Смекни!
smekni.com

Консультирование в кризисной службе (стр. 5 из 10)

4. Оценка ресурсов Это важно как при оценке суицидального потенциала, так и для того, чтобы помочь абоненту составить план действий. У абонента есть как внутренние, так и внешние ресурсы. Что следует сделать абоненту, чтобы обрести силы пережить кризис? Внутренние ресурсы: работнику следует спросить, случалось ли подобное ранее и как абонент справился? Что помогло? Внешние ресурсы: могут ли помочь церковь, семья, друзья, по мнению абонента? Если нет, не считайте их ресурсами. Сделайте акцент на помощь службы как ресурса. Усильте развитие других ресурсов. Если система внешних ресурсов слаба или не существует, подключите дополнительную помощь, устройте групповую телефонную консультацию (если возможно).

5. Мобилизация ресурсов - направлений. Поинтересуйтесь, что собирается абонент сделать в данный момент. Что он готов сделать? В зависимости от природы разговора (высока летальность или нет) Вам следует решить, куда направить Ваши усилия. Если абонент не нуждается в прямом вмешательстве, вы можете помогать абоненту переживать кризис и заботиться о нем. Помните: не давайте советов и не принуждайте абонента принять Вашу помощь. Ваша работа - помочь в выдвижении альтернатив. Обратитесь за помощью, в случае необходимости, и, если абоненту совсем плохо, спросите, что он чувствует. Если абонент согласен, что дополнительная помощь может помочь, созовите телефонную консультацию и действуйте сообща. Напомните абоненту, что вы все переживаете за него и убедите позвонить вам снова. Если вас просят перезвонить, тоже соглашайтесь.

29. Диагностика суицидального риска

1) шкала безнадежности (Бэк)

2) шкала депрессии (Бэк)

3) метод-сигнал (Зотов)

4) опросник Айзенка

5) признаки (поведенческие, вербальные, эмоциональные)

30. Психологическое сопровождение и профилактика суицида

Первичная профилактика – предотвращение суицидального поведения у человека

Вторичная – помощь человеку после первичного суицида

Основные направления первичной профилактики

1) Информирование населения о существующих методах психолого-медицинской помощи

2) Организация специализированных суицидальных служб

3) Обучение работников с населением, специалистов распознавать суицидальные тенденции

4) Контроль за характером сообщений о суицидах в СМИ

5) Ограничение доступа населения к средствам суицида

31. Характеристика кризисной ситуации насилия.

1. Семья подвержена периодам усиления внутреннего и внешнего стресса, что нарушает нормальный жизненный цикл и привычное состояние баланса с окружающей средой. Такие ситуации обычно вызываются неким травмирующим событием, которое может быть как внешним ударом, так и внутренним все более усиливающимся напряжением. Со¬бытие может быть единичным катастрофическим происшествием или серией небольших , которые обладают кумулятивным эффектом.

2. Воздействие травмирующего события нарушает баланс семьи и ставит ее члена в уязвимое положение, что находит проявление в усилении напряжения и беспокойства, им предпринимается попытка использовать собственные привычные методы решения проблем. Если это не помогает и беспокойство усиливается, то мобилизуются ранее не использовавшиеся резервные методы преодоления. Однако, если проблема и после этого сохраняется и ее невозможно решить, уклониться от ее решения или переформулировать, напряжение продолжает возрастать до предела.

3. В этот момент какой-нибудь катализирующий фактор может стать «последней каплей» приводящей индивида в состояние активного кризиса, сопровождающегося дез¬организацией и прекращением сопротивления.

4. Кризисная ситуация вызывает соответствующую эмоциональную реакцию, которая отражает субъективную значимость события для индивида. Угроза влечет за собой усиливающееся состояние беспокойства; «потеря себя» усиливает изначальные ощущения депрессии, депривации и скорби; в то же время постановка задачи выживания вызывает умеренное возрастание беспокойства плюс пробуждение надежды и ожидания, стимулируя таким образом новые усилия для решения проблемы.

5. Хотя кризисная ситуация не является ни болезнью, ни патологией и отражает реальную борьбу индивида с текущей стрессовой ситуацией, она может оказаться связанной с ранее неразрешенными конфликтами между личностью и другим членом семьи, по¬рождая в результате неадекватную реакцию (провоцирование акта насилия по отношению к себе).

