Смекни!
smekni.com

Реабилитационные возможности театрального искусства (стр. 7 из 7)

Заключение

Не всегда получается заглянуть во внутренний мир человека, понять причину его беспокойства, а терапия с помощью творческой деятельности наиболее эффективно помогает в этом. Люди, которым сложно словесно выражать свои эмоции, чувства, переживания с легкостью могут перенести их на бумагу или проиграть на сцене. Драматерапия — не просто способ рассмотрения человеческих проблем и противоречий посредством их “отреагирования” в сценической игре. Драматерапия всегда предполагает активность, и это является предпосылкой изменения личности. Ее эффективность связана с предполагаемым изображением реальных действий. Драматическая форма помогает ощутить реальность происходящего и сфокусировать на нем свое внимание, из-за чего изображаемые жизненные события приобретают особую яркость. Новое ощущение своего “я” становится более устойчивым благодаря непосредственному участию членов группы в определенных совместных действиях. В работе с детьми драматерапия позволяет решать в игровой форме множество задач, связанных с двигательным и когнитивным развитием. Занятия драматерапией может способствовать тому, чтобы застенчивые дети лучше адаптировались в коллективе, почувствовали себя увереннее, проявляли себя. На мой взгляд, дети, которые хотя бы один раз выступали на сцене, проигрывали какие-то роли или же просто демонстрировали свои умения, отличаются большей уверенностью, легкостью в общении. Оценка выступления зрителями в виде бурных аплодисментов, безусловно, влияет на самооценку детей. Так же ребенок в этом видит некую поддержку, одобрение, что так же немало важно в развитии его личности. Дети становятся более раскованными и уверенными в общении.

Я исследовала самооценку детей, а также уровень их межличностного общения до и после драматерапевтического процесса. В ходе исследования с детьми проводились различные игры, проигрывались этюды на различные темы. В конце работы дети участвовали в конкурсе «Мистер и Мисс Весна», где им представилась возможность выступать на сцене перед зрителями, получить огромное удовольствие, зарядиться энергией. После чего методика было проведена повторно, по результатам которой можно заключить, что гипотеза подтвердилась.

Список использованной литературы:

1. Андерсен-Уоррен М., Р. Грейнджер Драматерапия. – М., 2002.

2. Кипнис, М. Драматерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. –СПб., 2002.

3. Митчелл, Стив Драматерапия. Практические исследования. / С. Митчелл.- М.,2002.

4. Копытин, А.И. Основы арт-терапии. / А.И. Копытин. - Спб., 1999.

5. Ильина, М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб., 2006.

6. Догваль, М.П.- Арттерапия в работе с детьми. – М., 2008.

7. Колошина, Т.Ю. - Драматерапия и сценическая пластика. – М., 2008.

8. Бурлакова, Н.С., Олешкевич, В.И. - Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. - М., 2001

9. http://home.damotvet.ru/parenting/544650.htm автор Гущина Е.А.

10.Кажарская С.Г. Комплекс развивающих занятий. – М., 2008г

Приложение 1

Проводимая коррекционная работа

На протяжении всей работы с детьми проводились различные ролевые игры, в которых они могли проявить свою фантазию, мышление, смекалку. В основном это подвижные активные игры, где участвуют все дети. Занятия проводились в просторном классе, парты стояли полукругом, так детям было лучше видно друг друга. Вот некоторые из проведенных игр и этюдов:

Игра «Страшный зверь»

Цель: коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Ведущий читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь».

Прямо в комнатную дверь

Проникает страшный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся,

У него горят зрачки-

Испугаться хочется!

Хищный глаз косится,

Шерсть на нем лоснится…

Может это львица?

Может быть, волчица?

Глупый мальчик крикнул: «Рысь!!»

Храбрый мальчик крикнул:

- Брысь!!

Дети, получившие роли кошки, глупого и храброго мальчика, действуют согласно тексту. (Модификация игры: подключаются все дети – вместе изображают персонажей стихотворения.)[21]

Игра «Сказочная шкатулка».

Цель: Формирование положительной «Я»-концепции, уверенности в себе, самопринятия.

Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите, какие они, чем они вам нравятся Опишите, как они выглядят, что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев. Покажите, как они ходят, танцуют, веселится и т. д.». [22]

Так же с детьми разыгрывались различные этюды. Цель которых помочь ребенку эмоционально раскрыться, научится передавать свои эмоции с помощью мимики и жестов.

