Смекни!
smekni.com

Социокультурные основы развития воспитательной системы образовательного учреждения (стр. 2 из 3)

Таким образом, система смыслов на основе ценностей выступает "заказчиком" и "создателем" структуры воспитательной системы, которая могла бы удовлетворить ее потребности. В это же время данная система способна целенаправленно воспроизводить, культивировать, взращивать элементы собственной структуры, представляющие наибольшую ценность. А.М.Моисеев и О.М.Моисеева (6) могли бы назвать данную систему инновационной философией образовательного учреждения, под которой они понимают систему ценностей, лежащих в основе обновления школы и являющуюся основанием новой миссии школы и целей ее развития. Мы же от англ. culture (культивировать, взращивать) систему смыслов объектов, построенную на основе доминирующей иерархии ценностей, определили как культуру.

Культура включает в себя ценности, построенные на основе ценностей цели, конечные перспективные цели - идеалы, а также инструментарий их достижения - нормы и правила. Своей оригинальной культурой обладает каждая воспитательная система образовательного учреждения. Поскольку структура системы строится и воспроизводится в соответствии с ее культурой, то путь развития воспитательной системы образовательного учреждения возможно назвать культуросообразным, происходящим по описываемому нами социокультурному механизму.

Таким образом, та или иная культура определяет тот или иной тип воспитательной системы. То, какие изменения произойдут в воспитательной системе (какие объекты будут включены или исключены, какое место они будут в ней занимать), определяется ее культурой и изменениями, происходящими в ней. Процесс изменения структуры или связанных с ней функций воспитательной системы есть социальное нововведение. Процесс изменения культуры - культурное нововведение. Так как эти два процесса взаимосвязаны (изменение структуры воспитательной системы происходит сразу вслед за изменениями ее культуры), можно говорить о социокультурном нововведении.

Поскольку путем социокультурных нововведений те или иные элементы изменяются в системе, это не может в разной степени не отразиться на системе в целом. Вслед за "стартовым" социокультурным нововведением следуют производные (эффект, известный в инноватике как "длинные волны" или "большие циклы"). Они вызваны тем, что структура воспитательной системы не может частью соответствовать новой изменившейся культуре, а другой частью - нет. Следствием любого социокультурного нововведения является новая, подчеркиваем, система. Производные, часто спонтанно возникающие социокультурные нововведения необходимы для создания новой целостности. Они выполняют функцию адаптации системы к стартовому нововведению.

Совокупность "стартовых" и производных социокультурных нововведений, происходящих в целом в воспитательной системе образовательного учреждения, протекающих в конечный момент времени, являющихся объектом педагогического управления, называется социокультурной инновацией.

Изменения в культуре всегда первичны: возникают новые смыслы, идеи, ценности, цели, нормы, правила. Главная же цель социокультурных инноваций - привести структуру воспитательной системы в соответствие этим изменениям. Если, например, в культуре воспитательной системы появилось нововведение, согласно которому уровневая или профильная дифференциация, коллективные или индивидуальные формы работы, спортивная или клубная деятельность приобретают особо значимый смысл, наделяются статусом ценности для воспитательной системы, эти элементы включаются в структуру системы. Например, когда вновь возник смысл существования школьного музея в Вятской школе Некрасовского района Ярославской области (директор школы Л. Н. Дмитриева), соответствующие структурные изменения позволили восстановить некогда существовавший школьный музей.

Независимо от источника нововведений культура любой воспитательной системы постоянно подвержена изменениям (благодаря целенаправленно или нецеленаправленно действующим факторам), будь то за счет экспансивного внедрения в нее новых агрессивных по отношению к ней ценностей, или за счет включения новых смыслов, ценностей из среды, или путем склонения компромиссного варианта культуры воспитательной системы в сторону предпочтения некоторых целей или ценностей одного или группы субъектов системы. Всякий раз вслед за изменениями культуры должно следовать изменение структуры воспитательной системы, и здесь социокультурный механизм обеспечивает оптимальное культуросообразное развитие воспитательной системы.

Социокультурный механизм работает под влиянием как управляемых, так и неуправляемых культурных нововведений. Управляемость позволяет, как оптимизировать этот процесс, направить его в заданное русло, так и искусственно сдерживать.

