Смекни!
smekni.com

Психологические учения XVIII века (стр. 4 из 5)

5. Интерес является движущей силой и формирует стремле­ние человека к счастью, которое определяется как физическое


удовольствие. Таким образом, понимание счастья у Гельвеция схоже с пониманием потребностей у Ламетри.

6. Физические потребности обусловливают и определяют все человеческие поступки, действия и мысли, а также некоторые эмоции, например дружбы и любви.

7. Исходя из первого положения о первичности и врожден­ном характере способности к ощущению, которая реализуется благодаря работе органов чувств, Гельвеций ставит вопрос о том, что качество и совершенство этих органов и определяет различия между людьми и их мышлением, но сам же и отрицает правомер­ ность этого утверждения.

8. Это отрицание основано на опытном заключении о том, что люди имеют одинаковый изначальный уровень способно­ стей к восприятию ощущений.

9. Неравенство умов не заключается и в различиях культуры, географии, национальностей, пищи и темперамента. То есть объективные внешние факторы также не влияют на интересую­ щие нас различия.

10. Исходя из того что причиной различий не могут быть ни врожденные феномены, т. е. ощущения, ни объективная окружа­ ющая среда, есть что-то субъективно приобретенное, и именно оно и обусловливает эти различия.

11. Субъективно приобретенным феноменом человеческой пси­ хики Гельвеций считал, во-первых, страсти, которые и являются движущей силой мышления, и, во-вторых, случайные необъектив­но происходящие внешние воздействия, иначе говоря, случай.

12. Страстью, побуждающей человека к действию, т. е. разви­ тию своих мыслительных способностей, является стремление к славе. При этом страсть есть продукт и результат воспитания и, более того, является сублимацией физического наслаждения.

13. Таким образом, воспитание и случай есть две причины различия в умственных способностях у разных людей.

Историческое значение теории Гельвеция об индивидуаль­ ных различиях умственных способностей заключается в том, что он обнаружил решающее влияние воспитания на процесс фор­ мирования личности ребенка, что впоследствии нашло свое от­ ражение во многих современных теориях развития и воспитания.

Концепция воспитания Ж. Ж. Руссо

Жан Жак Руссо (1712—1778), выдающийся мыслитель, фило­ соф, писатель, создал первую в истории психологии целостную систему воспитания и развития ребенка, сведя и своем сочине нии «Эмиль, или о воспитании» все существующие до этого взгляды на эту проблему.

Руссо считал, что культура и цивилизация оказали негативное воздействие на человека, изначально доброго, способного к со­ страданию и любви. На основе такого понимания природы чело­ века Руссо считал, что для создания гармоничной целостной личности необходимо следовать за природой, но не подражать ей внешне, а обращать внимание на естественное развитие ребенка.

В своей теории Руссо выдвигал и научно обосновывал следую­ щие принципы развития и воспитания ребенка. Во-первых, всег­ да необходимо учитывать индивидуальные различия ребенка, и взрослый воспитатель должен знать особенности развития каждого ребенка, с тем, чтобы адекватно применять это знание в процессе воспитания. Во-вторых, помимо индивидуальных различий, существуют и общие для всех детей особенности, свя­ занные с тем или иным возрастным этапом, и эти особенности также должны быть хорошо известны воспитателю, выполняю­ щему свою главную задачу — формирование личности ребенка. На основе этого утверждения Руссо создал первую возрастную периодизацию, включающую в себя четыре этапа.

1. Первый этап длится с рождения до 2 лет, главной задачей здесь является физическое развитие ребенка, так как в это время речь еще не развита, а следовательно, нет необходимости зани­ маться умственным воспитанием.

2. Второй этап, длящийся 10 лет — с 2 до 12 лет, должен быть посвящен развитию сенсорных способностей ребенка, в первую очередь развитию способности к ощущению, так как именно ощущение является основой формирования у ребенка мышле­ ния. В связи с этим Руссо считал, что систематическое обучение может быть успешным только в случае сформированности у ре­ бенка способности к ощущению и поэтому не должно начинать­ ся ранее 12 лет.

3. Третий период — с 12 до 15 лет — необходимо посвятить обу­ чению ребенка, так как основа мышления — ощущение — уже сформирована, и поэтому ребенок способен воспринимать и усваи­вать полученные знания. Но важно помнить, что в этот период у ре­ бенка еще не сформированы моральные и этические нормы и чув­ ства, поэтому знания, получаемые им, должны иметь отношение только к естественным и точным наукам, а не гуманитарным.

4.Четвертый период, длящийся от 15 лет до совершеннолетия, является основой для закладывания главных ценностей, норм и понятий, так как в этот период у ребенка начинает активно формироваться чувственная сфера, что обусловлено накоплением определенного жизненного опыта. Важнейшей задачей для воспи тателя в этот период является формирование правильных, добрых чувств и суждений, а также способности к волевому действию.

