Смекни!
smekni.com

Зигмунд Фрейд о самоубийстве (стр. 3 из 6)

Теории и размышления: 1911-1939

В конце концов, для обеспечения надлежащего признания важности саморазрушения Фрейд пересмотрел свою теорию инстинктов. В 1932 году, оглядываясь назад на работу всей своей жизни, он заметил: "Садизм и мазохизм, последний в особенности - составляют необычайно трудную загадку для теории либидо, поэтому будет правильным сделать то, что являлось камнем преткновения для одной теории, краеугольным камнем другой, ее сменившей" (v. 22, p. 104). Точнее говоря, новая концепция инстинкта смерти скорее дополнила, чем заменила теорию либидо.

Говоря о совокупности трудов Фрейда, посвященных самоубийству, важно помнить, что каждый из них следует рассматривать в контексте времени, когда он был написан. До 1910 года все положения строились в рамках теории либидо. После 1920 года они входили в структуру теории инстинкта смерти. Работы, написанные в 1914-1915 годах, знаменовали собой переходной этап. В статье "Печаль и меланхолия" (написанной в 1915 и опубликованной в 1917 году), следуя соображениям, высказанным в 1910 году, Фрейд в качестве исходной точки взял пациента особого рода - больного меланхолией, которая являлась выражением интенсивной вины и самообвинения:

"Мы видим, что у него одна часть Эго ставит себя выше и против другой его части, критикуя и осуждая ее, одним словом, относится к ней как объекту. Наше предположение, что критикующее начало, в этой ситуации отщепляющееся от Эго, способно к проявлению самостоятельности и в других обстоятельствах, подтверждается всеми наблюдениями" (v. 14, p. 247-252).

Каким образом происходит отщепление? С точки зрения психической энергии (либидо) объяснение является весьма сложным. Отнимаемая от утраченного объекта любви энергия перемещается в Эго и используется для воссоздания любимого как постоянной части я и идентификации Эго с оставленным объектом. "Таким образом, тень объекта упала на Эго, и с этого времени оно может подвергаться осуждению особой инстанции, словно является объектом, покинутым объектом"27. Несомненно, "теневые" объекты как структуры Эго (идентификации) не интегрируются полностью с целостной личностью. Сохраняется демаркационная зона, иными словами, линия вины, в силу чего происходит расщепление Эго.

Существенным было и предположение Фрейда, что одни виды любви являются менее устойчивыми, чем другие. Например, нарциссическая любовь к другому человеку особенно подвержена дезорганизации и регрессии до незрелых и примитивных стадий развития либидо, в частности, садизма.

Именно садизм и ничто иное разрешает загадку тенденции к самоубийству, которая делает меланхолию столь интересной для специалистов и опасной в жизни. Любовь Эго к себе, первичное состояние, с которого, как мы полагаем, берет начало инстинктивная жизнь, является огромной. Количество нарциссического либидо, освобождение которого при угрозе жизни вызывает у человека ужас, поистине необъятно. Поэтому непонятно, каким образом Эго соглашается на саморазрушение. Давно известна истина, что ни один невротик не станет лелеять мысли о самоубийстве, если они не являются обращенными против себя побуждениями к убийству других; однако пока не удалось найти объяснение, какое взаимодействие сил способно привести эту задачу в исполнение. Анализ меланхолии показал, что Эго в состоянии убить себя лишь в случае, если из-за возврата объектного катексиса оно начинает относиться к себе как объекту, то есть, если Эго способно направить против себя враждебность, относящуюся к объекту и являющуюся его исходной реакцией на объекты внешнего мира. Таким образом, путем регрессии до нарциссического выбора объекта Эго действительно удается избавиться от [внешнего] объекта, который, однако, оказывается сильнее его. Эго оказывается переполненным объектом в двух противоположных ситуациях - необычайной влюбленности и самоубийства, хотя и совершенно по-разному (v. 14, p. 247-252).

Эта рассуждение Фрейда нередко приводится в литературе, посвященной самоубийству, однако чаще всего с неуместным акцентом на аспектах первичной враждебности и побуждений к убийству. По-моему, более важными и творческими являются аспекты регрессии, дезорганизации и расщепления Эго, патологических процессов, позволяющих некоторой части инициировать действие, невзирая на интересы остального Эго. Более того, позитивное дидактическое свойство приведенного изолированного суждения может ввести читателя в заблуждение в том смысле, что Фрейд выносит вердикт всем самоубийствам в целом, что не входило в его намерения. Общий тон статьи, из которой она взята, является скромным и осторожным; уже в первом абзаце Фрейд особо подчеркивает отсутствие обобщенной достоверности научных выводов, сделанных при анализе нескольких отобранных больных меланхолией.

