─ высокий – 7 детей;

─ средний – 5 ребенка;

─ низкий – 8 детей.

Приложение 8

Содержание занятий коррекционного этапа технологии социальной коррекции агрессивного поведения детей с помощью игротерапии

I этап работы - ориентировочный.

1-е занятие.

Посвящено знакомству детей друг с другом. Дети са­дятся полукругом на стульчики около ведущего. Всем уча­стникам взрослый предлагает назвать себя любым име­нем, которое сохраняется за ребенком на все время заня­тий. Социальный работник предлагает детям выбрать для себя любое имя или название животного (что имеет коррекционный и диагностический смысл).

Коррекционный смысл состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого «Я» и надеть на себя другую маску. Дети часто выбирают имена друзей, на­звания животных, которые бывают глубоко символичными.

В диагностическом смысле выбор не своего имени — признак неприятия себя. Таким способом у ребенка про­является ощущение собственного неблагополучия. Выбор чужого имени служит указателем желаемого объекта иден­тификации. Педагог также называет себя.

На первом занятии не надо выяснять, почему ребенок назвал себя по-другому, так как это может отпугнуть ре­бенка. Этот вопрос можно обсудить потом.

После такого знакомства ведущий предлагает детям игру «Жмурки». Веселая, азартная, она снимает первоначаль­ную настороженность ребенка. В то же время эта игра - хороший диагностический прием, выявляющий исходный уровень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли, возникающие групповые отношения со­подчинения. Если дети играют активно, т.е. сами выбира­ют водящего, одергивают тех, кто подсказывает, значит, группа действительно активна и взрослый занимает пози­цию пассивного наблюдателя, чтобы быстрее сложилась стихийная групповая структура.

Затем социальный работник предлагает детям игру «Паровозик».

Цель игры: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение стра­хов, сплочение группы, усиление произвольного контро­ля, развитие умения подчиняться требованиям одного.

Ход игры: дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с «вагончи­ками» различные препятствия. Концовка занятия должна быть спокойная и объединяющая. Поэтому можно пред­ложить детям встать в круг («хоровод») и взять друг дру­га за руки. Выбранная форма окончания занятий останет­ся неизменной и превратится в ритуал.

2-е занятие.

1. Приветствие.

2. Беседа.

Цели:

─ раскрытие своего «Я»

─ разгадывание характеров с опорой на художественное изображение.

Дети раскладывают свои автопортреты, выполненные на прошлом занятии. Ведущий предлагает детям сказать что-нибудь хорошее о каждом из рисунков. Если дети испытывают затруднения или высказывают негативную оценку, ведущий помогает исправить положение. После этого на автопортрет ребенка приклеивается «ромашка» с именем ребенка. Психолог говорит: «Теперь наши имена всегда с нами».

3. Игра «Связующая нить»

Цель: формирование чувства близости с другими людьми.

Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку — бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть детей, испытывающих трудности в общении, — у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

4. Игра «Прогулка»

Цель: двигательная и эмоциональная разминка.

Ведущий: «Летний день. Дети гуляют. Пошел дождь. Дети бегут домой. Прибежали они вовремя, началась гроза. Гроза прошла быстро, перестал идти дождь. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам».

В игре используется народная музыка, музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение», П. Христова «Золотые капельки», К. Караваева «Сцена грозы».

5. Игра «Возьми и передай»

Цели: достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

6. Домашнее задание

Дети должны расспросить родителей о своем имени, почему их так назвали. (Может, у кого-то есть «история» его имени, например: девочка родилась светленькой, как солнышко, — назвали Светочкой; или назвали в честь кого-то из родственников, так называют всех первенцев и т.п.).

С окончанием второго занятия первый уровень I этапа технологии социальной коррекции заканчивается. Окончание этого уровня отли­чают три признака: укрепившиеся роли, стереотипные ин­теракции, появление реакций на присутствие ведущего.

Второй уровень I этапа — это этап направленных игр, содержание осознаваемых навыков и действий, которые задаются ведущим. Тем не менее, необходимо включать спонтанные игры на определенное время в каждое заня­тие. Это называется «свободное время». Обычно на него отводится 20 мин в конце занятия.

3-е занятие.

1. Игра «Жмурки».

Цель игры: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход игры: все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь:

— Кот, кот Ананас, Ты лови три года нас! Ты лови три года нас, Не развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

2. Игра «Жучок».

Цель игры: раскрытие групповых отношений.

Ход игры: дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

3. Свободное время.

Предложить детям сюжетно-ролевые и настольные игры.

4. «Хоровод».

Ход игры: дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются. При этом основной акцент делается не на сложившиеся роли, а на устранение неравен­ства и пресечение привилегий.

Есть определенные призна­ки, указывающие на то, что требуемая групповая структура сложилась. Во-первых, водящие начинают чувствовать на­правленную на них агрессию, которая хорошо видна в та­ких играх, как «Крепость» и «Жучок». Во-вторых, возника­ют спонтанные тактильные, ласковые интеракции между членами группы. В-третьих, появилось серьезное, уважи­тельное отношение к ритуалу окончания занятия.

Тогда, когда возникла групповая структура, уравняв­шая детские индивидуальности, можно переходить к следу­ющему, второму, этапу группового курса, в котором большое внимание уделяется индивидуальной работе в форме ро­левых игр и других приемов.

II этап работы — реконструктивный

К началу II этапа ведущему уже видны трудности обще­ния каждого ребенка, а также неадекватные компенсаторные способы поведения каждого. Индивидуальная коррекция происходит тогда, когда ребенок осуществляет новые формы поведения и накапливает но­вый опыт общения. Это становится возможным лишь тог­да, если ребенок удовлетворил свои фрустрированные потребности (они часто служат источниками напряжения и обусловливают неадекватное поведение). Чаще всего это потребность в безопасности и принятии-признании. Фрустрация этих потребностей свойственна почти всем детям с трудностями адаптации. Как правило, потребность в бе­зопасности удовлетворяется на I этапе коррекции, во время направленной игры.