Иногда возникают ситуации, когда, на первый взгляд, первично происходит изменение структуры. Например, в структуре воспитательной системы уже упоминавшейся нами Вятской средней школы исчез один из элементов - ушел педагог, и перестал существовать клуб, руководимый им, - чисто структурное изменение, однако все зависит от того, каким смыслом обладала именно клубная форма работы для системы. Клуб как форма на данном этапе развития системы обладал небольшой значимостью (содержание деятельности находило свою реализацию уже в общешкольных формах организации дел), в культуре уже создались условия, чтобы исключить его из структуры, и уход педагога стал тем самым поводом, чтобы привести структуру в соответствие культуре. В случае если бы эта форма обладала ценностью для школы, уход педагога существенным образом ничего бы изменить был не способен. Напротив, системе при наличии смысла объекта и утрате этого объекта, необходимо этому смыслу подобрать новый объект (в том числе и нового педагога и т. д.). Ярким примером может послужить и отмена школьной формы, тот случай, когда культурное изменение (готовность избавиться от формы) на несколько лет опередило изменение структуры, однако существуют образовательные учреждения, в которых школьная форма есть и сейчас - в культуре для этого есть основания (например, в одной из наблюдаемых нами школ г. Ярославля).

Сформулируем основные положения социокультурного механизма развития воспитательной системы образовательного учреждения:

1. Культура, являющаяся основой развития социальных систем, в том числе и воспитательных систем, вступая в диалог с иными культурами, представляется как поле для культурных нововведений, возможных лишь в случае соответствия или преимущества появляющихся новшеств ценностям этой культуры. Нельзя говорить об эволюционном развитии культуры (и тем более ее модернизации), так как это развитие ситуативно. В одном и том же образовательном учреждении на протяжении истории культура может пульсировать от гомоцентризма к социоцентризму, от авторитаризма норм к демократическим ценностям, от доминирования коллективных ценностей к примату индивидуального подхода и т. д.

2. Следствием изменения системы культуры должно выступить изменение структуры воспитательной системы. Структура должна войти в соответствие с обновленной культурой, и степень этого соответствия служит критерием для оценки оптимальности развития воспитательной системы. Развитие воспитательной системы, таким образом, происходит культуросообразно: всякий раз структура должна "догонять" развивающуюся культуру.

3. Средством управляемого культуросообразного развития воспитательной системы образовательного учреждения выступает социокультурная инновация. Реализация социокультурной инновации позволяет не только выделить те изменения, которые произошли в культуре, не только реализовать инновационные технологии по их включению в структуру, но и целенаправленно управлять изменениями в самой культуре воспитательной системы. Всякое изменение культуры и, как следствие, структуры системы, приводит к различным по степени радикальности изменениям, и, согласно системному подходу, целесообразно говорить о появлении нового объектного состояния воспитательной системы с ее новой культурой.

4. Социокультурный механизм осуществляет культуросообразный переход от одного объектного состояния воспитательной системы к другому, который происходит за счет изменений в культуре системы, средством и формой которого служит социокультурная инновация.

Какова же сущность социокультурного механизма развития воспитательной системы образовательного учреждения? Первой сущностной характеристикой механизма, как мы отметили в начале параграфа, является состав и логическая структура действий, необходимых для протекания процесса развития воспитательной системы образовательного учреждения. Исходя из данных, полученных нами в результате анализа практики развития воспитательных систем, мы выделяем необходимый состав действий, расположенный в следующей логике:

Взаимодействие культуры воспитательной системы образовательного учреждения с культурами иных социальных субъектов.

Культурное нововведение.

Выявление расхождений между изменившейся культурой и существующей структурой воспитательной системы, и подбор новшеств, способных привести структуру в необходимое соответствие с культурой.

Структурное нововведение.

Среди предложенного состава действий первое представляется постоянным, объективным процессом, возможным в силу того, что воспитательная система является открытой, взаимодействующей со средой. Культура воспитательной системы образовательного учреждения испытывает множество целенаправленных и нецеленаправленных влияний. Управление развитием воспитательной системы возможно как путем ограничения внешних влияний, так и путем усиления или осуществления нового управляемого влияния.

Следующие (2, 3 и 4) действия являются последовательными стадиями социокультурной инновации, которая может произойти как реакция на изменение культуры (в этом случае можно говорить о культуросообразном развитии) или не произойти при необходимости удержания прежней структуры. Управление развитием воспитательной системы в этом случае возможно путем осуществления своевременной текущей диагностики с целью оперативного видения культурных изменений в воспитательной системе, на основе результатов которой принимается решение либо о необходимости структурного нововведения (приводящего структуру системы в соответствие с измененной культурой), либо о необходимости культурного нововведения, компенсирующего произошедшие изменения в культуре воспитательной системы (чье появление грозит нарушению до той поры удовлетворявшей запросы субъектов системы устоявшейся культуре, функциям и структуре).