Смекни!
smekni.com

Теоретические основыв поведенческой психотерапии (стр. 2 из 4)

2) не ставится задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств личности;

3) позитивное терапевтическое отношение — необходимое, но недостаточное условие эффективной психотерапии;

4) жалобы пациента принимаются как значимый материал, на котором терапия фокусируется, а не как симптомы лежащей за ними проблемы;

5) пациент и психотерапевт договариваются о специфических целях терапии, понимаемых таким образом, что и пациент, и психотерапевт знают, когда и как эти цели могут быть достигнуты.

Поведенческая психотерапия - развивающееся направление в психотерапии. Начав с теорий научения, построенных по схеме «стимул— реакция», она использует далее когнитивные и социальные теории научения, а в последние годы пытается опереться также на теории переработки информации, коммуникации и даже теории больших систем.

Поведенческая терапия существенно отличается как от фрейдистской психодинамической модели, которая главенствовала в психотерапии в XX веке, так и от гуманистической модели К. Роджерса. Поведенческая модель была создана в лабораторных условиях, и ее методическая стратегия продолжает придерживаться научной точности, тщательных измерений и контролируемого манипулирования наблюдаемыми событиями.


2.Базисные подходы поведенческой психотерапии

К современной поведенческой терапии относятся следующие подходы:

1. прикладной анализ поведения;

2. необихевиоральная медиаторная модель «стимул-реакция»;

3. теория социального научения;

4. когнитивная модификация поведения.

По сути, эти четыре подхода различаются ничем иным, как степенью использования когнитивных концепций и методов. На одном крае континуума - прикладной анализ поведения, фокусирующийся исключительно на наблюдаемом поведении и игнорирующий какие бы то ни было опосредующие когнитивные процессы. На другом - теория социального научения и когнитивная модификация поведения, в существенной степени, опирающиеся на когнитивные теории.

Прикладной анализ поведения. Этот подход является непосредственным продолжением радикального бихевиоризма Б. Скиннера. В его основе лежат представления об оперантном обусловливании, согласно которым поведение есть функция своих последствий. Соответственно, терапевтические методы направлены на изменение связей между наблюдаемым поведением и его последствиями. Прикладной анализ поведения использует методы, основанные на подкреплении, наказании, угасании (extinction), контроле стимулов и других механизмах, которые были выявлены в ходе лабораторных исследований. Когнитивные процессы считаются внутренними событиями (private events) и отнюдь не адекватным объектом для научного анализа. Еще одной отличительной чертой прикладного анализа поведения является методология оценки эффективности терапии. Ее фокус - интенсивное исследование индивида.

Необихевиоральная медиаторная модель «стимул-реакция». Этот подход характеризует применение принципов классического обусловливания и обусловленного избегания (avoidance conditioning). Он ведет свое происхождение от теорий научения И.П. Павлова, К. Халла и Н. Миллера и. др. В отличие от оперантного подхода, модель «стимул-реакция» является медиаторной - в ней представлены промежуточные переменные и гипотетические конструкты. Примером роли промежуточных факторов в этом подходе может служить тревога - переменная, имеющая огромное значение в этом подходе. Обе наиболее тесно связанные с данной моделью терапевтические техники, - систематической десенсибилизации и «наводнения», - направлены на угасание глубинной тревоги, которая, как считается, служит топливом для поддержания фобических расстройств. Интегральная часть этого подхода - работа с внутренними событиями, особенно с образами, которая осуществляется, в частности, посредством систематической десенсибилизации и техник скрытого (covert) обусловливания, таких, как скрытая сенсибилизация. Все эти методы исходят из одной предпосылки, что не только действия, но и внутренние процессы подчиняются законам научения.

Теория социального научения. Этот терапевтический подход опирается на теорию, согласно которой поведение управляется тремя отдельными, но взаимодействующими регулирующими системами (А. Бандура):

а) внешние стимулирующие события,

б) внешнее подкрепление,

в) промежуточные когнитивные процессы.

