Смекни!
smekni.com

Кросс-культурная и этническая психология как отрасли социальной психологии (стр. 4 из 5)

М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух ка­питализма», изучая статистические данные о професси­ональном составе населения в Бадене, обратил внима­ние на непропорционально большое число протестантов среди богатых. Ядром духа капитализма, по мнению М. Вебера, является пред­ставление о профессиональном долге. Главная норма протестантизма - рациональное хозяйствование, ори­ентированное на увеличение производительности и ум­ножение капитала. Протестантская норма: «зарабатывание денег - мой долг, в этом - моя добродетель и источ­ник моей гордости и уважения ко мне со стороны сограж­дан» - это - священный долг. Рациональная организация собственно­го дела - есть спасение собственной души. Поэтому надо считать деньги, надо беречь их, надо всеми средствами приумножать капитал, ибо это угодно Господу. Капита­лист угоден Богу не потому, что он богат и может отдох­нуть, вкусить мирских плодов. Он угоден потому, что не может позволить себе этого, т.к. выполняет священный долг приумножения капитала, отказывая себе во всем. Характерной чертой протестантской морали, которую М. Вебер назвал мирским аскетизмом, является невозмож­ность отдыха, высокая интенсивность исполнения трудо­вого долга за счет отказа от земных радостей.

Менталитет русского характеризуют крайности и противоречия. Русским присущи крайняя холод­ность и сердечность, лень и вспышки энер­гии, деспотический железный порядок и анар­хия, жестокость и сострадание, религиозность и безбожие, слепая покорность и бунтарство. Русский человек может быть святым, но может и не быть честным. Святая Русь имеет коррелятив в Руси мо­шеннической, подобно тому, как моногамная семья име­ет коррелятив в проституции.

Преобладание нравственных ценностей над правовыми. Еще П.П. Флоренский отмечал у русских такую характерную черту, как «перевес начал этических и религиозных над общественными и пра­вовыми». У русских принято поступать не по за­кону, а по справедливости, т.е. по совести. Моральные представления доминируют в сознании русского человека в силу меньшей правовой упорядоченно­сти, нормативной организованности русского общества по срав­нению с Западом.

В нашей стране человек всегда чувствовал себя совершенно бесправным. Если он и мог к чему-то апеллировать, то не к закону, а к совести, состраданию, христианскому милосердию, к духовному уровню другого человека, прежде всего, обличенного властью. Царь, генеральный секретарь – словом «барин» любого уровня, мог миловать, а мог и казнить. И это зависело не от зако­на, а от того, внемлет ли начальствующее лицо мольбе, просьбе, простит ли «Христа ради», а не ради такого-то параграфа, статьи закона. Что касается советской морали, то для снисхождения или оправдания надо было апеллировать не к закону, не к совести и Богу, а к классовой пользе, но опять-таки не к правовой норме.

В России законы воспринимаются не как це­лесообразные принципы устройства общества, а как аппа­рат репрессий и ограничения свободы. В сознании росси­ян понятия «закон» и «мораль» разграничены. Законы в России люди считаются несправедливы­ми, бездействующими и необъективными. В США – напротив - понятия «закон», «мораль», «справедливость» слиты воедино.

Специфика понимания россиянами правды и лжи заключается в том, что они считают морально приемле­мой «ложь во спасение». В одном из исследований большинство россиян согласи­лись дать в суде ложные показания ради спасения неви­новного обвиняемого.

Факт того, что в России существует крайне сложное отношение к законам, правилам и предписаниям, иллюстрирует следующий пример. Никто в нашей стране не удивляется, увидев курящих людей под грозной надписью «Не курить!».

Отношение русского человека к власти существенно отличается от отношения к ней западного челове­ка. Русский знает лишь далекую, чуждую и суровую власть, ко­торая, не имея с ним никакой внутренней связи, требовала от него абсолютной покорности. Власть имущие в России хорошо знали, что внутреннее со­противление русской души можно обуздать только беспощадными мерами. Система подавления властью народа берет начало с опричнины Ивана Гроз­ного и проходит через всю историю России вплоть до ЧК, НКВД, КГБ и ФСБ. Между тем специалисты по соционике считают, что доминирующей потребностью русского народа является стремление жить в сильном государстве, которое бы взяло на себя функции защиты его материальных интересов и волевой мобилизации. По­следователи психоаналитической школы 3. Фрейда связывают с женским началом доминирующий среди русских психологический тип. В этом ракурсе они считают ведущей функцией русского этноса стремление к подчинению мужской власти. Такую доминантную, сильную, жесткую маскулинную власть сознание народа олицетворяет с главой государства.

