Смекни!
smekni.com

Взаимосвязь агрессии и интеллекта у девиантных подростков (стр. 7 из 13)

Все две используемые нами методики проводились на выборке, состоящей из 10 человек, в возрасте 15 лет, 6 юношей и 4 девушек. В процессе проведения методики, – «Прогрессивные матрицы Равена», в контексте строго регламентированного времени, а именно 20 минут, группе обследуемых лиц были представлены 60 таблиц, разделенных на 5 серий(см. Приложение 1), связанных между собой определенной зависимостью. В каждой таблице представлен рисунок и недостающая фигура. Задача испытуемого – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе (см. Приложение 2) указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии. В серии А – использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В – построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С – построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D – построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента.

В соответствии с суммой полученных баллов степень развития интеллекта испытуемого можно определить двумя способами:

· на основании процентной шкалы; (см. Приложение 3)

· перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого и оценки уровня интеллекта по шкале перевода баллов в IQ(см. Приложение 4).

По итогам проведения методики «Прогрессивные матрицы Равена», мы получили следующие результаты, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Интеллектуальный уровень испытуемых

Номер испытуемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Интеллектуальный уровень

65%

75%

58%

60%

85%

70%

43%

55%

45%

58%

Коэффициент интеллиекта IQ

94

99

83

90

114

97

76

86

75

83

Пользуясь процентной шкалой интерпретации результатов (см. Приложение 3) и таблицей перевода баллов в IQ (см. приложение 4), можно сделать заключение по проведению данной методики, которое представлено в таблице 2.

Таблица 2. Степень и уровень развития интеллекта

Номер испытуемого

Степень развития интеллекта

Уровень развития интеллекта IQ

1

средний уровень развития интеллекта

средний интеллект

2

незаурядный уровень развития интеллекта интеллект

средний интеллект

3

средний уровень развития интеллекта

слабый, ниже среднего интеллект

4

средний уровень развития интеллекта

средний интеллект

5

незаурядный уровень развития интеллекта интеллект

нормальный выше среднего интеллект

6

средний уровень развития интеллекта

средний интеллект

7

средний уровень развития интеллекта

небольшая степень слабоумия

8

средний уровень развития интеллекта

слабый, ниже среднего интеллект

9

средний уровень развития интеллекта

небольшая степень слабоумия

10

средний уровень развития интеллекта

слабый, ниже среднего интеллект

Для более доступного восприятия результатов, данные представлены графически (см. рис. 1) Рисунок 1. Распределение уровня интеллекта респондентов
Анализируя полученные результаты, можно сказать, что основным по выборке является средний уровень развития интеллекта, лишь у респондента под номером 2 отмечен незаурядный уровень развития. Уровень немного ниже среднего замечен у респондентов под номерами 7 и 9.Второй этап исследований включал в себя проведение методики «Рисованный апперцептивный тест». В процессе исследования респондентам представляются 8 контурных рисунков (см. Приложение 5), на которых изображены 2, реже 3 человечка. Каждый персонаж изображен в условной манере: не ясен ни его пол, ни возраст, ни социальный статус. В то же время позы, экспрессия жестов, особенности расположения фигурок позволяют судить о том, что на каждой из картинок либо изображена конфликтная ситуация, либо два персонажа задействованы в сложных межличностных отношениях. Там же, где имеется третий участник или наблюдатель событий, его позиция может быть истолкована как индифферентная, активная или страдательная. Испытуемым давалось задание последовательно, согласно нумерации, рассматривать каждую картинку, при этом постараться дать волю фантазии и сочинить по каждой из них небольшой рассказ, в котором будут отражены следующие аспекты:

1) Что происходит в данный момент?
2) Кто эти люди?
3) О чем они думают и что чувствуют?
4) Что привело к этой ситуации и чем она закончится?

Подчеркивалось, что объектом внимания экспериментатора является воображение испытуемого, умение выдумывать, богатство фантазии.

Каждому ребенку давался двойной тетрадный лист, на котором чаще всего свободно размещалось восемь коротеньких рассказов, содержащих ответы на все поставленные вопросы. Время проведения не ограничивалось, однако следовало поторапливать ребят, что бы получить наиболее непосредственные ответы.

Помимо анализа сюжетов, их содержательной стороны, нам представилась возможность проанализировать почерк ребенка, стиль письма, манеру изложения, культуру языка, словарный запас, что также имеет большое значение для оценки личности в целом.

Защитные тенденции в нашем случае проявлялись в виде несколько однообразных сюжетов, где отсутствует конфликт: речь может идти о танцах или гимнастических упражнениях, занятиях йогой.

Анализируя полученные рассказы, составленные учащимися (см. Приложение 6) в рамках изучения проявления и направленности агрессии в различных ситуациях предложенных на картинках, можно сказать, что результаты получились очень интересными. Нельзя однозначно сказать, что все учащиеся, склонны к агрессивному поведению, но у многих прослеживаются агрессивные тенденции в рамках семейных отношений, а так же в отношениях со сверстниками. Безусловно, составляя рассказ по представленному стимульному материалу, подросток «примеряет» увиденный сюжет на себя, и уже на основе личных впечатлений отвечает на поставленные вопросы, но отдельное внимание стоит уделить тому, что при последующей беседе с учащимися, отвечая на вопрос: «На какой картинке вы видите себя?», школьники чаще всего идентифицировали себя с картинками №1 и 5. Картинка №1 провоцирует создание сюжетов, в которых выявляется отношение ребенка к проблеме власти и унижения. Здесь можно напрямую провести параллель с проявлением агрессивного поведения в семье. Мы можем сделать смелый вывод, и посчитать, что если ребенок усвоит данную модель поведения, она может повториться в его собственной будущей семье. Картинка №5 в большей степени связана с конфликтными ситуациями, где существуют сложные отношения между двумя людьми.