Смекни!
smekni.com

Психология лжи и обмана (стр. 2 из 6)

Демонстрация видимости угрозы для жизни и здоровья позволяет существенно изменить поведение "жертвы".

Таким образом, можно сделать вывод, что ложь позволяет человеку выживать в условиях сложного современного окружения. Но если выживание будет сопровождаться смертью или разорением этого окружения, можно сделать предположение, что для одних ложь - это хорошо, а для других - плохо.

Рыбаку всегда хорошо от пойманной рыбы, а вот каково ей на сковородке?

1.3. Разновидности обмана

Существуют две основные разновидности обмана – обман с помощью полуправды и обман посредством правды.

Первый случай – это полуправда, сообщенная партнеру с расчетом на то, что он сделает из нее ошибочные, не соответствующие намерениям обманывающего выводы. Сообщая некоторые подлинные факты, обманщик умышленно утаивает другие, важные для понимания целого. Успешный обман обычно основывается на эффекте обманутого ожидания: учитывая полученную правдивую, но не полную информацию, человек, которого обманывают, прогнозирует развитие событий в наиболее вероятном направлении, а обманывающий совершает поступок, нарушающий его ожидания.

Цель обмана в том и состоит, чтобы направить мышление собеседника по пути актуализации знакомых ситуаций. Обманутый всегда является невольным соучастником обмана: он жертва собственных неадекватных представлений о действительности и неполноты информации. В XVI веке Папа Римский Павел IV так выразил эту мысль: «Мир хочет быть обманутым, так пусть же обманывается». Ястребов, 1994: «Если в обществе есть настоятельная потребность, чтобы его обманывали, надували, то обязательно возникает группа людей, которая на практике реализует это желание: будь то игра в карты, лотерея или продажа акций, дивиденды от которых покупатель никогда не получит. Главное – изъять у народа деньги и предоставить ему то, чего он жаждет, быть обманутым».
Вторая разновидность обмана – обман с помощью правды, произносимой таким образом, чтобы в нее нельзя было поверить. В общении людей она реализуется либо тогда, когда обманывающий точно знает, что партнер не верит ему, ожидает от него лжи, либо тогда, когда наоборот, обманщик считает, что именно правда покажется собеседнику наиболее невероятной.[6]

Глава 2

Установки и стереотипы мышления

2.1. Личностные особенности обманываемого

Эффективность применения об­мана зависит от использования личностных особенностей обманы­ваемого. Несмотря на схожесть био­логической и социальной природы людей, индивидуальные различия людей довольно велики. Соответст­венно к каждому человеку существу­ет особый «ключик», позволяющий проникнуть к глубинам его души и воздействовать на его мысли и поступки. Опытные мошенники весьма поднаторели в поиске таких «клю­чей», набор которых в общем-то до­статочно ограничен.

Основной набор таких «отмычек» включает в себя жадность, глупость, честолюбие, трусость, сластолюбие и дюжину других, менее распростра­ненных.

а) Жадность

Жадность – это неумение отпускать что-либо от себя, это состояние негармонии, неудовлетворенности и осуждение любых проявлений щедрости. Постоянный внутренний диссонанс порождает в таком человеке страх перед жизнью и желание иметь все больше и больше, для того, чтобы обеспечить себе психологическую безопасность. Он воспринимает жизнь как нечто враждебное, потому что она может ворваться, распахнуть окна, двери и унести все.[7]

Вообще принцип обмана, постро­енного на жадности, применялся с незапамятных времен как рядовыми мошенниками, так и могуществен­ными властителями, если у них не было другого способа достичь жела­емого. Например, халиф Аль-Мансур, живший в VIII веке, был назначен наместником в иракский город Куфу для сбора налогов. Однако число жителей было неизвестно, сами же они отнюдь не стремились принять участие в переписи населения и вся­чески уклонялись от попыток их по­считать. Тогда халиф объявил, что в связи с вступлением в должность он решил одарить каждого жителя Куфы пятью серебряными дирхемами. Причем для того, чтобы никто не получил щед­рый дар дважды, каждый житель при получении его, должен был отме­титься в специальном списке. Так хитроумный Аль-Мансур пересчитал всех своих подданных, после чего обложил их податью в размере соро­ка дирхемов каждого. Мораль сего исторического сюжета проста: «халя­ва» порой обходится весьма дорого!

Если окинуть взглядом большин­ство афер, обманов и случаев мо­шенничества, то окажется, что жад­ность зачастую является именно тем крючком, на который ловятся до­верчивые простаки, желающие бы­стро и без затрат обогатиться.

Жадность компенсационна. Человек какое-то время жаден, а потом срывается с цепи, и удержать его нельзя: он теряет, тратит, проигрывает, у него крадут, и так далее - он становится инфернальным. То есть, он довел жадность до абсурда и подошел к крайней ее степени. Но человек не может жить в таком напряжении: как только жадность доходит до крайней степени, и дальше подсознание уже не может ее удерживать, происходит срыв, как запой у алкоголика, и деньги его улетают. А потом, он опять начинает бороться за денежные знаки. Жадность - это болезнь, это сон души человека.

б) Глупость

На тему глупости, ставшей причи­ной обмана, можно говорить беско­нечно. К глупости вплотную примыкает излишняя доверчивость, за которую также часто приходится расплачи­ваться своим добром. Бальтасар Грасиан предостерегает:

«Не надо быть только голубем. С голубиной кротостью да сочетается хитрость змеиная! Легко обмануть человека порядочного: кто сам не лжет, всем верит, кто не обманыва­ет, другим доверяет. Обману подда­ются не только по глупости, но и от честности. Два рода людей способ­ны предвидеть и обезвредить обман: обманутые, проученные на своей шкуре, и хитрые, рассчитавшиеся чужой. Пусть проницательность будет столь же чутка в подозрениях, сколь хитрость ловка в кознях. И не надо быть настолько благодушным, чтобы толкать ближнего своего на криво­душие. Соединив в себе голубя и змею, будь не чудищем, но чудом».

в) Страх

Кроме жадности, глупости и из­лишней доверчивости, зацепкой для обмана может быть и трусость. Че­ловека легко обмануть, используя его страх. Кто из нас не знаком со страхом, этой, пожалуй, самой губительной для человека эмоцией! Каждым в какие-то моменты жизни овладевает страх. Главным образом из-за того, что человек способен предвидеть или, во всяком случае, он думает, что способен заглянуть в будущее. Страх — это всегда предвосхищение страдания, боли...[8]

г) Преклонение перед всем великим

Другой человеческой слабостью, за которую порой цепляются мошен­ники, является преклонение перед всем великим, значительным, не­ординарным. Ведь каждый человек склонен испытывать удивление и восторг перед всем, не вписываю­щимся в рамки обыденного: огром­ными состояниями, великими уче­ными, знаменитыми спортсменами, уникальными явлениями природы и грандиозными проектами в любой сфере человеческой деятельности. Поэтому, наверное, самой распро­страненной книгой после Библии является Книга рекордов Гиннесса.

П. С. Таранов называет это явле­ние «законом грандиозных проек­тов» и отмечает, что «нет в мире такой силы, которая удержала бы любого из нас от подчинения воздей­ствию с признаками грандиозности, гигантизма, вселенской масштабнос­ти и первородной уникальности».[9]

д) Гордость

Александр Круглов писал, что гор­дость — тот рычаг, ухватившись за который, манипулируют гордыми. К гордости тесно примыкают често­любие и тщеславие, которые в уме­лых руках легко могут стать средст­вами обмана. Заметив, что слабым местом в характере потенциальной жертвы является чрезмерная гор­дость, мошенники начинают поды­грывать ей. В результате такой чело­век чутко отзывается на притворную похвалу и приходит в ярость, если его не замечают. Умело манипулируя лестью и пренебрежением, можно добиться от честолюбца нужной реак­ции. Использование чрезмерно раз­витого тщеславия в целях уничтоже­ния противника применяли давно. Одно из первых упоминаний такого рода можно найти в китайских лето­писях за пять веков до Рождества Христова.

2.2. Установки и стереотипы мышления

Порой поводом для обмана слу­жат не какие-то конкретные челове­ческие качества, а стереотипы мышления.

Психологи отно­сят к категории «установки» устойчивое предрасположение индивида к определенной форме ре­агирования. Такая предрасположен­ность побуждает человека к деятель­ности и поведению в соответствии с вполне определенными формами. В результате существенно уменьшает­ся степень неопределенности при выборе форм поведения.

К «установкам» по своим психо­логическим механизмам примыкают стереотипы мышления, которых в обыденном сознании существует ве­ликое множество. Опытные мошенники широко ис­пользуют их в своей практике, фор­мально не подпадая под карающую десницу правосудия.

«После» не значит – «вследствие»

Один из распространенных сте­реотипов, на который ловятся люди, — это смешение понятий «после» и «вследствие». Отнюдь не всегда одно событие, происходящее после друго­го, является его прямым следствием. Например, если в течение недели мы за час до рассвета будем разво­дить костер и произносить при этом магические формулы, после чего не­изменно будет следовать восход со­лнца, вряд ли найдутся легковерные люди, решившие, что именно наша «магия» является причиной наступ­ления нового дня.

Ложные ассоциации

Еще великий Аристотель ввел в психологию понятие ассоциации, различая ассоциации по сходству, смежности и контрасту. Иногда мы путаем эти понятия, чем пользуются мошенники. Так, при покупке золотых украшений у частных лиц, сложно определить подлинность товара, даже учитывая все правила и особенности золотых украшений. К «незолотым» украшениям припаивают золотые замки с пробой.