Смекни!
smekni.com

Вклад Гоббса в развитие психологического познания (стр. 1 из 3)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

Контрольная работа

по дисциплине: «Психология»

тема: Вклад Гоббса в развитие психологического познания

Исполнитель:

Студентка 3 курса

(6лет обучения) ПМНО (ПиП)

Черных Людмила

Николаевна

Преподаватель:

Петросянц В.Р

Сыктывкар 2011 г

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

1.Предпосылки формирования эмпиристических взглядов

Томаса Гоббса………………………………………………………………….....4

2. Методы познания в произведениях Томаса Гоббса………………………… 6

3. Учение Гоббса в истории психологического познания………………….... 11

Заключение……………………………………………………………………...12

Список литературы…………………………………………………………….13

Введение

Проблема человеческого знания является старейшей про­блемой, она обсуждалась в разных аспектах в рамках специальной области - теории познания.

Теория познания предполагает иссле­дование того,как человек познает мир.

На ранних же этапах развития психологического знания видны лишь отдельные фрагменты проблемы, которые, как правило, входили составной частью в теорию познания, разрабатываемую тем или иным ученым.

С первым таким фрагментом исследователи сталкиваются уже в античной философии, например в концепцииПлатона. В его терминологии различие проводится между «истинным знанием» и «мнением». Если первое относится только к миру духовных сущностей - идей, то второе годно для познания чувственных вещей, которые изменчи­вы и непостоянны, и потому относительно них невозможно ис­тинное знание. Однако становится понятно, что в принципе возможны два различных вида знания, которые не равноценны друг другу.

С развитием философских и социально-этических взглядов теоретико-познавательная про­блематика присутствует практически у каждого крупного мысли­теля.

Учению о познании XVII в., предшествовало раз­витие идеи о том, что человек - часть природы, но ему присуща важнейшая способность - разумно мыслить, что обеспечивает сво­боду действия. Но для того чтобы это разумное начало полностью проявило себя, необходимо «очистить», освободить его от всего того, что ему мешает. Первым с этой идеей выступилФренсис Бэ­кон, в своей работе «Новый Органон» изложивший взгляд на совпадение знания и могущества человека.

Следующие ключевые фигуры, с именами которых связаны две различные тенденции в дальнейшем развитии учения о зна­нии, - этоРене Декарт иТомас Гоббс.

Цель работы: определить вклад Томаса Гоббса в развитие психологического познания.

Задачи работы:

- отметить предпосылки формирования эмпиристических взглядов Томаса Гоббса;

- дать характеристику концепции психологического познания Гоббса;

- обозначить роль учения Гоббса в истории психологического познания.

Актуальность работы состоит в том, что идеи Томаса Гоббса многократно стано­вясь предметом пристального внимания, оказываются источником вдохновения для последующих мыслителей и находят свое продолжение в их трудах.


1.Предпосылки формирования эмпиристических взглядов Томаса Гоббса.

Передовая философия XVI-XVII вв., отражая станов­ление социально-экономической и культурно-исторической буржуазной формации, вырабатывала новые методы позна­ния действительности. Многовековое господство схоласти­ки, как подчеркнул Бэкон, не при­вело к открытию новых, эффективных истин, способных увеличить могущество человека, его власть над природой.

Наиболее характерная черта схоластической филосо­фии - ее умозрительность. Развитие производства, экономики, искусства, науки и других сфер в эпоху Возрождения и тем более в XVII веке делало необходимым осмысление многооб­разного жизненного опыта. Отсюда развитие эмпиристиче­ских и сенсуалистических тенденций и положений у ряда философов-гуманистов, наиболее ярко у Телезио (1509 - 1588) и Кампанеллы (1568 - 1639). Еще более последова­тельным эмпиристом стал Фрэнсис Бэкон. В «Новом Органоне» он не просто провозгласил опыт главным двигателем человеческих знаний. Основным руслом приобретения новых знаний, открытия эффектив­ных истин, согласно Бэкону, должен стать не опыт как пас­сивное наблюдение и созерцание мира, природы и человека (в основном таковым он и был в аристотелизме, затем и в средневековой схоластике), а опыт как эксперимент, по­средством которого исследователь «вопрошал» природу и получал конкретные ответы.

Экспериментальное же естествознание для формулиров­ки действительно эффективных истин нуждалось в матема­тическом осмыслении. Именно в эту эпоху древнегреческая математика не только была возобновлена, но и получила развитие, совершенно не известное античности (алгебра, аналитическая геометрия, математика переменных вели­чин).

