Смекни!
smekni.com

Методы исследования и этапы псих экспериментов (стр. 6 из 7)

Вильгельм Вундт: «отец» экспериментальной психологии.

Немецкий психолог, физиолог,философ В. Вундт (1832-1920) после окончания медицинского факультета в Тюбингене работал в Берлине у И. Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге, где занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мире лабораторию эксперименталь­ной психологии (1879), преобразованную затем в
институт. Занимаясь физиологией, Вундт пришел к про­грамме разработки психологии как самостоятель­ной науки, независимой от физиологии и филосо­фии (разделом которой ее было принято считать). В своей первой книге "Материалы к теории чувст­венного восприятия" (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и дви­жений, Вундт выдвинул идею создания экспери­ментальной психологии, план которой был изло­жен в его "Лекциях о душе человека и животных". План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экс­периментального контролируемогонаблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувства­ми,представлениями; б) изучение "психологии на­родов", т. е. психологических аспектов культуры — языка, мифов, нравов.

Следуя этому замыслу, Вундт первоначально со­средоточился на изучении сознания субъекта, оп­ределив психологию как науку о "непосредствен­ном опыте". Он назвал ее физиологической психо­логией, поскольку испытываемые субъектом состояния изучались посредством специальных экс­периментальных процедур, большинство которых было разработано физиологией (преимущественно физиологией органов). Так как продуктомдеятель­ности этих органов являются осознаваемые субъектомпсихическиеобразы,то именноони,в отличие от телесной организации, рассматривались как особый объект изучения, относимый уже не к физиологии, а к психологии. Задача усматри­валась в том, чтобы эти образы тщательно анали­зировать, выделяя исходные, простейшие элемен­ты, из которых они строятся. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов зна­ния:психофизики, изучающей на основе экспери­мента и с помощью количественных методов за­кономерные отношения между физическими раз­дражителями и вызываемыми ими ощущениями, и другого направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы.

К тому времени английским ученым Гальтоном была предпринята попытка экспериментально изу­чить, какие ассоциации может вызвать у человека сло­во как особый раздражитель. Оказалось, что на одно и то же слово человек отвечает самыми различными реакциями, притом не только словесными, но и об­разными. Это побудило Гальтона заняться класси­фикацией реакций, подсчетом их количества, време­ни,протекающего от предъявления слова до реак­ции на него, и т. д. И в этом случае применялись количественные методы.

Объединив все эти направления, Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек (тогда как прежде эксперименты ставились только на животных), психология может разрабатываться как самостоятельная наука. Полу­ченные результаты были им изложены в книге "Ос­новы физиологической психологии" (1873-1874), ставшей первым главным трудом, по которому обу­чались не только у самого Вундта, но и в других центрах, где появились специалисты по новой дис­циплине — экспериментальной психологии.

"Отцом" экспериментальной психологии стали в дальнейшем называть Вундта.

Задача психологии, как и всех других наук, со­стоит, по Вундту, в том, чтобы: а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить харак­тер связи между нимии в) найти законы этой свя­зи. Анализ означал расчленение непосредственного опыта субъекта. Это достигается путем интрос­пекции, которую не следует смешивать с обычным самонаблюдением. Интроспекция — особая проце­дура, требующая специальной подготовки. При обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие как психический внутренний процесс от воспринимаемого предмета, который является не психическим, но данным во внешнем опыте. Испытуемый должен уметь отвлекаться от всего внешнего, чтобы добраться до исконной "материи" сознания. Последняя состоит из элементарных, далее неразложимых "нитей составных частей". Им присущи такие качества,как модальность и ин­тенсивность. К элементам сознания относятся так­же чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три изме­рения: а) удовольствия — неудовольствия, б) на­пряженности — расслабленности, в) возбужденно­сти —успокоения. Простые чувства как психиче­ские элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть оха­рактеризовано во всехтрех аспектах. Эта гипотеза породила множество экспериментальных работ, в которых наряду с данными интроспекции были ис­пользованы также объективные показатели изме­нений физиологических состояний человека при эмоциях.

Согласно Вундту, экспериментальному изучению подлежат только элементарные психические процессы (ощущения, простейшие чувства). Что же касается более сложных форм психической жизни, то здесь эксперимент со всеми его преимуществами, доказан­ными прогрессом науки, непригоден. Это убеждение Вундта было развеяно дальнейшими событиями в пси­хологии. Уже ближайшие ученики Вундта доказали, что такие сложнейшие процессы, как мышление и воля, так же открыты для экспериментального ана­лиза, как и элементарные.

