Смекни!
smekni.com

Кросс-культурная и этническая психология как отрасли социальной психологии (стр. 2 из 5)

Психологи эволюционистского направления ставят во главу угла универсальность человека, которая создавалась путем естественного отбора. Природа поддерживает те механизмы поведения, которые, получив толчок к возникновению из-за условий окружающей среды, способствуют сохранению и распространению генов данной особи. Благодаря нашей эволюционировавшей природе появилось свойственное всякому человеческому сообществу распределение социальных ролей. Каждое общество ранжирует людей в соответствии с авторитетом и статусом. И у каждого общества есть свое мнение об экономической справедливости. Культура порождает специфические правила для выработки этих элементов социальной жизни.

Приверженцы эволюционистского направления по-своему учитывают влияние окружающей среды. Она взаимодействует с возникшими в процессе эволюции поведенческими механизмами, по существу, точно так же, как внешнее трение - с эволюционировавшими кожными покровами при образовании мозолей.

Сторонники культурологического подхода, не отрицающие того факта, что для любого вида поведения необходимо наличие эволюционировавших генов, ставят во главу угла адаптивность человека. Различия в языке, обычаях и экспрессивности заставляют предположить, что человеческое поведение по большей части запрограммировано культурой.

В науке сосуществуют две точки зрения относительно перспектив развития национально-психологических особенностей людей. Согласно первой - интенсивность международного общения в современном мире приводит к размыванию национальных границ, формированию единых норм и правил. В результате, например, японец или китаец, получивший образование в США, усваивает особенности американского мышления и поведения.

Представители второго направления, напротив, склонны отводить национальным особенностям одно из центральных мест в международном общении. Они полагают, что трудности, в частности, на переговорах бизнесменов и политиков возникают в связи с различиями в ожиданиях, обусловленных различиями культур, к которым принадлежат лица, их ведущие. Наибольшее влияние на человека оказывают нормы поведения, ценности, традиции, обычаи, усвоенные им с детства, т.е. те, которые имеют именно национально-психологическую основу.

Шведский исследователь Йонссон К. отмечает, что в процессе делового общения при значительном совпадении интересов общающихся сторон, т.е. при сотрудничестве, национальные различия не замечаются, но стоит возникнуть конфликту, как они начинают играть важную роль. Это имеет существенное значение для следователей, общение которых с представителями различных национальностей зачастую носит конфликтный характер (допрос, задержание и т.д.).

Культуры индивидуализма и коллективизма. Одним из распространенных критериев, по которым могут различаться культуры, основан на том обстоятельстве, что система ценностей, принятая в том или ином обществе, ставит на первое место индивидуальный самоконтроль и личные достижения, либо обязательства общественной солидарности.

Для индустриально развитого западного общества характерны ценности индивидуализма. Оно отдает предпочтение самостоятельности и личному благополучию в ущерб социальной идентичности. Западные книги и кинофильмы зачастую превозносят непреклонного индивидуалиста, который старается удовлетворить свои собственные интересы, вместо того, чтобы оправдать чьи-то ожидания. Индивидуализм процветает в условиях изобилия, социальной мобильности, урбанизма и интенсивного воздействия средств массовой информации.

В азиатских культурах и вообще в странах третьего мира больше ценится коллективизм. Наивысший приоритет люди приписывают целям и благополучию своих групп - семейных, групповых, клановых. В книгах и кинофильмах стран коллективистской культуры прославляются те, кто, поборов искусы эгоизма, постоянно помнят, кто они такие, и неукоснительно исполняют свои общественные обязанности. Обычно коллективизм процветает там, где люди постоянно сталкиваются с всеобщими бедствиями, например голодом; там, где семьи велики и жизнь требует взаимовыручки.

В юности индивидуалисты стремятся отделиться от родителей и жить самостоятельно. Они чувствуют себя вправе оставить свою семью, работу, церковь в поисках лучших для себя возможностей. Разрушив свои социальные связи - оторвавшись от родственников, семьи, друзей - индивидуалисты ревностно оберегают свою индивидуальность, чувство собственного Я. Психотерапевт Фриц Перлз следующим образом сформулировал схему индивидуализма: «Я занимаюсь своим, а вы занимайтесь своим. Я в этом мире вовсе не для того, чтобы удовлетворить ваши ожидания. А вы - не для того, чтобы удовлетворить мои».

В коллективистских культурах, в которых высоко ценится групповая солидарность, подобные слова произносятся редко. Для коллективистов именно общественные связи обуславливают поведение человека и помогают определить, кто он есть.

