Смекни!
smekni.com

Смысл или бессмысленность жизни. Логотерапия В. Франкла (стр. 2 из 5)

Герой - Мерсо существует как бы за пределами ценностного мира. Он постоянно повторяет - мне все равно.

В другом произведении " Миф о сизифе " Камю пытается найти другой вариант личностного смысла жизни - гуманистически ориентированный. Позиция меняется и он говорит: "Внутри любой системы человек, вглядываясь в водоворот бессмысленности, сам способен создавать новые смыслы. Равнодушие мира к нам мы можем превзойти гордым бунтом против ситуации. " Этот новый вариант понимания смысла жизни развит в его романе "Чума", где он описал доктора, который в ситуации чумы относится к жертвам чумы с любовью и глубокой симпатией, видит смысл своей жизни в помощи этим людям. Камю, начав с позиции нигилизма, пришел к системе личной ответственности и личного смысла.

Самое важное в позиции Камю состоит в том, что человек способен создать свой смысл в жизни, основываясь на смелости, на сопротивлении, на братской солидарности, на любви, и полностью посвятить себя его реализации. Для этого нужно погрузить себя в поток жизни. И способы погружения, создания смысла очень разные. В дальнейшем, я назову основные из них, а перед этим я хочу процитировать В. Франкла: "Предельный и окончательный смысл с необходимостью превышает и превосходит ограниченные интеллектуальные способности человека. Но вместе с этим от человека требуется не способность выдерживать абсурдность жизни, как утверждал Камю, но, скорее, умение выдерживать свою неспособность постичь ее безусловный смысл в рациональных терминах, ЛОГОС глубже, чем логика".

Далее, я опишу ряд способов погружения в поток жизни и обретения или создания индивидуального смысла жизни.

Как я уже говорил в своих ранних статьях, можно условно выделить три шага создания подлинности существования и погружения в в естественный поток жизни:

  1. Полное осознание настоящего момента (Я, ограничения и возможности,)
  2. Выбор как существовать в этом моменте.
  3. Реализация выбора и принятие ответственности за выбор.

Если говорить о содержательном аспекте погружения в поток жизни, создании личного смысла, можно выделить ряд аспектов или способов создания и реализации смысла жизни.

Первый способ нахождения смысла в жизни это АЛЬТРУИЗМ .

Альтруизм как служение другим, участие в благотворительности в наиболее широком смысле слова. Он создает смысл для многих. Это те доктора и добровольцы, что едут спасать людей от различных эпидемий , это и спасатели, да и обычные люди, отдающие свои силы на благо других. Этот смысл просматривается и в работе психолога, мы помогаем не только клиенту, но и его окружению. Глубина этого смысла определяется верой в то, что ты можешь дать нечто полезное кому-то, можешь помочь другому делать его мир лучше.

Другой способ создания смысла, другой источник - САМООТВЕРЖЕННОСТЬ.

Самоотверженность, как посвящение себя чему-то, кому-то: семье, религии, науке, политике, государству ... В самоотверженности есть компонент альтруизма, когда мы жертвуем собой ради кого-то. Самое главное в этом способе нахождения смысла - ориентация от себя во вне, от себя в мир, от себя к другим - самотрансценденция.

Еще один способ придания смысла своей жизни это - ТВОРЧЕСТВО.

Творить нечто новое - это прекрасное противоядие против чувства бессмысленности. Творчеством мы отвечаем на вопрос: " для чего? "

Когда я говорю ТВОРЧЕСТВО, я имею в виду самый широкий смысл этого слова. Здесь - творчество не какой-то особенный акт, на который способны поэты, художники или ученые. Мы можем творить везде, в самых мелочах своей жизни , где угодно мы можем быть творческими .

Любое занятие, любая работа, если мы пытаемся вносить в нее элементы творчества, переводит нас из режима автоматического действия. Именно так мы становимся по-настоящему людьми и перестаем быть автоматами. Ведь именно такой - автоматический режим жизни и работы часто и является источником переживания бессмысленности существования, пустоты жизни .

Очень важная сторона творчества - самораскрытие. Кроме того, творчество связывает нас с другими людьми, избавляя от одиночества. Чаще всего мы творим для кого-то, пусть даже для одного человека.

Иногда на смысл жизни мы можем смотреть через призму ГЕДОНИЗМА - ПОИСКА УДОВОЛЬСТВИЯ.

Здесь смысл жизни будет состоять в стремлении как можно в большей степени заполнить свою жизнь, погрузиться в натуральный ритм жизни, то есть искать удовольствия в самом глубоком смысле этого слова. Вот очень хорошая цитата из одного учебника по гуманистической психологии отражающая суть такого подхода :

Жизнь это подарок, возьми его, разверни его, оцени его, пользуйся им, и радуйся ему.