Согласно данному подходу, влияние средовых событий на поведение в большой степени зависит от когнитивных процессов, определяющих, каким именно средовым факторам уделяется внимание и как интерпретируются индивидом. Теория социального научения основана на модели обоюдного детерминизма (reciprocal determinism) каузальных процессов человеческого поведения. Согласно данной модели, психологическое функционирование включает в себя взаимодействие между тремя перекрывающимися наборами влияющих факторов - поведением, когнитивными процессами и средовыми влияниями. А. Бандура формулирует это следующим образом: «Личностные и средовые факторы действуют отнюдь не как независимые детерминанты; напротив, они взаимно детерминируют друг друга. Индивиды также не могут рассматриваться независимо от их собственного поведения. Именно посредством своих действий люди преимущественно создают средовые условия, в свою очередь, влияющие на их поведение. Порождаемый поведением опыт также отчасти определяет, что индивид думает, ожидает и может делать, и это, в свою очередь, влияет на его последующее поведение».

В теории социального научения агентом изменений является личность, в ней акцентируется человеческая способность к целенаправленному изменению поведения.

Когнитивная модификация поведения. Этот четвертый подход охватывает ряд разнообразных методов, некоторые из которых были разработаны вне основного русла поведенческой терапии. Наиболее характерные для когнитивной модификации поведения техники получили название когнитивной реконструкции. Одна из форм когнитивной реконструкции - рационально-эмотивная терапия А. Эллиса. Базисное предположение данного подхода заключается в том, что психологическое расстройство вызывается не самим опытом, или переживанием, а тем, как личность интерпретирует этот опыт. Терапия состоит в убеждении и аргументировании, направленных на изменение иррациональных идей. Кроме того, для модификации ошибочных представлений и интерпретаций важных жизненных событий используются конкретные поведенческие задачи.

Таким образом, хотя четыре вышеописанных подхода к поведенческой терапии на практике нередко обнаруживают концептуальные различия, это не мешает поведенческим терапевтам придерживаться единого мнения по поводу определенного набора базисных предпосылок. Две главные из них – во-первых, представление о человеческом поведении как о результате научения, в корне отличное от традиционных интрапсихических, психодинамических или квазимедицинских представлений о психической патологии и, во-вторых, приверженность научному методу.


3.Общие характеристики поведенческой психотерапии

Поведенческую терапию характеризуют два основных положения, которые отличают ее от других терапевтических подходов. Первое положение: в основе поведенческой терапии лежит модель научения человеческого поведения — психологическая, которая фундаментально отличается от психодинамической — квазинозологической — модели психического заболевания. Второе положение: приверженность научному методу.

Из этих двух основных положений вытекают следующие.

1. Многие случаи патологического поведения, которые прежде рассматривались как болезни или как симптомы болезни, с точки зрения поведенческой терапии представляют собой непатологические «проблемы жизни». К таким проблемам относятся прежде всего тревожные реакции, сексуальные отклонения, расстройства поведения.

2. Патологическое поведение является в основном приобретенным и поддерживается теми же способами, что и нормальное поведение. Его можно лечить, применяя поведенческие процедуры.

3. Поведенческая диагностика в большей степени сосредоточивается на детерминантах настоящего поведения, чем на анализе прошлой жизни. Отличительным признаком поведенческой диагностики является ее специфичность: человека можно лучше понять, описать и оценить по тому, что он делает в конкретной ситуации.

4. Лечение требует предварительного анализа проблемы, выделения в ней отдельных компонентов. Затем эти специфические компоненты подвергаются систематическому воздействию поведенческих процедур.

5. Стратегии лечения разрабатываются индивидуально к различным проблемам у различных индивидов.

6. Понимание происхождения психологической проблемы (психогенеза) необязательно для осуществления поведенческих изменений: успех в изменении проблемного поведения не подразумевает знания его этиологии.

7. Поведенческая терапия основана на научном подходе. Это значит, во-первых, что она отталкивается от ясной концептуальной основы, которая может быть проверена экспериментально; во-вторых, терапия согласуется с содержанием и методом экспериментально-клинической психологии; в-третьих, используемые техники можно описать с достаточной точностью для того, чтобы измерить их объективно или чтобы повторить их; в-четвертых, терапевтические методы и концепции можно оценить экспериментально.

Поведенческая терапия стремится к тому, чтобы в результате лечения пациент приобрел так называемый коррективный опыт научения. Коррективный опыт научения предполагает приобретение новых умений совладания (копинг-умений), повышение коммуникативной компетентности, преодоление дезадаптивных стереотипов и деструктивных эмоциональных конфликтов. В современной поведенческой терапии этот коррективный опыт научения вызывает большие изменения в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах функционирования, а не ограничивается модификацией узкого диапазона паттернов ответных реакций в открытом поведении.