Смекни!
smekni.com

Статус человека в системе межличностных отношений и его Я-концепция (стр. 4 из 8)

С.Л. Рубинштейн (Основы общей психологии 2-е изд., М., 1946) с проблемой самосознания в изучении личности связывает исследование личности как "я", которое в качестве субъекта сознательно присваивает все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, и сознательно принимает на себя ответственность за них в качестве их автора и творца. А.Н. Леонтьев (Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975) считал, что "самосознание— это осознание себя в системе общественных отношений", а осознание субъектом своих парциальных характеристик он не включал в элемент самосознания. Одновременно следует сказать о том, что С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым было подчеркнуто, что самосознание — это не осознание своего сознания. Осознание своего сознания — это знание о своем знании о вещах, предметах, явлениях, одним словом — соотнесение сторон, элементов окружающего мира. Но самосознание также включает в себя познание, суждение о своих знаниях, т.е. оно рефлексивное мышление. "Я"— целостное образование, включающее в себя осознание не только своего предметного "я" и его активного начала, но и заключенности в этом конкретном, частном "я" всеобщего "я".

А. Г. Спиркин (Сознание и самосознание. - М., 1972) в самосознание включает осознание парциальных характеристик, на основе которых личность приобретает возможность целостной оценки самой себя и своего места в жизни. Осознаваемость у человека затрагивает не только определенную сферу познавательных процессов, но и часть эмоциональных явлений. Таким образом, самосознание является существенным моментом сознания в целом. Оно выражает сознание в его актуальной данности субъекту, "... самосознание — это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств..." Причем, он подчеркивает, что "самосознание— конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней".

Довольно сходны позиции И.И. Чесноковой и В.В. Столина, которые самосознание считают неразрывным единством относительно самостоятельных внутренних процессов — самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции поведения в самых различных формах взаимодействия людей в обществе. Иными словами, самосознание – это и отношение к осознанным сторонам внутреннего мира, и восприятие себя в качестве объекта, видение себя как бы посторонним взором.

Однако, в некоторых работах подчеркивается не столько "состав" самосознания, сколько оценочная функция, особенно ценностная составляющая. В.С. Мухина, ставя больший акцент на отношение к отдельным звеньям самосознания, считает, что "... самосознание представляет собой ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов, которые составляют индивидуальное бытие личности. Система личностных смыслов организуется в структуру самосознания, представляющую единство развивающихся по определенным закономерностям звеньев".

Эту точку зрения поддерживает М. С. Каган (Опыт системного анализа. - М., 1974), утверждая, что универсализм ценностного сознания проявляется в том, что оно направлено не только на мир, окружающий личность, но и ею на саму себя, поскольку она отличает себя как субъекта от внеположенной ей объективной реальности; так мировоззрение получает свое оппозиционное дополнение в самосознании, и последнее делится также двухуровнево на самочувствие и самоосмысление (осознание ценностного смысла собственной жизни). Ценностное самосознание предполагается необходимым в такой же мере, как и мировоззрение, поскольку без постоянного самооценивания личность не может совершенствовать свою жизнедеятельность, а в случае необходимости и радикально ее изменять. Этой цели служит самокритика, которую осуществляет в сознании индивида одно из его "Я" в полемике с другими в ходе внутреннего диалога.

Итак, самосознание личности является, безусловно, сложным по структуре, многоаспектным феноменом. В психологическом понимании самосознание не сводится к процессу познания себя или знанию о себе. Одной из основных функций самосознания, выделяемой большинством авторов – рефлексия на себя (авторефлексия), в процессе которой познается собственная личность и определяется отношение к себе самой. Этот процесс может называться персонификацией, а результат – личностной идентичностью. Частные проявления личностной идентичности могут находить отражение в таких феноменах как самооценка ("Я" реальное), самоуважение и т.д.

Самооценка является важным фактором становления личности ребенка. Она во многом определяет успешность обучения, взаимодействия со сверстниками. «Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида». Психологический словарь (сайт http://psi.webzone.ru/st/102000.htm). Будучи ядерным качеством, самооценка человека зависит от множества факторов. Вместе с тем, психологи давно уже пользуются так называемой «формулой Джемса», гласящей:

Самооценка = Успех/Притязания

1.В оригинале формулы — «самоотношение», которое, однако, в нашем случае можно упрощенно приравнять к самооценке.

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха, для уровня притязаний. Самооценка может быть разного уровня осознанности.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

- по уровню - высокая, средняя и низкая;

- по соотношению с реальной успешностью - завышенная и заниженная;

- по особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная. Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.

Достаточно высокая, устойчивая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретенного опыта, оценок окружающих, смены критериев, и т.п.) является оптимальной для развития и продуктивной деятельности. И наоборот, отрицательное влияние на человека оказывает как чрезмерно устойчивая негибкая самооценка, так и сильно колеблющаяся, неустойчивая.

Самооценка формируется как на базе оценок окружающих и оценки результатов собственной деятельности, так и на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Рассматривая развитие самооценки в онтогенезе, можно заметить, что новорожденные и младенцы не имеют четких 'границ' своего существа, не понимая, что они - особая, отдельная от остального мира его часть.

Младенец не знает, где кончается он сам и начинается другой человек. Он считает именно себя причиной всех изменений и всякой активности вокруг. Малыш верит, что он, его мысли и поступки управляют миром.

Годовалый ребенок начинает осознавать свою обособленность от других людей и предметов, он начинает понимать, что поведение других людей не зависит от его воли. Тем не менее, малыш уверен, что восприятие других людей такое же, как и у него. В 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка.

При сравнении ребенок, как правило, ориентируется на социальные нормы, приемлемые в его окружении. Часто можно слышать, как родители или другие взрослые говорят: 'Какой хороший мальчик, он моет руки'. Сравнивая себя с этим ребенком, малыш делает вывод о том, к какой категории себя отнести. Положительное самоощущение развивается у ребенка тогда, когда взрослые, устанавливая четкие 'границы', поощряют его самостоятельность. В противном случае у ребенка может возникнуть чувство стыда и сомнения в собственных способностях.

Так, у маленького ребенка формируется чувство гордости, чувство стыда, уровень притязания. К 4-5 годам многие дети могут правильно оценивать себя, свои личностные качества, достижения и неудачи. Причем, если ранее это, в основном, касалось игры, то теперь переносится и на общение, и на труд, и на учение. В этом возрасте уже можно прогнозировать ближайшие перспективы освоения различных видов деятельности. Учеными было установлено, что если самооценка ребенка в каком-либо виде деятельности является неадекватной, то, обычно, задерживается и самосовершенствование в данном виде деятельности.

Младшие школьники стоят на позиции: 'Я - то, что обо мне говорят взрослые и другие окружающие'. В этом возрасте уже встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная. Подрастая, ребенок начинает более критично относится к оценкам взрослых, для него становятся важными и оценки его сверстников, и собственные представления об идеале. Установлено, у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот.

Сохранение сформировавшейся, привычной самооценки становится для человека потребностью. С этим связан ряд важных самооценочных феноменов, таких, как дискомфорт успеха или аффект неадекватности (т.е. игнорирование факта своего неуспеха и стремление сохранить сложившуюся высокую самооценку).

Вид самооценки - это соответствие самооценки реальному положению дел. Выделяют самооценку адекватную и неадекватную. Неадекватная самооценка подразделяется на завышенную и заниженную. Человек с адекватной самооценкой реально воспринимает свои способности, особенности и возможности. Он трезво осознает как свои недостатки, так и достоинства. При завышенной самооценке человек склонен себя переоценивать, при заниженной же, напротив, недооценивать. Склонность к определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством.