Смекни!
smekni.com

Эго-теория личности Э. Эриксона (стр. 3 из 9)

· первая стадия (рождение-1 год) - «вбирающая», в ней удовлетворяется оральная потребность, формируется доверие через мать. На этой стадии формируется проекция личности1. Психосоциальный кризис — базальное доверие/недоверие. Сильной стороной данной стадии является надежда.

· Вторая стадия (1-3 года) — стадия созревания мышечно-двигательного аппарата, которое приводит к чувству уверенности, самостоятельности. Первая стадия разрушается. Психосоциальный кризис — автономия в положительном ракурсе,а стыд и сомнение в отрицательном.. Сильная сторона - сила воли.

· Третья стадия (3-6 лет) — локомоторно-генитальная. Психосоциальный кризис проявляется в инициативности и чувстве вины. Сильной стороной является наличие определённой цели.

· Четвёртая стадия (6-12 лет) — латентная. Психосоциальный кризис выражается в трудолюбии в положительном полюсе и в чувстве неполноценности в отрицательном. Сильная сторона — компетентность.

· Пятая стадия (12-19 лет) — становление юношества, нахождение целей, умение планировать. На этой стадии происходит выбор друзей. Психосоциальный кризис — эго-идентичность — ролевое смешение. Сильная сторона — верность.

· Шестая стадия (20-25 лет) — стадия ранней зрелости, в которой идёт процесс установления рефлексии и возникают сомнения относительно своего места в жизни. Психосоциальный кризис в положительном аспекте выражается в интимности, а в отрицательном — в чувстве изолюции. Сильной стороной данной стадии является любовь.

· Седьмая стадия (26-64 года) — стадия средней зрелости. Это зрелость личности, устойчивость её интересов. На этой стадии личность начинает руководствоваться нормами общества, в котором она живёт. Психосоциальный кризис в положительном аспекте — продуктивность, в отрицательном — застой. Сильная сторона этой стадии — забота.

· Восьмая стадия (65 лет — смерть) — стадия поздней зрелости. Это либо достижение неповторимости личности, либо обречение на безысходность1. Психосоциальный кризис — эго-интеграция и отчаяние. Сильная сторона состоит в мудрости человека2.

В соответствии с принципом эпигенезиса, каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциальных конфликтов. Эриксон выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них есть приоритетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития.

Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсальную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Более того, он считает, что в каждой культуре наличиствует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идёт о координации, называемой им «зубчатым колесом жизненных циклов» - законе согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество оказывает помощь и поддерживает её именно тогда, когда она особенно в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений переплетаются. Эта сложная модель обоюдной зависимости между поколениями отражена в его концепции взаимозависимости.

Глава 2. Развитие личности по Эриксону. Психосоциальные стадии.

2.1 Младенчество: базальное доверие — базальное недоверие

Первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни человека. По Эриксону, в этот период краеугольным камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия; другие же учёные называют ту же самую характеристику «уверенностью». Первое проявление малышом социального доверия обнаруживается в лёгкости его кормления, глубине сна и ненапряжённости внутренних органов. Опыт совместного согласования его непрерывно возрастающих рецептивных возможностей с материнскими приёмами обеспечения постепенно помогает ему уравновешивать дискомфорт, вызываемый незрелостью врожденных механизмов гомеостаза. С увеличением времени бодрствования он обнаруживает, что всё больше и больше сенсорных событий вызывают чувство дружественной близости, совпадения с ощущением внутреннего благополучия. Формы успокоения и связанные с ними люди становятся столь же привычными, как и беспокоящий кишечник. Первым социальным достижением младенца в то время оказывается его готовность без особой тревоги или гнева переносить исчезновение матери из поля зрения, поскольку она стала для него и внутренней уверенностью и внешней предсказуемостью. Такая согласованность, непрерывность и тождественность личного опыта обеспечивает зачаточное чувство эго-идентичности, зависящее, как полагает Эриксон, от «понимания» того, что существует внутренняя популяция вспоминаемых ощущений и образов, которые прочно увязаны с внешней популяцией знакомых и предсказуемых вещей и людей1.

