Смекни!
smekni.com

Психические процессы воображение (стр. 3 из 4)

2.2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.2.1. РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Особенности характера человека всегда связаны с особенностями его

деятельности. Представим себе любое практическое дело. Например, вождение

автомобиля. Посадим за руль человека с демонстративным характером, и пусть он

учится ездить на машине. Как он будет себя вести? Во-первых, он, будет

копировать внешнюю сторону вождения, стремиться произвести впечатление на

окружающих, будет имитировать действия, водителя-профессионала, при этом не

особенно вдумываться, в то, что. делает. Научиться водить автомобиль таким

путем можно. Но даже для освоения одного только вождения (не говоря уже о

правилах дорожного движения) этого недостаточно. Нужны знания. Так, например,

оказывается, что При торможении на слегка влажной дороге под колесами может

образоваться воздушная пленка, и автомобиль становится неуправляемым. Если не

знать этого, а 'опираться' на одно только непосредственное <чувство

автомобиля>, копировать внешние действия, водителя - наверняка ошибешься.

Итак, управление автомобилем на основе одних только чувств несовершенно, и

всегда может быть связано с ошибкой.

Теперь понаблюдаем за психастеником. Прежде чем сесть за руль, он

основательно подготовился. Прочел массу журналов и книг по автоделу,

содержащих, кроме всего прочего, и сведения по вождению. Он очень многое

знает и может рассказать, что и как надо делать. Но, во-первых, плохо может

делать то, что знает, во-вторых, не всегда вовремя соображает, какие из

многочисленных имеющихся у него знаний приложить к данной ситуации. В

результате так же, как и демонстративный, ошибается, хотя его ошибки другого

рода. Крайности, которые проявляются в психике человека, сказываются и в том

виде деятельности, которым человек занимается. Очевидно, что средний между

двумя крайними путь освоения деятельности (в данном случае - вождения)

является наилучшим: человек не только чувствует то, что надо делать, не только

может повторить одно действие за другим, но и полностью осмысливает, понимает

его.

2.2.2. ОСОБЕННОСТИ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОГО ЧУВСТВА.

Интуитивное чувство того или иного явления в целом складывается под

влиянием совокупности причин. Оно не может быть вызвано произвольно, <от

головы>. Как и всякое чувство, оно лишь относительно управляемо: его можно

немного сдержать, по-другому направить, но управлять им произвольно нельзя,

поскольку это чувство, а не умозрительная конструкция. Его нельзя долго

сдерживать, оно должно быть выражено, осознано, иначе уйдет, как вода сквозь

пальцы. Носить в себе одно и то же чувство тоже нельзя - вся душевная жизнь

остановится. Если чувство явления в целом есть, оно всегда хрупко, любое более

сильное чувство может сбить его, и оно <рассеется>. Интуитивное чувство

развивается, как правило, медленно - картина того, что интересует, должна

сложиться, поэтому оно дает ответы на вопросы с большим запаздыванием,

отвечает не на то, что спрашивается в данный момент. Чтобы идея родилась, она

должна созреть. Давно замечено, что творческие люди часто отвечают <невпопад>,

не на то, что спрашивается в данный момент, отсюда возникают недоразумения,

иногда забавные, порою - досадные. <Вы меряете современность слишком малыми

мерами>,- говорил В. Брюсов в ответ на упреки, что поэт, писатель не могут

сразу отвечать на прямые вопросы времени. Даже В. Шукшина в свое время

обвиняли в том, что он пишет о <вневременном>. Многие ученые занимались тем,

что их современникам казалось совершенно неприложимым к жизни и ненужным.

Впоследствии же оказывалось (и так будет всегда!), что художник, ученый -

наилучшие выразители своего времени, своей эпохи. Они дали ответы на вопросы,

которые больше всего назрели. Увы, окружающим это становится ясно лет через

10, 20, а той через 100. Почему так получается? Потому, что творец

воспринимает вопросы не из слов, понятий, а сердцем, от впечатлений, с

которыми сталкивается, от того, что его больше всего поражает, что задевает

и начинает <перевариваться> в подсознании. ) Белинский был прав в том, что

художник не может руководствоваться ни чуждою ему волею, ни даже собственным

произволом. Он может подчиняться только интуитивным чувствам, которые

развиваются исподволь, иногда делают множество толчков прежде, чем двинуться

к ясному выражению и осознанию. На вопрос, который его волнует сейчас,

художник может получить ответ, следуя по тому же пути, через некоторое время,

но не раньше, чем ответ созреет. То, что интуитивные чувства лишь относительно

управляемы, может вызывать сожаление. Их нельзя отложить, сразу направить на

то, что в данный момент перед глазами, им можно только подчиняться или не

подчиняться, если они возникают. Однако, несмотря на временность и

скоротечность интуитивных чувств, их относительную управляемость, при

столкновении с одни ми и теми же явлениями они оживают вновь. Это повышает

вероятность их осознания. Известно так называемое <лестничное остроумие>.

когда самые умные мысли приходят в голову уже после разговора, на лестнице.

Возможно, в этих случаях творчество срабатывает с запаздыванием, когда

сознательный контроль поведения снижается. Один мой знакомый рассказывал, как

он ощущает приближение вдохновения: в спине, как будто бы в позвоночнике,

появляется напряжение, затем оно движется выше, захватывая плечи, шею. Это

напряжение он сравнивал с ощущением от загара, обожженной на солнце кожи.

Жжение (напряжение?) движется по позвоночнику вверх. Медленно. Как бы