В индивидуалистических культурах родители и школа учат детей независимости и самостоятельному мышлению. Сразу же после рождения родители начинают воспитывать в детях независимость. Школа учит ребенка определять свои собственные ценности и думать самостоятельно. Если вы являетесь носителями западной культуры, то, скорее всего, воспринимаете все это как должное. Если же вы живете в Азии, вас, вероятно, покоробит подобный индивидуализм, и вы предпочтете учить детей ценностям коллективизма и взаимопомощи. Вы также сохраните связи со своей большой семьей, родственниками, заботясь о престарелых родителях.

У коллективистов могут быть установлены взаимоотношения с меньшим количеством людей, но эти взаимоотношения глубже и длятся они дольше. В коллективистских культурах отношения «работник - работодатель» отмечены взаимной лояльностью. Ценя социальную солидарность, люди стараются поддерживать гармонию, демонстрируя взаимное уважение и позволяя другим «сохранять лицо», избегают конфронтации. Коллективисты судят о человеке по его групповой принадлежности, поскольку для них важна социальная идентификация.

Индивидуалисты осторожно относятся к стереотипам и стараются не судить о людях по их социальному положению и занятию. Носители индивидуализма также, конечно, склонны к предвзятости, но основана эта предвзятость, как правило, на очевидных персональных атрибутах, таких как физическая привлекательность. И наконец, индивидуалисты склонны объяснять поведение людей их индивидуальными особенностями.

Триандис, Брислин, Гуи советуют индивидуалистам, оказавшись в коллективистской культуре:

· избегать конфронтации;

· культивировать долговременные взаимоотношения, не ожидая быстрого сближения;

· скромнее подавать себя;

· интересоваться положением людей в групповой иерархии;

· обозначать собственное социальное положение.

Коллективистам, попавшим в страну с индивидуалистической культурой, следует свободнее, чем обычно:

· критиковать;

· переходить прямо к делу;

· демонстрировать свои умения и достижения;

· придавать больше значения личным качествам собеседника, нежели его социальному положению и принадлежности к той или иной группе.

Каждая культура имеет свои преимущества и недостатки. В конкурентном индивидуалистическом обществе люди имеют больше личной свободы, больше гордятся своими личными достижениями и менее связаны ожиданиями окружающих. Но в качестве расплаты за это – в культуре индивидуализма больше случаев стрессовых расстройств, депрессии, чувства одиночества и бессмысленности существования, самоубийств, возникающих в первую очередь тогда, когда у человека нет большей привязанности, чем он сам.

При попадании в чужую страну или при контакте с иностранцами в своей стране люди нередко испытывают культурный шок. Что такое культурный шок? Разберем это понятие.

Культурный шок – это состояние потрясения, испытываемое человеком при первом контакте с чужой культурой. Исследователи сходятся во мнении о стрессогенности первичного воздействия на человека иной культуры. Они отмечают, что контакт с ней на начальных этапах может вызвать у личности дискомфорт, тревожность, раздражительность, депрессию, ухудшение психического здоровья в целом.

Культурный шок является неприятным явлением еще и потому, что он может спровоцировать пересмотр человеком своих жизненных позиций. Так, в сознании некоторых русских людей, пребывающих в состоянии культурного шока, наблюдается занижение значения своей национальной культуры и личностной самооценки. Этого не скажешь о гражданах США, которые изначально считают, что все неамериканское - плохое.

По мере адаптации человека к чужой культуре шок проходит. Но пока иноплеменник находится в состоянии шока, он рискует проявить себя не толерантным к иной культуре. Естественные носители языка обычно снисходительны к языковым ошибкам иностранцев, говорящих на их языке. Но незнание культуры, обычаев, традиций чужой страны, что, казалось бы, для иностранца вполне оправдано, как правило, не прощается. Он производит отрицательное впечатление. Это с одной стороны.

Рассмотрим другой аспект этой проблемы. Неподготовленный в области кросскультрной психологии следователь, сам того не желая, может стать виновником конфликта культур.

Конфликт культур – это ситуация непонимания и неверного толкования представителем одной культуры поведения представителя другой культуры в силу ее незнания. Приведем конкретный пример конфликта культур.

В городе Калининграде специалисты из Германии на одном из заводов проводили монтаж оборудования. Когда их работа подходила к концу, со строительной площадки были украдены дорогостоящие комплектующие детали. Представители российской стороны обратились с заявлением в милицию. Пока шло расследование преступления, работа была приостановлена. В ходе осуществления оперативно-следственных мероприятий допрашивались, как наши специалисты, так и иностранцы. Вскоре немецкие инженеры проинформировали руководство завода о том, что они хотят уехать в Германию и вернуться, как только монтаж станков можно будет возобновить.