Русский менталитет характеризуют открытость, готовность прини­мать влияния извне. Русских характеризует пи­етет перед всем иностранным. У нас нет пророка в своем отечестве. Как явствует из «Повести временных лет», наши предки пригласили Рюрика для осуществления менеджерских функций потому, что сами не могли договориться о том, кто главнее на Руси. Веру мы заимствовали из Византии. А со времен Петра Великого в нашей стране принято считать, что все русское - плохое, иностранное - хорошее. Обратите внимание на то, как быстро и легко внедряются в наш язык иностранные слова. У русских существует психологическая установка на восприятие внешних влияний. Не по этой ли причине в отношении к прошлому, к опыту, накопленному пре­дыдущими поколениями, в России периоди­чески возникает «культурная амне­зия» - стремление значительной части этноса отбросить накопленный ранее опыт, сконцентри­рованный в форме традиций, и начать все с нуля, не учитывая то положительное, что было на­коплено в своей собственной культуре.

Интуитивно-чувствующий тип. Множество фактов говорит в пользу того, что русский тип - тип с доминирующим пра­вым полушарием - художественный, импульсивный, эмоциональный тип. Какие аргументы подтверждают это? Русский язык насчитывает около 60 тыс. слов и выражений. Такое лексическое богатство необ­ходимо нам для выражения чрезвычайно сложного, эмоционального, художественного мировидения. «Поцелуйный этикет» - ставшие традицией объятия и привычка энергично здороваться. Любовь к хоровому пению (не слушать хор, а именно петь хором), особенности наших танцев, сочетающих дикое, импульсивное, архаическое начало (пляски) и ритмическую упоря­доченность (выход или хороводы), также сви­детельствуют о превышении нормы правополушарности.

Отмечая преобладание интуиции над логикой как сторону характера русских, известный исто­рик В.О. Ключевский писал, что природа России «часто смеется над самыми осто­рожными расчетами великоросса: своенравие климата и почвы обма­нывает самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопостав­ляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великоросский авось». Отсюда три слова, олицетворяющих русского человека: «авось», «небось» и «как-нибудь».

Русских характеризует преобладание индивидуально-личностных отношений над формальными. В обще­ственных местах русские воспринимаются иност­ранными наблюдателями грубыми, невежливыми и малоэмоциональными. Но, отмечая большую, чем у европейцев и американцев, холодность русских при анонимных контактах, зарубежные наблюдате­ли подчеркивают их теплоту в отношениях внутригрупповых, особую значимость друзей и дружбы. Русские близким людям открывают всю душу, но с незнакомыми людьми иногда бывают грубыми и агрессив­ными. Формальность отношений русских к аутгруппе возрас­тает с ростом социального статуса.

Русских характеризует диффузное общение, когда человек отбирает себе друзей и знакомых не толь­ко с точки зрения того, какие цели с ними удоб­но и интересно осуществлять, а по некоторым глобальным признакам, характеризующим их как личность. В США каждый человек хорош и нужен только в определенных обстоятельствах и для оп­ределенных занятий. Выделяют друзей по работе, по отдыху, по спорту. В России такое поведение вы­зывает осуждение.

Пессимизм. Рус­ские обычно ожидают наихудшего варианта развития событий. На вопрос: «Как дела?» русские обычно от­вечают: «Нормально», что означает: «Не очень плохо». У американцев на подобный вопрос принято отвечать: «Fine!», что означает - «Отлично!», «Превосходно!». Другой ответ вызывает у них недоумение. Одна из странных особенностей представителей русской куль­туры в глазах Запада - это мрачность, неприветли­вость, отсутствие улыбки.

В западном мире вообще, а в англоязычном в особен­ности, улыбка - это формальный знак культуры, традиция, обычай, обязательный компо­нент обслуживания. Улыбка не имеет ничего общего с искренним расположением к тому, кому улыба­ешься. В «Чейз Манхэттен бэнк» висит объяв­ление: если наш оператор вам не улыбнулся, заявите об этом швейцару, он выдаст вам доллар.

У русских улыбка - это только биологическая реакция на положительные эмоции. В русском языке словосочетания «де­журная улыбка», «вежливая улыбка» имеют отрицательные коннотации: дежурная - значит по обязанности, вежли­вая - значит, не от души. Сатирик Михаил Задорнов на­звал американскую улыбку хронической. Хронической в русском языке бывает только болезнь. Одной американке в Петербурге старушка сказала: «Чего ты лыбишься?» Призыв Д. Карнеги «Улыбайтесь» приводит к реплике: «Чему улыбаться-то? Денег не платят, вокруг проблемы, а вы - улыбайтесь».

Русские в зеркале общественного мнения. Фонд «Общественное мнение» привел данные общероссийских опросов, проведенных в январе 1995 г. Респондентам было предложено отметить наиболее характерные признаки для типичных представителей различных национальностей. Типичный русский выглядит в зеркале общественного мнения следующим образом (в скобках приведен процент отме­тивших соответствующее качество к числу опрошенных) - добродетели: открытость (65), гостеприимство (60), терпеливость (56), готовность помочь (55), миролюбие (47), надежность (40); пороки: лень (23), безответственность (26), непрактичность (35). Как видим, «картинка» в основных чертах совпадает с теоретической моделью.