Через несколько лет он обнаружил, что процесс включения объектов как идентификаций в Эго является весьма распространенным. Более того, Эго в значительной мере состоит из идентификаций. Фрейд не развивал дальше теорию идентификации, однако ее последовательная разработка другими авторами привела к современным представлениям, что первичная репрезентация большинства объектов любви в Эго и Супер-Эго расщепляется на несколько хороших и плохих частей. Множественные объектные идентификации наряду с потребностью формирования механизмов психологической защиты и поддержания вытеснения приводят к расщеплению и расщелинам в каждом Эго. В 1920-х годах Фрейд разрабатывает структурную модель психической деятельности (Ид, Эго и Супер-Эго), приписывая ее различным частям специфические функции (v. 19, p. 3-66). Он указывает, что самые ранние идентификации играют особую роль для всей личности, поскольку они наиболее полно отщепляются от остальной части Эго и превращаются в Супер-Эго, которое состоит из совести и идеалов. Супер-Эго несет функции любви, поддержки, оценки и наказания Эго. Но и оно может заболеть. Понятия или образы самоубийства возникают только в Эго и Супер-Эго, ибо Ид ничего не знает о своей смерти. "В бессознательном каждый убежден в своем бессмертии" (v. 14, p. 289-300). Более того, свою смерть невозможно представить даже осознанно. "Получается, что, пытаясь это сделать, мы все-таки присутствуем как зрители" (v. 14, p. 289-300).

Фрейд мало внимания уделял значению других людей (зрителя, участника, спасателя или предателя) для самоубийства. В соответствии с записями наблюдений он не находил им места в своей теории. Например, в 1921 году он кратко описал поведение молодого мужчины, который мучил свою любовницу и бессознательно пытался довести ее до самоубийства для вымещения гнева за свою суицидальную попытку, предпринятую несколько лет назад из-за другой женщины (v. 18, p. 191-192; v. 22, p. 456) . В 1916 году он провел анализ героев пьесы "Росмерхольм". (Драма знаменитого норвежского драматурга Генрика Ибсена, написанная в 1886 году, творчество которого вдохновляло аналитические изыскания Фрейда.) В этой драме несчастная жена, Беата Росмер, подвергается психологическому насилию со стороны соперницы, Ребекки Гамвик. Она совершает самоубийство, отреагировав на уход супруга и чувство своей никчемности (v. 14, p. 325). Самоубийство не являлось основной темой ни одной из указанных статей, первая посвящалась телепатии, а вторая - чувству вины из-за достигнутого успеха. Еще один анализ литературного произведения (1928 год) касается истории матери, безуспешно стремившейся спасти от самоубийства сына - азартного игрока (v. 21, p. 191-194).

Последний из подробно описанных клинических случаев, "Психогенез случая гомосексуализма у женщины", опубликованный в 1920 году, Фрейд использовал для дальнейшей разработки теории гомосексуализма, женской сексуальности и некоторых технических аспектов психоаналитической терапии. Пациенткой была девушка 18 лет, которую привел отец через полгода после суицидальной попытки. Семью беспокоила не столько это, сколько гомосексуальная привязанность девушки к женщине, которая была лет на десять старше. Она не слишком стремилась к продолжению отношений. Во время совместной прогулки с подругой они случайно встретились с отцом девушки, метнувшим на них гневный взгляд, тогда женщина сказала, что им необходимо расстаться. Девушка немедленно кинулась бежать и, перебравшись через ограду, бросилась на железнодорожный путь. Хотя она не получила серьезных травм и ей пришлось провести в постели лишь несколько дней, Фрейд почувствовал, что попытка, несомненно, была серьезной.

После выздоровления девушке стало легче поступать по-своему, ибо родители не решались противиться ее поведению с прежней настойчивостью. Женщина, до тех пор довольно холодно принимавшая ухаживания, была тронута несомненным доказательством серьезности ее страсти и стала относиться к ней гораздо теплее (v. 18, p. 147-172).

Фрейд полагал, что многое в поведении девушки являлось реакцией на рождение за три года до описанного случая третьего брата. После этого события она отвернулась от детей и обратила свою любовь на старших женщин. По поводу суицидальной попытки Фрейд писал:

"С помощью анализа удалось раскрыть глубинные интерпретации [поступка], отличавшиеся от ее собственных (отчаяние из-за потери любимой женщины). Как и ожидалось, суицидальная попытка была обусловлена, кроме приводившихся, еще двумя мотивами: она являлась исполнением наказания (самонаказания), а также желания. Что касается последнего, то, поскольку она бросилась на пути по вине отца, речь идет о желании, фрустрация которого привела к гомосексуализму, а именно желании иметь от него ребенка. С точки зрения самонаказания поступок девушки показывает, что в бессознательном возникли сильные желания смерти кого-то из родителей - возможно, отца, в отместку за чинимые им препятствия в ее любви, но скорее - и матери, когда она забеременела младшим братом. Анализ раскрыл загадку суицидальной попытки следующим образом: