Смекни!
smekni.com

Статус человека в системе межличностных отношений и его Я-концепция (стр. 2 из 8)

Слово «я» это личное местоимение первого лица единственного числа, местоимения лингвисты используют в качестве замены имени. «Тот, кого я определяю как «ты», сам мыслит себя в терминах «я», превращает мое «я» в «ты». (Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974, с. 264)

«Выражение «я сам» кажется просто утверждением тождественности: «Я = Я». Но когда оно впервые звучит в устах ребенка, оно выражает самоутверждение, претензию на самостоятельность. «Я» всегда подразумевает выделение, противопоставление себя чему-то или кому-то другому («Я не-Я», «Я — Другой», «Я — Ты», «Я — Мы», «Я — Мое», «Я — Я») и приобретает определенный смысл лишь в контексте этого отношения. Чем абстрактнее полюс, которому противопоставляется «Я», тем меньше конкретности в нем самом. Оппозиция «Я — не-Я» не содержит ничего, кроме утверждения своего отличия, выделения из окружающего мира. Рассмотрение «Я» в контексте отношений с другими лицами содержит уже целый комплекс значений. «Я — Другой» предполагает не только различение, но и потенциальное взаимодействие. «Я — Мы» выражает принадлежность, соучастие в какой-то общности; «Я — Мое» — отношение целого к части или субъекта к объекту; «Я—Ты»— обращение, коммуникацию с другим «Я»; «Я —Я» — автокоммуникацию, внутренний диалог с самим собой. Вне содержательного контекста слово «Я» просто не имеет смысла.» (Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984, с.14)

Изучив различные точки зрения ученых на понятие "сознание", "самосознание", "бессознательное", "Я-концепция" и "образ Я" следует подчеркнуть, что существует достаточно взглядов и предложений, чтобы выявить специфику и динамику Я-концепции, ее существенную характеристику, а также разграничить понятия, связанные с ее феноменом.
Существование Я-концепции как самостоятельной системы не означает ее резкое отделение от других систем психики. Б.Ф. Ломов (Методологические и теоретические проблемы психологии Наука, Москва: 1984) убедительно отмечает, что "психические явления необходимым образом включены во всеобщую взаимосвязь явлений в материальном мире, и только при этом открывается путь к познанию управляющих или объективных законов».

Следовательно, в структуре Я-концепции отражаются необходимые взаимоотношения, взаимовлияния между отдельными психическими явлениями и между психикой с другими системами, обеспечивающими оптимальное и позитивное становление личности.

«Взятое во всем объеме самосознание человека среднего возраста и со средним богатством жизненного опыта и перемен – представляет собой целую громадную колонию, во всяком случае, очень многочисленную, разных представлений "я", разных идей личности, разных по составу формаций ее. Каждая из них стоит в связи в соотношении с общим составом этой идеи и со всеми частными формами: но каждая в то же время есть определенное, в себе замкнутое и более или менее прочно организованное и сплоченное целое. Этот факт многочисленности и разнообразия, по составу представлений, собственного "я" и личности у каждого человека, прежде всего, если не вполне объясняет, то во всяком случае освещает многочисленные и иногда странные превращения личности в сновидениях, душевных болезнях и состоянии гипнотизма или искусственного сомнамбулизма, как это состояние называли в начале текущего столетия» (В.А.Снегирев Самосознание и личность "Вера и разум" №8, 1891, апрель – книжка вторая, с.341)

Я-концепция - внутреннее, экзистенциальное ядро личности; продукт отражения системы отношений личности к себе и внешнему миру. элемент личностного образования, с которым согласуются все действия, эмоции, чувства, поступки, поведение, психологическое здоровье и успех в практической деятельности. Является санкционирующим механизмом по отношению личности к себе и внешнему миру. Формируется по законам логико-речевого мышления. Она связывает качества в отношении себя и внешнего мира в прошлом, настоящем и будущем. Частично существует и в сфере бессознательной - схема тела входит в общую структуру Я-концепции, ее нарушения никогда, по-видимому, не бывают полностью изолированными. Было замечено, что явления отчуждения собственного тела, потеря наглядности восприятии и представлений сопровождаются тонким снижением "чувства Я". Вследствие различных фрустраций образа телесного-Я, чаще всего в подростковом возрасте, возникает синдром дисморфофобии или бред физического недостатка. Наличие этого синдрома означает дезадаптированность личности, поскольку он вызывает серьезные трудности в общении и другие характерологические изменения, препятствующие процессам нормальной адаптации в широких сферах социальной жизни. В частности, Р. Мейли приводит данные, согласно которым удовлетворенность физическим обликом имеет высокую корреляцию с удовлетворенностью своими психическими качествами. В таких случаях, когда собственный физический недостаток ясно осознается и фрустрирует личность, могут развертываться процессы компенсации и сверхкомпенсации. Однако они не являются единственными адаптивными стратегиями личности, у которой образовался фрустрирующий образ собственного тела и, следовательно, комплекс неполноценности. У других людей, недовольных своей внешностью, преобладающей адаптивной стратегией становится агрессивность, одновременно у них развиваются такие черты характера, как мнительность и пессимистичность. Человеку кажется, что из-за его физического недостатка окружающие плохо относятся к нему или не принимают его всерьез: он становится раздражительным и агрессивным, и окружающие действительно начинают не любить его, "подкрепляя" тем самым его первоначальную установку. Такой результат приводит к вторичным фрустрациям, отсюда— к дальнейшему усилению агрессивных реакций.

С другой стороны, "физическое Я", в некоторой степени меняется. Далее, оно несет в себе несколько функций, особенно если рассматривать его более широко, не только как образ тела, но и одежду, атрибутику и т.д. С одной стороны, это функция идентификации с некоторой социальной группой. Так, существуют такие понятия как "молодежная прическа", "деловой костюм". Но образ или имидж служит также для определенных знаков относительно своей индивидуальности. Как считают Дж. Кокс и С. Дайнов, люди часто прячутся за одеждой, одеваясь либо классически, либо "ярко наступательно", частью "выставки" являются украшения, духи и одеколоны. Люди подчеркивают тем самым свои взгляды, юмор, сексуальность. При этом исследователи также полагают, что эти изменения вполне могут дать человеку возможность чувствовать себя соответственно, а не только казаться таковым для других.

Как считает Е. Т. Соколова, в самосознании физического Я присутствуют два компонента – когнитивный и эмоциональный. Когнитивный компонент— совокупность представлений индивида о своей внешности, или, в других терминах, набор признаков, в которых он ее описывает. Хотя многие из признаков выглядят чисто описательными, большинство из них допускает возможность количественной оценки. Два уровня сравнительной оценки признака достаточно очевидны: а) интерсубъектный, на котором сравнение происходит в рамках сопоставления "Я— Другой" по принципу "больше или меньше, чем у другого (других)"; б) интрасубъектный, где сравнение происходит в рамках сопоставления "Я—Я", например во временной перспективе: "Я наличное— Я прошлое", либо в пространственно-временной перспективе: "Я в одной ситуации— Я в другой ситуации", либо в аспекте желаемого: "Я наличное— Я идеальное" и т. п. Таким образом, функционирование физического Я в целом не сильно отличается от иных компонентов самосознания.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что модель Я-концепции - динамическая, относительно устойчивая, многоканальная и многоуровневая, переживаемая, эмоционально-оценочная, иерархическая система. Ее структура объединяет компоненты сознания, самосознания, отношений и самоотношений, самосознания. Взаимодействие сферы сознательного и бессознательного связано с системной психологической защиты, существующей на подсознательном уровне сферы бессознательного.

Я-концепция обеспечивает внутреннюю согласованность и самореализацию личности, ее удовлетворенность жизнью; регулирует эмоциональное состояние, интерпретирует опыт. Выступает как системообразующий субъективный мир личности и возникает на основе взаимодействия с окружающей средой. Я-концепция участвует в сохранении стабильных систем социальной стратификации. Раскрывает содержание микросоциальных процессов и внутриличностных механизмов адаптации и дезадаптации. Развивается в процессе самоактуализации личности на протяжении всей жизни.

Особенно важен процесс становления Я-концепции в детском возрасте. Важную роль играет самосознание ребенка, которое претерпевает изменения по мере взросления ребенка и способствует формированию идентичности. «Самосознание в психической деятельности человека выступает, как сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов, через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного Я. Самопознание - процесс динамический и никогда не завершающийся, так как, во-первых, происходит постоянное развитие самих познавательных способностей; во-вторых, изменяется и сам объект познания – личность; в-третьих, всякое знание о себе самом уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав что-то о себе, человек становится другим. Самопознание идет параллельно с постоянной проверкой на адекватность и коррекцией.» (Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984)