6. Каждая специфическая кризисная ситуация (человек стал жертвой домашнего насилия или утратил родного человека) влечет за собой специфическую последовательность состояний, которые можно научно предсказать и контролировать. При шоковом кризисе внезапный катаклизм в социальном окружении — неожиданная смерть супруга или насилие — может выявить сильную эмоциональную реакцию, которая подавляет адаптивные механизмы индивида. Поскольку событие происходит неожиданно и человек обычно не имеет времени подготовиться к страшному удару, он может впасть в эмоциональный шок и «чахнет». При истощающем кризисе человек сначала эффективно справляется с серией отдельных или связанных со стрессом событий, следующих одно за другим. Но в конце концов сопротивление ослабевает, и человек может дойти до точки, когда уже не имеет достаточных сил и ресурсов — внешних и внутренних — для того, чтобы справиться с кумулятивным эффектом после¬дующих ударов. Состояние острого кризиса неизбежно, человек смиряется, объясняя произошедшее с ним судьбою или ищет вину в себе. Данная теория страдает субъективизмом и отсутствием четкого разделения ситуации кризиса для объекта и субъекта насилия.

32. Виды насилия

1) физическое

2) психологическое

3) сексуальное

4) недостаточное поведение с ребенком (гипоопека / гиперопека)

33. Закономерности развития ситуации насилия в семье.

Закономерности развития насилия

Для насилия, как процесса отношений, характерна повторяемость (цикличность).

1. Напряжение – отдельные вспышки оскорбления. Девушка обычно реагирует спокойно, стараясь разрядить обстановку. Оба партнера могут оправдывать свое поведение. Но с ростом напряжения способность урегулировать отношения становится все слабее.

2. Острое насилие – выплеск напряжения в самой негативной форме.

3. «Медовый месяц», когда агрессор испытывает чувство вины, которое он старается искупить через подарки, цветы и т.д. Жертва чувствует, что она любима, в центре внимания, ее «носят на руках». Ее мысли о насилии – «это случайность, которая не повторится». Но проходит некоторый отрезок жизни, и в отношениях снова нарастает напряженность, которая разрешается новым актом насилия.

34. Психологическая помощь пострадавшим от физического насилия в семье.

Последствия физического насилия в семье могут быть самыми разными: от незначительных и практически не оказавших влияние на развитие личности до грубых нарушений, включая психопатологию, саморазрушающее и асоциальное поведение. Это определяется многими факторами, в том числе особенностями ребенка, его возрастом, характером отношений с наказывающим родителем, силой и способом наказаний.

Прямыми психологическими последствиями насилия, с которыми мы сталкивались в своей работе, являлись выраженные негативные эмоции: страх, тревога, растерянность, беспокойство. Пролонгированные последствия жестокого обращения в детстве, в основном, выражаются в задержке психофизического развития, появлении различной неврозоподобной симптоматики: расстройствах сна, аппетита. У многих детей, которых физически наказывали, появлялся энурез, энкопрез, различные тики, ночные страхи и т.п. Подростки склонны давать отчетливые протестные реакции на наказания родителей, типичны также уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях, иногда суицидальное поведение.

Довольно часто девочки, выросшие в семьях, где практиковались физические наказания со стороны отцов, находят себе партнеров, которые склонны решать проблемы с применением физической силы. Насилие имеет тенденцию воспроизводиться в следующих поколениях, нередко принимая более грубые формы.

Для минимизации психологических последствий пережитого насилия недостаточно того, чтобы ребенка только перестали бить, важно оказывать ему психологическую помощь для отработки травматических переживаний.

Можно выделить несколько существенных составляющих такой работы:

- Преодоление недоверия: дети часто неохотно вступают в контакт. Ребенок, подвергавшийся или подвергающийся физическому насилию дома, может, как искать помощи у других взрослых, так и избегать взаимодействия с ними, испытывая недоверие к возможностям окружающих защитить его, боясь ухудшить положение других членов семьи, стыдясь происходящего, опасаясь того, что специалист тоже может обвинить его, например, в плохом поведении. Такие переживания могут затруднять формирование психотерапевтических отношений между психологом и ребенком.

- Помощь в отреагировании. Физическое насилие провоцирует большое количество негативных эмоций, в частности, боль, обиду, страх, гнев и вину. Для того чтобы ребенок не остался один на один с этими переживаниями и мог отреагировать эти чувства, он должен иметь возможность рассказывать о ситуации насилия. При этом многие дети могут испытывать сложности, связанные с амбивалентным отношением к члену семьи, со стороны которого они пережили или переживают насилие (любовь-ненависть); чувство вины за собственные поступки в тех или иных ситуациях и т.п. Эти переживания могут препятствовать спонтанному рассказу, поэтому важно спрашивать о том, что происходило с ребенком, чего часто не делают специалисты, боясь вызвать негативные реакции у ребенка и нанести ему повторную травму. Маленькие дети, не обладающие способностью достаточно вербализовывать переживания, имеют возможность отреагировать отрицательные эмоции в игре, при рисовании, лепке.