Смекни!
smekni.com

Один разговор по поводу игровой зависимости (стр. 1 из 5)

Оковы лудомании

Шишова Т. Л.

Несколько лет назад Москву, как и многие другие города СНГ, буквально заполонили игровые автоматы. Поползли слухи о тех, кто оставил в игральных салонах все свое состояние, но прекратить игру уже не может. Все чаще рассказывают о трагедиях с пожилыми людьми. Недавно по телевизору показывали одного известного писателя, который на старости лет так увлекся игрой на автоматах, что влез в страшные долги. У меня уже тогда, когда я об этом услышала, закралось подозрение, что тут дело нечисто. Ведь автоматы были и раньше. В достаточно большом количестве они появились в перестройку как нечто вроде развлечения для детей. Но такого, чтобы взрослые мужчины и женщины вдруг массово ринулись в них играть, а другие взрослые часами стояли за их спиной, напряженно вглядываясь в мелькающие изображения, ничего подобного не было и в помине! И о наркотической зависимости взрослых людей от игровых автоматов тогда тоже не было слышно. Подобное появилось лишь пару лет назад. Я пыталась найти какие-то сведения о том, в чем же тут фокус, но нигде ничего вразумительного не находила. Журналисты рассуждали о чем угодно, но вопрос, что именно заставляет людей так быстро впасть в рабскую зависимость от столь внешне примитивной игрушки, аккуратно обходили стороной. И вот, наконец, удалось узнать об интересных исследованиях, которые проводятся в Москве, в Душепопечительском центре св. прав. Иоанна Кронштадтского. Привожу свою беседу с заведующим миссионерским отделом, психологом ИЗЯСЛАВОМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ АДЛИВАНКИНЫМ.

С точки зрения исследователя, мы здесь сталкиваемся с целым рядом феноменов, которые практически невозможно объяснить без анализа самих принципов взаимоотношений человека с современной игральной системой. Вы правильно спрашиваете - "почему раньше такого не было?". Можно ответить так: глубинные механизмы человеческой личности не были столь скрупулезно изучены; сам человек не был столь катастрофически открыт, и техногенная "эволюция" еще не достигла нужного уровня, чтобы столь плачевно свести лоб в лоб создателя и потребителя в одном лице. И на практике анализируя сегодня воздействие игральных систем на человека, можно вполне понять, на что этот прогресс нацелен. Особенно имея ввиду современного человека, находящегося под постоянным информационным прессингом, так называемую "открытую личность", о которой сегодня много говорят психологи.

Зависимость от различных видов игр получила название "лудомании" (от латинского слова "lud" - "игра"). Ее можно подразделить на разные виды: зависимость от игровых автоматов, зависимость от игральных компьютерных систем (что, пожалуй, больше всего сейчас волнует родителей, так как подростки растут в условиях, когда игра на компьютере занимает у многих почти сто процентов свободного времени) и зависимость от игры в казино.

Давайте начнем с компьютерных игр.

Конечно, компьютерные игры являются способом техногенного влияния на человеческую психику. Но все-таки природа взаимоотношений человека с "домашним" компьютером существенным образом отличается от его взаимоотношений с игровыми автоматами. Во-первых, у компьютерной зависимости есть определенный возрастной ценз. В основном, это подростки и молодые люди лет до 18-20. Во-вторых, тут очень многое зависит от воспитания, от занятости ребенка, от того, как организован его досуг. От духовных устоев, наконец. Во всем этом большую роль подчас играют родители, которые сами толкают ребенка на пагубный путь, не в меру "компьютеризируя" его домашнее пространство. Хочу вспомнить одного мальчика, которого к нам в центр привезли из Новосибирска. Все в доме уже было украдено, он все свое время посвящал компьютерным играм. Его единственной задачей в жизни было украсть где-нибудь деньги и отнести их в компьютерный клуб. Вот что рассказал этот подросток. Сперва он играл в компьютер по пять часов в день, потом по шесть, по десять. А потом вообще перестал спать и играл постоянно. Заходил в салон и, пока деньги не кончались, не трогался с места. Мог провести так двадцать часов, целые сутки. Не спал, не ел. И в какой-то момент произошла удивительная вещь: компьютер вдруг превратился для него в некую отвратительную тварь, оттуда высунулись руки, схватили его и втянули вовнутрь. Мальчик описывал это так подлинно, что у нас не возникло сомнений: он увидел разверзшееся перед ним страшное духовное пространство. Хотя ребенка это ужаснуло, играть он не прекратил. Видение повторялось несколько раз, и в конце концов он приехал к нам, не имея сил самостоятельно отойти от компьютерных игр, но уже понимая, насколько это губительно.

Может быть, мальчик был психически болен?

Нет, врачи пришли к выводу, что никакой психиатрии там не было. И потом, это не единичный случай подобных рассказов. Да что тут такого невероятного, с христианской точки зрения? Мы же знаем, что в духовном мире действуют разумные духовные же силы. Тесное общение с техногенной системой, напичканной негативной информацией, столь утончило его психическое и духовное восприятие, что у "сущностей" компьютерного мира (о природе которых мы можем судить по "этике" компьютерных игр) появилась возможность ему "открыться". Впрочем, эти рассуждения уже на чисто духовные темы...

