Смекни!
smekni.com

Смысл или бессмысленность жизни. Логотерапия В. Франкла (стр. 3 из 5)

У нас хорошо известна книга " Человек в поисках смысла " К сожалению, это сборник не самых главных статей.

Начиная выстраивать свою концепцию, Франкл критикует Фрейдовский принцип гомеостаза. Согласно этому принципу организм человека постоянно стремиться удержать внутреннее равновесие. С принципом гомеостаза связан принцип удовольствия, он направлен на устранение напряжения, тревоги. В своем чистом виде принцип удовольствия действует в раннем детстве, позже включается принцип реальности, который помогает удержать, либо сублимировать стремление к удовольствию.

По мнению Франкла теория гомеостаза не может объяснить существенных аспектов человеческой жизни. То, что нужно человеку это не только состояние удовлетворенности, не только состояние без напряжения, но, скорее всего, стремление и борьба за важные для себя цели. С другой стороны принцип удовольствия, как мотивирующая сила является и самоуничтожающимся принципом. Потому что, чем больше мы стремимся к удовольствию как таковому, тем скорее оно ускользает из наших рук, как горизонт. Как говорил Франкл - удовольствие может быть лишь побочным продуктом поиска смысла. Когда человек находит и реализует смысл, вот тогда он и получает удовольствие.

Франкл называет логотерапию третьей венской школой.

Первая - психоанализ, вторая - Адлер.

Все эти три школы отражают определенную эволюцию.

Фрейд говорил о принципе удовольствия, который очень важен в детском возрасте.

Адлер говорил о стремлении к силе, к власти которое очень важно в подростковом возрасте.

Франкл же говорит о стремлении к смыслу, которое наиболее важно во взрослом возрасте.

Основу логотерапии составляют три основных принципа.

  1. Жизнь имеет безоговорочный и безусловный смысл.
  2. Каждому человеку свойственно стремление к смыслу, это стремление является основной мотивирующей силой.
  3. Каждый человек свободен в возможности обнаружить свой смысл.

Эти принципы являются ответами на вопросы, которые когда - то встали перед Франклом и другими заключенными в концлагере.

Имеет ли смысл жизнь в лагере, может ли стремление к смыслу помочь выжить заключенному? Свободен ли человек выбрать смысл в условиях лагеря? Какой смысл страдания?

Попытки дать ответ на такие вопросы есть в прозе Шаламова. Попытка осмысления каждого момента жизни в таких условиях, будь то помощь кому - то... помогала выжить, избежать газовой камеры. При всех равных условиях стремление к смыслу разделяло жизнь и смерть. Те, кто терял надежду, смысл - умирали. Те, кто стремился выжить, по разным причинам: соединиться со своими родными, рассказать о том, что было или просто отомстить. Именно смысл жизни помогал им выжить. Человек даже выбирает время, на которое его смысл будет действительным.

Франкл рассказывал, что перед самым освобождением по лагерю ходили слухи, что в определенный день придут американцы и освободят, и все как бы дали себе возможность жить именно до того момента. В тот день никто не пришел и не освободил, В тот день умерло очень много людей. Это показывает, насколько важна для человека надежда и смысл.

Франкл говорит, что в каждый момент, каждый был свободен выбрать отношение к той ситуации, в которую они попали, выбрать установку к тому, что ты не можешь изменить.

Выживали люди, которые вместо вопроса: Почему это случилось со мной, почему судьба столь безжалостна ко мне?, задавали себе вопрос: Что я могу сделать даже в этих условиях? С этого вопроса и начинается путь к смыслу и жизни. Этот вопрос очень помогает в работе с неизлечимыми больными.

В отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Сегодня, не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он теряет себя , он либо хочет того же , чего и другие, либо делает то что другие хотят от него.

СМЫСЛ нельзя придумать, нельзя найти раз и навсегда и для всех.

СМЫСЛ - это всякий раз требование момента, конкретной ситуации, которое всегда адресовано конкретному человеку. И как неповторима каждая отдельная ситуация , так же уникален и каждый отдельный человек и его смысл .

СМЫСЛ - это скорее не качество ситуации а качество восприятия конкретным человеком его конкретной жизненной ситуации.

Каждый день и каждый час предлагают новый смысл, и каждого человека ожидает свой особый смысл. Однако смысл вездесущ. Нет такой ситуации, в которой, нам бы не была предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело. Возможность найти в жизни смысл не зависит от пола, от интеллекта , от уровня образования , от того религиозны мы или нет .

Здесь я хочу предложить вам несколько цитат из книги Виктора Франкла " ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СМЫСЛА".