Согласно Эриксону, степень развития у ребёнка чувства доверия к другим людям и миру в целом зависит от качества получаемой им материнской заботы. Таким образом, чувство доверия не зависит от количества пищи или от проявлений родительской нежности; скорее оно связано со способностью матери передать своему ребёнку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний.

Но что же может являться причиной первого важного психологического кризиса? Эриксон связывает этот кризис с качеством материнского ухода за ребёнком — причиной кризиса является ненадёжность, несостоятельность матери и отвергание ею ребёнка. Это способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за своё благополучие. Такая установка может быть направлена как на весь мир в целом, так и на отдельных людей; она будет проявляться во всей своей полноте на более поздних стадиях личностного развития. Эриксон также считает, что чувство недоверия может усилиться тогда, когда ребёнок перестаёт быть для матери главным центром внимания; когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности, или рожает следующего ребёнка. Но наравне с этим, чувство недоверия могут создать и родители, придерживающиеся разных принципов и методов воспитания, или чувствующие себя неуверенно в роли родителей, или те, чья система ценностей находится в противоречии с общепринятым в данной культуре стилем жизни1.

Основная предпосылка психосоциальной теории состоит в том, что кризис «доверие – недоверие» не всегда находит разрешение в течение первого или второго года жизни. Адекватное разрешение кризиса доверия имеет важные последствия для развития личности ребёнка в дальнейшем. Укрепление доверия к себе и матери даёт возможность ребёнку переносить состояние фрустрации, которые он неизбежно будет переживать на протяжении следующих стадий своего развития. Понять чему не следует доверять, так же важно, как и понять, чему доверять нужно. Эта способность предвидеть опасность и дискомфорт также важна для совладания с окружающей реальностью и для эффективного принятия решений; поэтому базальное доверие не надо трактовать в контексте шкалы достижений. Путь приобретения базального доверия универсален; человек доверяет социуму подобно тому, как он доверяет собственной матери. Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие — недоверие», Эриксон обозначает термином надежда. Из этого следует, что доверие переходит в способность младенца надеяться, а у взрослого это может составлять основу веры в соответствии с какой-либо официальной формой религии. Надежда, это первое положительное качество эго, поддерживает убеждённость человека в значимости и надёжности общего культурного пространства.

2.2 Раннее детство: автономия против стыда и сомнения

Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определённой автономии и самоконтроля, избегания чувств стыда, сомнения и унижения. Согласно Эриксону, ребёнок в процессе взаимодействия с родителями при обучении туалетному делу обнаруживает, что контроль со стороны родителей бывает разным: с одной стороны, он может проявляться в форме заботы, с другой — как деструктивная форма обуздания и мера пресечения. Данная стадия становится решающей для установления соотношения между добровольностью и упрямством. Чувство самоконтроля без потери самооценки является оногенетическим источником уверенности в свободном выборе; чувство чрезмерного постороннего контроля и одновременно потеря самоконтроля может послужить толчком для постоянной склонности к сомнениям и стыду.

До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся о них людей. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно-мышечная система, речь и социальная избирательность, они начинают исследовать своё окружение и взаимодействовать с ним более независимо. Следовательно, внешний контроль на этой стадии должен быть твёрдо убеждающим ребёнка в собственных силах и возможностях. С точки зрения Эриксона, твёрдость внешней поддержки должна защищать ребёнка против потенциальной анархии его ещё необученного чувства различения, его неспособности удерживать и отпускать с разбором. Когда окружение поощряет малыша «стоять на своих ногах», оно должно оберегать его от бессмысленного и случайного опыта переживания стыда и преждевременного сомнения1. Другими словами, удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии зависит прежде всего от готовности родителей постепенно предоставить детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями, но в то же время родители должны ненавязчиво и чётко ограничивать свободу своего ребёнка в тех сферах жизни, которые потенциально или актуально представляются опасными для самих детей и окружающих. Автономия не означает, что ребёнок получает неограниченную свободу. Скорее она означает, что родители должны удерживать возрастающую способность ребёнка делать выбор в пределах определённых «степеней свободы».