А если вернуться в область материального, то нужно понять следующее: чем игры совершеннее, чем ярче изображение, чем больше в игре возможностей, имитирующих реальность, тем сильнее такие игры втягивают в себя личность. Особенно личность молодую! Ну и, конечно, особую роль играет тот факт, что большинство компьютерных игр построено на имитации насилия со стороны игрока. Современные игры полностью имитируют человеческое тело, кровь, - в общем все, что сопутствует боевым сценариям. А ведь игрок не просто на это смотрит - он УПРАВЛЯЕТ насилием.

Однажды я, как некий партизан, проник в компьютерный салон, чтобы понаблюдать за ребятами. Признаюсь честно, я выдержал там минут пятнадцать и вынес четкое впечатление, что подростку с еще незрелой, неустоявшейся личностью бывает достаточно часа столь тесного контакта с подобного рода виртуальным миром, чтобы у него изменилось сознание, принципы взаимодействия с реальным окружающим миром.

Я уж не говорю о "виртуальной порнографии", где уже можно чуть ли ни управлять тем, о чем и говорить-то срамно. Страшно даже себе представить, какие катастрофы происходят с молодыми людьми, поддавшимся на этот виртуальный соблазн. Великим развратникам прошлого и не снилось то, что сегодня позволяет совершать научно-технический прогресс. Это, так сказать, изнанка прогресса, в форпосте которого и находятся компьютерные игры. Я нисколько не преувеличиваю! Компьютерные игры действительно являются форпостом создающейся цивилизации, в основу которой положен принцип удовлетворения самых низменных страстей человечества.

Давайте теперь немного поговорим о казино.

Это не просто вид развлечения, а особый стиль жизни, привилегия современных "аристократов". Я, например, знаю человека, который проиграл в казино все свое состояние. Миллионы! Сегодня он живет на ренту от казино.

Каким образом?

Он там бесплатно завтракает, обедает, ужинает, ему оплачивают квартиру и он, конечно же, играет. Но часть выигрыша отдает казино. То есть, он теперь раб казино. И таких людей немало. Они порой обращаются к нам за помощью, так что мы знаем эту проблему достаточно хорошо. Но поскольку казино - явление элитарное, оно не представляет такой угрозы для подавляющего большинства населения, как компьютерные игры или игровые автоматы.

Ну, а чем уж так опасны игровые автоматы?

Несколько лет назад мы с удивлением обнаружили, что самую страшную опасность представляют именно самые примитивные игровые автоматы, которые расплодились сейчас по всей России, как грибы после дождя. Москва вообще стала вторым Лас-Вегасом. Поначалу, столкнувшись с этой проблемой, мы даже не поверили, что такое возможно. Но когда с одними и теми же симптомами стали приходить сперва десятки, а потом и сотни людей, волей-неволей пришлось признать опасность. Оказалось, что именно эта форма игры самая страшная. Именно здесь быстрее всего захватывается личность. Причем захват подчас происходит, не побоюсь этого слова, фатальный. Сразу скажу: мы не видим выхода с точки зрения психологии или психиатрии из такого рода зависимости - зависимости от обыкновенного игрального автомата, которых сейчас тысячи на наших улицах.

В чем же дело?

Исследуя эту проблему, мы столкнулись с рядом необычных явлений и сегодня стараемся их осмыслить. Например, многие люди, которые обратились к нам с просьбой избавить их от лудомании, изначально не были столь уж явно подвержены какого-то рода пагубным страстям. Это были вполне приличные люди, которые пошли помочь своим знакомым, которые попали в зависимость от игровых автоматов. И, как это ни парадоксально, пробыв вместе с ними в салонах и мельком сыграв несколько партий, стали такими же зависимыми. Причем они совершенно не понимают, как это могло случиться, ведь они были не только не расположены к игре, но наоборот - питали неприязнь к игровому автомату!

Тогда почему это произошло?

Здесь-то и кроется загадка! Поскольку просто страстями, которые обычно сопровождают любую азартную игру, мы в данном случае не можем оправдать наблюдаемый нами феномен, значит, существуют какие-то иные механизмы захвата человеческой психики. И действительно, анализируя принципы взаимоотношения людей с игровыми системами, мы поняли, что это система, скрупулезно продуманная с точки зрения психологии и психофизиологии. То есть, современная игральная система при всей своей кажущейся примитивности является квинтэссенцией целой науки. Здесь нужно быть точным: науки, задача которой - искусственное формирование патологической зависимости игрока от автоматов, и которая базируется на самых передовых исследованиях психосоматики и психологии. Мы рассматривали эту проблему под разными углами зрения, и, похоже, нашли ключ. Сейчас мы вместе с руководителем нашего Центра, доктором медицинских наук, иеромонахом Анатолием (Берестовым), работаем над концепцией, подробно описывающей механизмы формирования зависимости от игровых автоматов. Параллельно идет труд и в направлении создания реабилитационных методик, приемлемых в рамках православного отношения к проблеме. Надеюсь, уже в ближайшее время наше издательство осуществит выпуск видео- и печатных материалов на эту тему.