С внедрением в психологию эксперимента откры­вается первая глава ее летописи в качестве самосто­ятельной науки. Именно благодаря эксперименту по­иск причинных связей и зависимостей в психологии приобрел твердую почву. Наметилась перспектива ма­тематически точной формулировки реальных (а не воображаемых, как у Гербарта) психологических за­кономерностей.

Опыт радикально изменил критерии научности психологического знания. К нему стали предъявлять­ся требования воспроизводимости в условиях, кото­рые могут быть вновь созданы любым другим иссле­дователем. Объективность, повторяемость, проверя­емость становятся критериями достоверности психологического факта и основанием для его отне­сения в разряд научных.

Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов.

Г. Эббингауз (1850-1909) обу­чался в университетах Галле и Берлина сначала по специально­сти история и филология, за­тем — философия. Доцент, затем профессор университетов в Бер­лине, Бреслау, Галле, где он организовал неболь­шую лабораторию экспериментальной психологии, он создал первую профессиональную организацию немецких психологов "Немецкое общество экспе­риментальной психологии" и (совместно с А. Кенигом) "Журнал психологии и физиологии орга­нов чувств" (1890), поддержанный как физиолога­ми, так и психологами.

Эббингаузу принадлежит выдающаяся роль в раз­витии экспериментальной психологии. Он занялся ею, когда предметом этой науки считались процессы и акты сознания субъекта, а методом — интроспек­ция, контролируемая с помощью приборов. Эббин­гауз применил взамен субъективного метода объек­тивный, соединив его с количественным анализом данных. В то время считалось, что эксперименталь­но можно изучать лишь деятельность органов чувств — ведь только на них можно воздействовать различными приборами. Что же касается сложных психических процессов — таких как память и мыш­ление, то их изучение опытными, лабораторными ме­тодами не вел никто. Заслуга Эббингауза прежде всего в том, что он отважился подвергнуть эксперименту память.

Случайно в Париже Эббингауз нашел в букини­стической лавке книгу Т. Фехнера "Основы психофи­зики". В ней были сформулированы математические законы, касающиеся отношений между физически­ми стимулами и вызываемыми ими ощущениями. Во­одушевленный идеей открытия точных законов па­мяти, Эббингауз решил приступить к опытам. Он ста­вил их на самом себе.

Эббингауз задался целью установить за­коны памяти "в чистом виде" и для этого изобрел особый материал.

Единицей такого материала стали не слова (ведь они всегда связаны с понятиями), а отдельные бес­смысленные слоги. Каждый слог состоял из двух со­гласных и гласной между ними (например: бов, гис, лоч). По оценке американца Э. Титченера, это стало самым выдающимся изобретением психологии со вре­мен Аристотеля. Столь высокая оценка исходила из открывшейся возможности изучать процессы памя­ти независимо от смысловых содержаний, с которы­ми неотвратимо связаны нормальные речевые реак­ции человека.

Составив список бессмысленных слогов (около 2300), Эббингауз экспериментировал с ними на про­тяжении пяти лет.

Основные итоги этого исследования Эббингауз из­ложил в ставшей классической книге "О памяти". Прежде всего, он выяснил зависимость числа повто­рений, необходимых для заучивания списка бессмыс­ленных слогов, от его длины и установил, что при одном прочтении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требовалось значи­тельно большее число повторений, чем количество присоединенных к первоначальному списку слогов. Число повторений принималось за коэффициент за­поминания.

Особую популярность приобрела вычерченная Эббингаузом "кривая забывания". Быстро падая, эта кривая становится пологой. Оказалось, что наиболь­шая часть материала забывается в первые минуты по­сле заучивания. Значительно меньше забывается в ближайшие минуты и еще меньше — в ближайшие дни. Сравнивалось также заучивание осмысленных текстов и списка бессмысленных слогов. Эббингауз выучивал текст "Дон-Жуана" Байрона и равный по объему список слогов. Осмысленный материал запо­минался в девять раз быстрее. Что же касается "кри­вой забывания", то она в обоих случаях имела об­щую форму, хотя при осмысленном материале паде­ние кривой шло медленнее.