Это очень старый взгляд на смысл жизни, идущий еще из древней Греции. Согласно ему считается, что стремления человека к удовольствиям совершенно достаточно. Согласно этому строятся планы на будущее, делаются выборы... Эта точка зрения очень живуча и распространена. Живуча именно потому, что она очень гибкая и включает другие системы. Многие люди находят смысл в любви, творчестве, работе именно потому, что все это приносит удовольствие. Даже иногда из этой точки зрения на неприятные вещи можно смотреть как на инвестиции в будущее удовольствие. В теории Фрейда принцип удовольствия подчиняется принципу реальности, потому, что внутренний дискомфорт в будущем приведет к удовольствию.

Другой вариант осмысления жизни, получивший распространение в последние сто лет благодаря развитию гуманистической психологии это - САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ.

Фактически смысл этого термина состоит в посвящении себя - себе. Самоактуализация - аналог термина, который использовал еще Аристотель -
"внутренняя законченность" Это развитие и реализация своего внутреннего потенциала, своих внутренних возможностей. Еще Аристотель говорил, что цель жизни человека достичь зрелости и реализовать все свои возможности.

Современные взгляды на самоактуализацию развил американский психолог, представитель гуманистической психологии А. Маслоу.

Согласно ему каждый человек имеет внутри себя стремление к личностному росту и целостности. Реализация этого стремления подчиняется определенной иерархии потребностей (базовые - физиологические обеспечивающие человеку выживание, потребности в безопасности, любви, идентичности, самооценке, затем самоактуализация).

Тем самым Маслоу пытался ответить на вопросы:

  • Для чего мы живем?
  • Благодаря чему мы живем?

Мы живем благодаря тому, что внутри нас есть ценности, начиная с организмических - врожденных. И если мы достаточно доверяем себе и мудрости своего организма мы можем открыть эти ценности интуитивно. Этот процесс может проходить сам по себе, без помощи учителей и любых социальных структур. И общество, довольно часто, даже мешает этому процессу самореализации . Потому , что очень часто заставляет отказаться человека от своей уникальности и играть различные социальные роли.
Стоит отметить, что эта концепция и иерархия потребностей оспаривается. Многие исследования опровергают ее и ее механистичность.

Естественно, те способы, что я перечислил, далеко не все способы осмысления жизни, каждый может продолжить для себя. Понятно, что очень сложно назвать все возможные пути осмысления жизни, кто может за это взяться? Но стоит знать принципы, а уже конкретное приложение - личное дело каждого.

Но, как видим, существуют две основных формы осмысления жизни:

  • направленность на себя: поиск удовольствий и самореализация.
  • направленность во вне: творчество, альтруизм, самоотверженность.

Каждый человек сам определяет форму и направленность. Одновременно с этим стоит отметить, как говорил известный философ - гуманист Мартин Бубер: Человек имеет смысл более широкий, чем спасение собственной души. Когда мы слишком концентрируем внимание на себе, это мешает настоящему осмыслению жизни. Чем более мы концентрируемся на себе, чем сильнее мы беспокоимся о самоактуализации, тем скорее смысл от нас ускользает. Концентрация на себе мешает более полному осмыслению своей жизни . Как говорит Франкл, в любви главное не свободное выражение себя, а забота о другом человеке .

Причем, здесь есть еще один момент, и очень важный.

Человек может искать, создавать и реализовывать свой личный смысл жизни. Вместе с этим он находится еще и рядом с другими людьми. Возникает вопрос : За чей счет он реализует свой смысл? За счет жены, мужа, детей?. Возникает вопрос: "Не отнимает ли он такую же возможность у тех людей, которые ему близки, у тех, кто рядом с ним. И ответ на этот вопрос очень важен !

Наиболее полно концепция смысла жизни изложена в работах Австрийского психотерапевта Виктора Франкла. Являясь очень философской, она в то же время очень практична и терапевтична.

Сам Виктор Франкл выглядит живым воплощением своей теории. В свои девяносто лет он говорил, что некогда умирать, очень много не сделанного и поэтому он живет и очень активен. Жизнь его была очень сложна, с лагерями и тюрьмами и стоит лишь познакомиться с ней и в его концепцию логотерапии можно просто поверить.

Например, с неизлечимыми больными или старыми людьми обычная психотерапия, какие то техники..., совершенно не подходят. В таких ситуациях человеку нужно как - то быть, а задача психолога - помочь найти какое то другое основание для жизни, все еще продолжающейся жизни, и логотерапия именно это дает.

Она дает принципы, а применение уже дело каждого, но понимание принципов очень важно.

Вообще Франкл был учеником Адлера - другой знаменитости из вены, он был одним из немногих клиницистов медиков, которые вообще начали акцентировать внимание на значении смысла жизни для здоровья человека. Он обратил внимание на влияние отсутствия смысла жизни на психопатологию на развитие психических и соматических расстройств .

Сам термин логотерапия Франкл употребил в 20-х годах. Для Франкла разговор об экзистенциальном отчаянии означает разговор о бессмысленности, а разговор о терапии означает прежде всего разговор о приобретении смысла собственной жизни .