Историческое значение теории Руссо заключается в том, что в ней впервые была произведена попытка с научной точки зрения объяснить психическую природу ребенка, и была дана первая в истории психологии возрастная периодизация психического развития. И хотя теория Руссо не учитывала многих факторов, влияющих на становление личности ребенка, она явилась основой для дальнейших разработок в области возрастной психологии.

Суть учений Дени Дидро и Пьера Кабаниса

Дени Дидро (1713—1784), полемизируя с Гельвецием по во­ просу природы человеческих способностей, отрицал решающее влияние случая на их формирование. Он определял случай как условие, но не ведущую причину, а результат формирования тех или иных способностей зависит в первую очередь от возможно­ стей самого человека, которые есть продукт естественной истории его развития. Таким образом, Дидро стремится к рассмотрению психики человека в широком биолого-историческом контексте.

Учение французского врача — философа Пьера Кабаниса (1757—1808), исследовавшего опытным путем функции челове­ ческого мозга, является завершающим этапом в развитии фран­цузского материализма. Кабанис через наблюдение за пригово­ ренными к смертной казни людьми и их поведением сделал вы­ вод о том, что мышление неразрывно связано с мозгом и является его функцией. Эта связь представляется как процесс выработки мысли — единицы мышления — мозгом, подобно вы­ работке желчи печенью. В объяснении и происхождении всех че­ ловеческих способностей, характеров и нравов Кабанис также опирался на физиологические основы природы человека.

Развитие отечественной психологической мысли

Особое влияние на формирование русской философской и психологической мысли оказал господствующий в России фео­ дально-крепостнический строй. Все прогрессивные мыслители и философы России в своих трудах вели борьбу с государствен­ ной идеологией крепостничества и религии и важнейшей зада­ чей ставили изучение человека в гуманистическом, научном ключе, стремясь искоренить из недр общества всевозможные суе­ верия и предрассудки. Эти идеи соотносились и с популярным в то время и набирающим силу движением Просвещения, глав ной задачей которого было установление власти разума, науки и свободы и искоренение всех старых феодальных идеологий и взглядов. В России в XVIII в. идеи Просвещения исповедовали такие крупнейшие мыслители, и философы своего времени, как Н. Н. Поповский, Н. И. Новиков, В. Н. Татищев, Д. И. Фонви­ зин, Д. С. Аничков, Я. П. Козельский, П. С. Батурин, С. Е. Дес ницкий, Г. С. Сковорода, А. Н. Радищев и многие другие.

В. Н. Татищев в своих работах развивал идеи зависимости ум­ ственного развития ребенка от просвещения и обучения. Так, источником индивидуального ума он считал опыт других людей, который передается посредством языка и письменности.

И. Михайлов в своей книге «Наука о душе», ставшей первой в России книгой по психологии, систематизировал весь багаж пси­ хологических знаний, опираясь на эмпиризм Локка и описывая конкретные, поддающиеся опытному изучению явления челове­ческой психики — ощущения, волю, мысли как ассоциации пред­ ставлений, и при этом отметая вопрос о бессмертии души как не поддающийся практическому изучению, а следовательно, и не име­ ющий решающего значения для понимания природы человека.

М. В. Ломоносов, великий русский ученый, физик, химик, фи­ лософ, поэт, заложил в России основы материалистического под­ хода к пониманию природы человека. В своей работе «Слово о происхождении света» (1757) Ломоносов выдвинул трехкомпо нентную теорию цветового зрения, содержащую материалисти­ ческие объяснения понятий ощущений, восприятия, представле­ний и структуры мозга. Так, ощущения Ломоносов объяснял как результат воздействия на органы чувств человека предметов внеш­ ней среды, при этом и первичные, и вторичные качества счита­ лись объективно существующими, а различение и интерпретация внешних раздражителей зависели от работы мозга. В работе «Краткое руководство к риторике» (1744) Ломоносов развивает в материалистическом ключе свои представления и идеи относи­ тельно основных познавательных способностей человека, в том числе воображения, представления и речь, а также изучение при­ роды так называемых страстей и роль ума в борьбе с ними.

Понимание природы человека по А. Н. Радищеву

А. Н. Радищев (1749—1802) в своих трудах наиболее глубоко развивал идеи Ломоносова. Его взгляды имели революционно- демократическую, материалистическую и в то же время ярко вы­ раженную гуманистическую направленность и были сформиро­ ваны на основе изучения и анализа теорий Гоббса, Декарта, Спинозы , Локка и французских материалистов.


В понимании Радищевым природы человека можно выделить следующие идеи.