Этюд «Шарик».

Цель: Развитие взаимоотношений детей, сочувствия, умения прийти на помощь.

Ведущий читает стихотворение В. Томилиной «Шарик»:

На веревочке у Вари

Красный шарик с петушком.

Ой, какой красивый шарик!

Все мечтают о таком.

Но поднялся ветер вдруг

Шарик выхватил из рук!

Улетает красный шарик

Высоко под облака.

Чуть не плачет наша Варя:

Очень жаль ей петушка.

Подошла к подружке Таня,

Стала Варю утешать:

— Шарик твой мы не достанем,

Так давай с моим играть!

Зайчик беленький на нем,

Будем с ним играть вдвоём!

После чтения дети отвечают на вопросы: какие чувства переживают девочки? Какие добрые качества у них проявляются? Как игрушка влияет на развитие отношений между девочками? И разыгрывают этюд по ролям.[23]

Этюд «Два друга»

Цели: Сопоставление различных черт характера; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое; коррекция сферы ребенка.

Дети слушают в исполнении взрослого стихотворение Т. Волиной «Два друга».

Пришли два юных друга на речку загорать.

Один решил купаться — стал плавать и нырять.

Другой сидит на камушке и смотрит на волну,

И плавать опасается: «А вдруг я утону?»

Пошли два юных друга кататься на коньках.

Один стрелою мчится — румянец на щеках!

Другой стоит растерянный у друга на виду.

«Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!»

Гроза дружков застала однажды на лугу.

Один пробежку сделал — согрелся на бегу.

Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:

Лежит под одеялами — «Кха-кха!.. Апчхи!»

Дети оценивают поведение обоих ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети его иллюстрируют.[24]

В заключение всей работы дети принимали участие в конкурсе «Мистер и Мисс Весна». Там ребята смогли проявить себя на сцене, показать свои таланты, прочувствовали на себе поддержку со стороны зала. Каждый из них с радостью читал стихи, танцевал, проигрывал ситуации.

После чего методика «Смешные человечки» была проведена снова. В ходе интерпретации результатов по рисунку каждого ребенка была написана характеристика. И в результате получилось, что самооценка у семи из десяти детей повысилась, а у трех осталась на прежнем уровне. Следовательно гипотеза о том, что занятия драматерапией способствуют повышению самооценки у ребенка, а так же способствует снятию напряжения межличностного общения.

Приложение 2


[1] Кипнис, М. Драматерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. – СПб., 2002. с. 65

[2] Кипнис, М. Драматерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. –СПб., 2002. с. 67

[3] М. Андерсен-Уоррен, Р. Грейнджер – Драматерапия – М., 2002. с 23

[4] Колошина Т.Ю. Драматерапия и сценическая пластика. – М., 2008. с. 80

[5] Колошина Т.Ю. - Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с 83

[6] М. Андерсен-Уоррен, Р. Грейнджер – Драматерапия – М., 2002. с 45

[7] Колошина Т.Ю -- Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с. 94

[8] Колошина Т.Ю. - Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с. 107

[9] Колошина Т.Ю. -- Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с 109

[10] Догваль М.П.- Арттерапия в работе с детьми. – М., 2008. с 57

[11] Догваль М.П.- Арттерапия в работе с детьми. – М., 2008.с. 60

[12] Колошина Т.Ю. - Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с. 125

[13] Колошина Т.Ю. - Драматерапия и сценическая пластика – М., 2008. с. 127

[14] Догваль М.П.-- Арттерапия в работе с детьми. – М., 2008.с 93

[15] http://home.damotvet.ru/parenting/544650.htm, автор: Гущина Е. А.,

[16] Психологический словарь, 1990г.

[17] Психологический словарь, 1990г.

[18] Бурлакова, Н.С., Олешкевич, В.И. -- Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка.-- М., 2001. с. 34

[19] Бурлакова, Н.С., Олешкевич, В.И. -- Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка.-- М., 2001. с. 35

[20] Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. – СПб., 2006. с. 43

[21] Кажарская С.Г. Комплекс развивающих занятий. – М., 2008г. с. 54

[22] Кажарская С.Г. Комплекс развивающих занятий. – М., 2008г. с. 59

[23] Кажарская С.Г. Комплекс развивающих занятий. – М., 2008г. с. 64

[24] Кажарская С.Г. Комплекс развивающих занятий. – М., 2008г. с. 71