"" Обращаясь к личному опыту, почерпнутому в концлагерях, я хочу выразить свою убеждённость в том, что жизнь имеет смысл и в таком случае этот смысл не зависит от её продолжительности, либо она не имеет смысла, и в таком случае было бы бесцельным продолжать её. Коротко: Если человек знает зачем, он выдержит любое как"".

"" В любом серьёзном деле возможность ошибки не избавляет человека от необходимости пытаться "".

"" Если я не сделаю этого - кто сделает? И если я не сделаю этого прямо сейчас - то когда же мне это сделать? Но если я сделаю это только для себя самого - то кто я? ""

Логотерапия - психотерапия смысла.

Отвечая на вопрос: "Что мы можем сделать для человека?", мы можем ответить - помочь ему, и это очень важно.

В Логотерапии большое значение уделяется нахождению смысла в настоящем и потенциального смысла в будущем.

Логотерапия рассматривает человека в трех неразделимых измерениях:

  • физическом,
  • психологическом,
  • духовном.

Вообще выдвижение духа как источника здоровье явилось в свое время достаточно новым в медицине, оно новое и для современной медицины. Логотерапия высказывается категорически против сведения человека только к телу и психике .

Франкл говорит, что если было бы так, то мы должны рассматривать Достоевского только как эпилептика, а Вангога как шизофреника ...

Введение духовного измерения позволяет нам понимать людей вообще и каждого отдельного человека в частности гораздо глубже и полнее. Эта позиция позволяет рассматривать человека как другого, а не как больного, с больной психикой...

Каждый из уровней задает свои границы свободы. Каждый новый уровень позволяет расширить эти границы и превзойти ограничения и обусловленность предыдущего уровня.

Духовный уровень жизни позволяет превзойти ролевое поведение и, как альтернативу, предполагает свободный и ответственный, осознанный и аутентичный способ жизни. Один из способов выйти на этот уровень - дезидентификация, то, что на востоке называется - избавиться от привязанностей в самом глубоком смысле этого слова.

Сразу стоит отметить, что уровень консультирования зависит от уровня консультанта. Если вам посчастливится и вашим консультантом будет Будда, вы в процессе взаимодействия сможете получить максимальное духовное развитие - просветление. И это не шутка.

Если консультант будет свободен от влипания в разнообразные роли, только тогда он сможет помочь человеку выйти на духовный уровень. Если консультант будет привязан к какой либо роли, - все, что он может дать вам - это заменить одну роль на другую, один способ манипулирования на другой - профессиональный. Поэтому клиенты, с которыми работают по методу Фрейда, становятся фрейдизированными, а ребенок взрослый и родитель существуют в голове у тех, кто хорошо знаком с Берном ...

Целая армия консультантов имеет модель того, что они делают, и как все должно происходить. Как я уже говорил, консультант должен иметь представление о техниках и технологиях, вместе с этим должен уметь проскользнуть в щель между теориями и увидеть реальность, вступить в подлинный контакт с подлинным человеком... Такой опыт бывает совершенно потрясающим для клиента и дает возможность сориентироваться в каком направлении ему двигаться. И здесь я хочу привести слова Гордона Алпорта: Пока я буду озабочен тем, чтобы быть врачом, мне необходим пациент. Как только пациент перестанет вести себя как положено пациенту, я прекращаю работать с ним, потому что он не дает мне то, в чем я нуждаюсь в роли врача.

Результат сознательного освобождения от ролей - осознание своей сущности и своих возможностей. Есть направления в психологии, где практикуется полное освобождение от ЭГО, так называемое второе рождение, где человек проходит через фазу смерти ЭГО и затем возрождается в виде духовной сущности. Например, в Индии люди, встретившись вместо "Здравствуйте" и "До свидания" говорят то, что напоминает человеку о том, что он есть в своей сути. Они говорят: "Я почитаю Атмана, который внутри тебя, я почитаю свет, который внутри тебя". Это означает, что человек воспринимает в другом то место, в котором ОН ЕСТЬ, то, что находится за пределами всех ролей и индивидуальных различий.

До последнего времени психология и психотерапия уделяла слишком мало внимания духовной сущности человека. Как говорит Франкл: целью терапии должна быть актуализация предельных возможностей человека, реализация его латентных ценностей соответственно афоризму Гете, который может быть принят как максима психотерапии: "Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их хуже. Если же мы трактуем их, как если бы они были таковы, какими они должны быть, мы помогаем им стать такими, какими они способны стать". С этими словами можно спорить, но в них есть большая доля истины и один очень важный момент.