Декарт является автором знаменитого утверждения cogitoergosum(«мыслю, следовательно, существую»), смысл которого в утверждении силы разума; задача его - господство над силами природы. Но апелляция к разуму не исключает другого важнейшего принципа - принципа сомнения. Оно возникает потому, что на разум влияют «иллюзии и чувства», человеческие страсти. Лишь освобождение от них будет означать, что разум очистился, и человек начнет в полном смысле слова «думать». Декарт раскрывает и смысл познавательного акта: чело­век должен научиться «расчленять» вещи для их познания. Важны­ми элементами познавательного процесса являются сам познающий субъект и метод. [1; С. 15]

Его оппонентом выступил Томас Гоббс.

«...Вряд ли можно считать правильным, - писал Гоббс, - такое умозаключение: я есмь нечто мыслящее, следовательно, я есмь мышление; или: я есмь нечто понимающее, следовательно, я есмь разум. Ибо таким же образом я мог бы сказать: я есмь нечто прогуливающееся, следовательно, я есмь прогулка. Декарт, таким образом, отождествляет понимающую вещь с понима­нием, которое есть акт разума, или понимающую вещь с разу­мом, который есть способность понимающего». [4; С.375]

Томас Гоббс(1588-1679) английский философ материалист. Родился в семье священника, получил классиче­ское образование в Оксфорде. Некоторое время он состоял се­кретарем Фрэнсиса Бэкона. Гоббс был лично знаком с Гали­леем, Гассенди и другими известными прогрессивными мыслителями своего времени. Мировоззрение Гоббса сложилось под влиянием английской буржуазной революции 17 в. Накануне революции и в период Долгого парламента Гоббс был сторонником монархии. С 1640 г. находился в эмиграции во Франции, вернулся на родину в 1651 пос­ле упрочения диктатуры Кромвеля, политику которого Гоббс пытался идеологически обосновать.

Продолжая линию Бэкона, Гоббс рассматривал знание как силу. Однако, в отличие от Бэкона, на пер­вый план Гоббс выдвигал научное понимание общества как средства познания причин гражданских войн и их преодоле­ния. Гоббс создал закончен­ную систему механистического материализма. Геометрия и механика для Гоббса - идеальные образцы научного мышления. Природа представляется ученому совокуп­ностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. По­следнее понимается как чисто механическое, т. е. как перемещение; к нему сводятся все высшие формы дви­жения.

Еще до возникновения ассоциативной психологиикак направления он создал систему, где элементы сознания (ощущения и представления как их следы) связываются между собой на основе механистических по своей сути связей (смежности ощущений в пространстве и во времени), которые впоследствии назовут ассоциациями.Вместе с тем Гоббс считал все психические процессы лишь феноменальным отражением мозговых процессов, т. е. решал психофизическую проблемув духе психофизического параллелизма.[3; С. 108]

В этом плане он критиковал учение Р. Декартао существовании двух взаимодействующих между собой субстанций, рассматривая человека как «тело среди множества других тел» и психику как функцию материи. В учении о человеческих способностях он придерживался представления об изначальном, природном равенстве людей.

Отрицая объективную реальность качеств, многооб­разия природы, Гоббс рассматривал чувства, качества не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Он разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство - как образ, создаваемый разу­мом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время - как субъективный образ движения.[2; С.119]

Таким образом, в философских учениях Англии в XVII в. происходит формирование эмпирического направления, родоначальником которого явился Ф. Бэкон, продолжателем – Т. Гоббс, и которое в дальнейшем получило развитие как эмпирическая психология.


2. Методы познания в произведениях Томаса Гоббса.

Метод познания у Гоббса представляет собой соединение рационализма с номинализмом. Переход от единичного к общему, от чувствительного восприятия к поня­тиям совершается у Гоббса на основе номиналистической кон­цепции, согласно которой общие понятия - лишь «имена имён». Гоббс различал два метода познания: логическую дедук­цию механики и индукцию эмпирической физики.

Гоббс написал философскую трилогию «О теле» (1655-), «О человеке» (1658) и «О гражданине» (1642). К последней книге тематически примыкает работа Гоббса «Левиафан» (1651), в основном посвященная проблемам государства и об­щественного устройства. Рассматривая отношение индивида к обществу и государству, Гоббс одним из первых осветил эту проблему с позиций психологии.

Человек рассматривался им как существо, наделенное от природы стремлением к самосохранению и собственной выгоде (Природа человека, 1650). Поскольку первоначально люди жили разобщенно, в состоянии войны всех против всех, они, с целью обеспечения своей безопасности и достижения гражданского мира, добровольно согласились ограничить свободу каждого, перенеся индивидуальные естественные права на государя (государство, которому принадлежит абсолютный суверенитет) (Левиафан, 1651).