Смекни!
smekni.com

Эго-теория личности Э. Эриксона (стр. 5 из 9)

Чуство компетентности и трудолюбие у ребёнка сильно зависят от школьной успеваемости. Эриксон видит в этом ограниченном определении успеха возможные негативные последствия. А именно, если дети воспринимают школьные достижения или работу как единственный критерий, в соответсвии с которым можно судить об их достоинствах, они могут стать простой рабочей силой в установленной обществом ролевой иерархии. Из этого следует, что истинное трудолюбие означает не просто стремление быть хорошим работником. Эриксон считает, что трудолюбие должно включать в себя чувство некой межличностной компетентности — уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. Из вышеописанного можно сделать следующий вывод, заключающийся в том, что психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни1.

2.5 Юность: эго-идентичность — ролевое смешение

С установлением добрых исходных отношений с миром навыков и инструментов и с наступлением пубертатного периода, детство в узком смысле слова подходит к концу. Начинается отрочество, а затем и юность. Задача, с которой встречаются подростки, сотоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Эриксон подчёркивает психосоциальную сущность эго-идентичности, обращая пристальное внимание не на конфликты между психологическими структурами, а скорее на конфликт внутри самого эго — т.е. на конфликт идентичности и ролевого смешения. Основной упор делается на эго и на то, как на него влияте общество, в особенности группы сверстников.

В определении идентичности, данное Эриксоном, можно выделить три элемента. Первое: молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе». В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим. Второе: значимые другие люди тоже должны видеть «тождественность и целостность» в индивидууме. Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. В той степени, в какой они могут не осознавать как свои Я-концепции, так и свои социальные образы, их появляющемуся чувству самотождественности могут противостоять сомнения, робость и апатия. Третье: молодые должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи. В социальном и эмоциональном отношении созревания подростков заключает в себе новые пути оценки мира и своего отношения к нему.

Согласно Эриксону, «ум подростка в поисках вдохновляющего единства идеалов становится умом идеологическим». Таким образом, «диффузия идеалов» является следствием того, что индивидуум не может принять ценности и идеологию, носителями которой выступают родители, церковь и другие источники авторитета. Индивидуум, страдающий от расплывчатости своей своей идентичности, никогда не пересматривает своих прошлых представлений о себе, о мире, так же как и не приходит к решению, которое ведёт к более широкому и, возможно, более «подходящему» взгляду на жизнь. Из этого следует, что кризис идентичности становится психосоциальной проблемой, требующей немедленного разрешения.

Эриксон считал, что основой для благополучной юности и достижения интегрированной идентичности закладывается в детстве. Однако за пределами того, что подростки выносят из своего детства, развитие личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя идентифицируют. Например, Эриксон обращал внимание на то, как чрезмерная идентификация с популярными героями (актёрами, певцами) или представителями контркультуры (революционные лидеры, «бритоголовые») вырывают «расцветающую идентичность» из её социального окружения, тем самым подавляя личность и ограничивая растущую идентичность.

Уязвимость подростков для стрессов, сопровождающих резкие социальные, политические и технологические изменения, Эриксон рассматривал как фактор, который также может серьёзно помешать развитию идентичности. Подобные изменения, в совокупности с современным информационным взрывом способствуют возникновению чувства неопределённости, тревоги и разрыва связей с миром. Они представляют угорозу и для многих традиционных и привычных ценностей, которые подростки усвоили ещё в детстве. Но, если подростки неспособны достичь личной идентичности, это, по Эриксону, может привести к кризису идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от специфичного для этого возраста конфликта, испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчуждённость и иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности — противоположной той, что настойчиво предлагают родители и сверстники1.

Положительным аспектом психосоциального развития человека, связанного с успешным преодолением кризиса в период юности, является верность. Эриксон использует термин верность в значении «способности подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей». Верность — краеугольный камень идентичности, она представляет собой способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества. Согласно Эриксону, идеология — это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление культуры; цель идеологии - «создание образа мира, достаточно убедительного для поддержания коллективного и индивидуального чувства идентичности». В более широком смысле, считает Эриксон, утрата доверия к идеологической системе может обернуться всеобщей неразберихой и неуважением к тем, кто регулирует совокупность социальных правил.

2.6 Ранняя зрелость: интимность-изоляция

Шестая психосоциальная стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии. Эриксон утверждал, что только теперь человек по-настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком как в социальном, так и в сексуальном плане. До этого времени большинство проявлений сексуального поведения индивидуума были мотивированы поиском эго-идентичности. Важно отметить, что на одном полюсе этого измерения находится интимность, а на другом — изоляция.

Под интимностью понимается некое сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сёстрам, родителям или другим родственникам. Однако он говорит и о собственно интимности, т. е. способности «слить воедино вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе». Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривал как необходимое условие прочного брака. Но для того, чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, нужно осознание индивидуумом того, кто он и что собой представляет. Также необходимо сказать, что эриксон усматривал в интимности нечто большее, чем просто сексуальную близость, она может включать эмпатию и открытость между друзьями или, в более широком смысле, способность вверять себя кому-либо. Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощённости собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Погружённые в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты. Такие люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовлечённости в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу. Наконец, социальные условия могут задержать становление чувства интимности — например, препятствуют интимности условия урбанизированного, мобильного, обезличенного технологического общества. Он приводит примеры антисоциальных, или психопатических типов личности (людей, у которых отсутствует нравственное чувство), встречающихся в условиях экстремальной изоляции: они манипулируют другими и эксплуатируют их без всякого сожаления.

Положительным качеством, связанным с нормальным выходом из кризиса интимность-изоляция, является любовь. Эриксон рассматривал любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека. Социальным установлением, связанным с этой стадией, является этика. По Эриксону, нравственное чувство возникает тогда, когда мы осознаём ценность продолжительной дружбы и социальных обязательств, равно как и дорожим подобными отношениями, даже если они требуют личной жертвы1.